В условиях Таможенного союза система правового регулирования таможенных платежей существенно изменилась. Вопросы установления и применения таможенных платежей с 1 июля (6 июля) 2010 г. регламентируются не только положениями ТК ТС, определяющими общие вопросы исчисления и уплаты таможенных пошлин, налогов, а также устанавливающими особенности применения таможенных платежей в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры.
В целях реализации отсылочных норм ТК ТС разработаны международные соглашения государств - членов ТС, в том числе:
- по вопросам установления и применения в ТС порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин, иных пошлин, налогов, имеющих эквивалентное значение[4];
- по вопросам определения порядка уплаты вывозных таможенных пошлин при вывозе товаров с таможенной территории ТС[5];
- по вопросам предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, и особенностей уплаты, взыскания и перечисления таможенных пошлин, налогов в отношении таких товаров[6];
|
|
- по вопросам определения оснований, условий и порядка изменения срока уплаты ввозных таможенных пошлин[7].
При ввозе товаров взимаются ввозная таможенная пошлина, НДС, акциз, а также таможенные сборы. При вывозе товаров с таможенной территории - вывозная таможенная пошлина и таможенные сборы.
Ряд положений ТК ТС содержит отсылочные нормы к национальному законодательству государств - членов ТС.
Положения главы 9 ТК ТС «Общие положения о таможенных платежах» относятся к общим нормам, касающимся таможенных платежей, которые взимают таможенные органы в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу ТС.
Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины устанавливаются в соответствии с международными договорами и (или) законодательством государств - членов ТС.
В отличие от российского законодательства ст. 72 ТК ТС определяет таможенные сборы как обязательные платежи, взимаемые таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением, а также за совершение иных действий, установленных ТК ТС либо законодательством государств - членов ТС.
Таким образом, установление видов и ставок таможенных сборов отнесено к регулированию национальным законодательством каждого из государств - членов ТС. Но глава 9 ТК ТС «Общие положения о таможенных платежах» четко определяет ограничение по размеру сбора.
Согласно главе 9 ТК ТС «Общие положения о таможенных платежах» сроки уплаты таможенных пошлин и налогов (ст. 82, 83 ТК ТС) устанавливаются соответствующими статьями в рамках регулирования каждой таможенной процедуры. В общем случае при помещении товаров под таможенные процедуры, предусматривающие уплату таможенных пошлин, налогов, срок их уплаты установлен до выпуска товаров.
|
|
Сроки уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, особенности таможенного декларирования которых в соответствии со ст. 194 ТК ТС определяются законодательством государств - членов ТС, устанавливаются законодательством такого государства - члена ТС.
Согласно ст. 194 ТК ТС в зависимости от категорий товаров и лиц, их перемещающих, могут быть установлены особенности таможенного декларирования товаров, в том числе в следующих случаях:
1) если декларант не располагает точными сведениями, необходимыми для таможенного декларирования;
2) при регулярном перемещении через таможенную границу товаров одним и тем же лицом в течение определенного периода времени;
3) при перемещении товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи;
4) при перемещении товаров в несобранном или разобранном виде, в том числе некомплектном или незавершенном виде, в течение установленного периода времени.
В связи с подписанием Соглашения[8] определен следующий порядок изменения сроков уплаты:
1. Отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин предоставляется в отношении товаров, помещаемых только под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (в российском таможенном законодательстве данных ограничений не было).
2. Отсрочка или рассрочка уплаты предоставляется только в отношении ввозной таможенной пошлины (в российском законодательстве отсрочка или рассрочка предоставлялась в отношении как ввозных, так и вывозных таможенных пошлин).
3. Расширен перечень оснований предоставления отсрочки, рассрочки ввозной таможенной пошлины.
4. Установлен сокращенный срок (не более 2 месяцев), на который предоставляется отсрочка или рассрочка уплаты ввозной таможенной пошлины в отношении скоропортящихся товаров.
5. С 15 до 10 дней сокращен срок рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки, рассрочки.
6. Расширен перечень обстоятельств, исключающих предоставление отсрочки или рассрочки. Помимо возбуждения уголовного дела или процедуры банкротства установлены следующие обстоятельства: задолженность по уплате таможенных пошлин, налогов, а также непредставление плательщиком необходимых сведений и документов.
7. Не установлен срок, в течение которого таможенный орган уведомляет об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин или отмене ранее вынесенного решения (в Таможенном кодексе РФ 2003 года[9] данный срок исчислялся тремя днями).
2. Соотношение национального российского законодательства с законодательством таможенного союза о порядке установления и взимания таможенных платежей
Таможенное законодательство Таможенного союза представляет собой трехуровневую систему нормативных правовых актов, расположенных в соответствии с критерием убывания юридической силы следующим образом:
1) Таможенный кодекс Таможенного союза;
2) международные договоры государств - членов Таможенного союза, регулирующие таможенные отношения в Таможенном союзе;
3) решения наднационального органа (первоначально - Комиссии Таможенного союза, а с февраля 2012 года - Евразийской экономической комиссии)[10].
Все перечисленные акты таможенного законодательства Таможенного союза действуют на всей таможенной территории Таможенного союза. Если таможенное законодательство предусматривает, что таможенное регулирование в Таможенном союзе осуществляется в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, такое законодательство действует на территории данного государства - члена Таможенного союза.
|
|
Национальное регулирование осуществляется законодательством государств - членов Таможенного союза, которое формируется в Республике Беларусь на базе Таможенного кодекса Республики Беларусь от 4 января 2007 года № 204-З[11], в Республике Казахстан - Кодекса Республики Казахстан от 30 июня 2010 года № 296-IV "О таможенном деле в Республике Казахстан"[12].
В национальном законодательстве РФ основным документом, регулирующим вопросы таможенного регулирования, в частности, вопросы установления, исчисления и взимания таможенных платежей, является Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» № 311 (далее – ФЗ «О таможенном регулировании в РФ»)[13]
По общему правилу при таможенном регулировании применяются акты таможенного законодательства Таможенного союза, а также законодательные акты государств - членов Таможенного союза в сфере налогообложения и государственного регулирования внешнеторговой деятельности, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов. В отдельных случаях может быть предусмотрен иной порядок.
Особый порядок устанавливается в отношении случаев перемещения товаров через таможенную границу с нарушениями требований, установленных таможенным законодательством Таможенного союза. К таким товарам применяются таможенное законодательство Таможенного союза, меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств - членов Таможенного союза в сфере налогообложения, действующие на день фактического пересечения товарами таможенной границы. Если день фактического пересечения товарами таможенной границы не установлен, применяются нормы, действующие на день выявления нарушения установленных требований.