НАВЫКИ
Из данной схемы видно, что на основе знаний формируются умения, которые по мере повторений, автоматизируются и часть их переходит в навык. В свою очередь сформированные умения и навыки будут способствовать формированию новых знаний.
В процессе систематически выполняемых упражнений умения совершенствуются и переходят в навыки, при этом:
· ослабляется, свойственная учащимся на первом этапе овладения трудовыми действиями напряженность, устраняется скованность в выполнении действий;
· исчезают лишние и ненужные движения;
· зрительный контроль за правильностью выполнения действий в значительной мере подменяется кинестетическим контролем (т.е. мышечным ощущением), для которого характерна более высокая чувствительность и возможность автоматизации (т.е. непроизвольного осуществления).В результате улучшается и облегчается самоконтроль. Действие выполняется более точно и правильно;
· при переходе умений в навык значительно повышается координация трудовых действий, улучшается согласованность их друг с другом. Появляется возможность совмещения или одновременного выполнения действий (например, обеими руками или руками и ногами и т.д.);
|
|
· ускоряется темп выполнения трудовых действий, сочетающийся с повышенным качеством.
Для перехода умений в навыки необходимо учесть следующие требования предъявляемые к методике организации упражнений:
-упражнения должны проводиться систематически и последовательно, с переходом от простых к сложным, от замедленного темпа к все более быстрому;
-каждое проводимое упражнение должно быть направленно на совершенствование способа его выполнения, т.к. только сознательное стремление учащихся постоянно улучшать способ выполнения очередного повторного упражнения может способствовать переходу умений в навык.