Система правового регулирования таможенных платежей в таможенном союзе (наднациональное законодательство и национальное)

В условиях Таможенного союза система правового регулирования таможенных платежей существенно изменилась. Вопросы установления и применения таможенных платежей с 1 июля (6 июля) 2010 г. регламентируются не только положениями ТК ТС, определяющими общие вопросы исчисления и уплаты таможенных пошлин, налогов, а также устанавливающими особенности применения таможенных платежей в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры.

В целях реализации отсылочных норм ТК ТС разработаны международные соглашения государств - членов ТС, в том числе:

- по вопросам установления и применения в ТС порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин, иных пошлин, налогов, имеющих эквивалентное значение[4];

- по вопросам определения порядка уплаты вывозных таможенных пошлин при вывозе товаров с таможенной территории ТС[5];

- по вопросам предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, и особенностей уплаты, взыскания и перечисления таможенных пошлин, налогов в отношении таких товаров[6];

- по вопросам определения оснований, условий и порядка изменения срока уплаты ввозных таможенных пошлин[7].

При ввозе товаров взимаются ввозная таможенная пошлина, НДС, акциз, а также таможенные сборы. При вывозе товаров с таможенной территории - вывозная таможенная пошлина и таможенные сборы.

Ряд положений ТК ТС содержит отсылочные нормы к национальному законодательству государств - членов ТС.

Положения главы 9 ТК ТС «Общие положения о таможенных платежах» относятся к общим нормам, касающимся таможенных платежей, которые взимают таможенные органы в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу ТС.

Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины устанавливаются в соответствии с международными договорами и (или) законодательством государств - членов ТС.

В отличие от российского законодательства ст. 72 ТК ТС определяет таможенные сборы как обязательные платежи, взимаемые таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением, а также за совершение иных действий, установленных ТК ТС либо законодательством государств - членов ТС.

Таким образом, установление видов и ставок таможенных сборов отнесено к регулированию национальным законодательством каждого из государств - членов ТС. Но глава 9 ТК ТС «Общие положения о таможенных платежах» четко определяет ограничение по размеру сбора.

Согласно главе 9 ТК ТС «Общие положения о таможенных платежах» сроки уплаты таможенных пошлин и налогов (ст. 82, 83 ТК ТС) устанавливаются соответствующими статьями в рамках регулирования каждой таможенной процедуры. В общем случае при помещении товаров под таможенные процедуры, предусматривающие уплату таможенных пошлин, налогов, срок их уплаты установлен до выпуска товаров.

Сроки уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, особенности таможенного декларирования которых в соответствии со ст. 194 ТК ТС определяются законодательством государств - членов ТС, устанавливаются законодательством такого государства - члена ТС.

Согласно ст. 194 ТК ТС в зависимости от категорий товаров и лиц, их перемещающих, могут быть установлены особенности таможенного декларирования товаров, в том числе в следующих случаях:

1) если декларант не располагает точными сведениями, необходимыми для таможенного декларирования;

2) при регулярном перемещении через таможенную границу товаров одним и тем же лицом в течение определенного периода времени;

3) при перемещении товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи;

4) при перемещении товаров в несобранном или разобранном виде, в том числе некомплектном или незавершенном виде, в течение установленного периода времени.

В связи с подписанием Соглашения[8] определен следующий порядок изменения сроков уплаты:

1. Отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин предоставляется в отношении товаров, помещаемых только под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (в российском таможенном законодательстве данных ограничений не было).

2. Отсрочка или рассрочка уплаты предоставляется только в отношении ввозной таможенной пошлины (в российском законодательстве отсрочка или рассрочка предоставлялась в отношении как ввозных, так и вывозных таможенных пошлин).

3. Расширен перечень оснований предоставления отсрочки, рассрочки ввозной таможенной пошлины.

4. Установлен сокращенный срок (не более 2 месяцев), на который предоставляется отсрочка или рассрочка уплаты ввозной таможенной пошлины в отношении скоропортящихся товаров.

5. С 15 до 10 дней сокращен срок рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки, рассрочки.

6. Расширен перечень обстоятельств, исключающих предоставление отсрочки или рассрочки. Помимо возбуждения уголовного дела или процедуры банкротства установлены следующие обстоятельства: задолженность по уплате таможенных пошлин, налогов, а также непредставление плательщиком необходимых сведений и документов.

7. Не установлен срок, в течение которого таможенный орган уведомляет об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин или отмене ранее вынесенного решения (в Таможенном кодексе РФ 2003 года[9] данный срок исчислялся тремя днями).


2. Соотношение национального российского законодательства с законодательством таможенного союза о порядке установления и взимания таможенных платежей

Таможенное законодательство Таможенного союза представляет собой трехуровневую систему нормативных правовых актов, расположенных в соответствии с критерием убывания юридической силы следующим образом:

1) Таможенный кодекс Таможенного союза;

2) международные договоры государств - членов Таможенного союза, регулирующие таможенные отношения в Таможенном союзе;

3) решения наднационального органа (первоначально - Комиссии Таможенного союза, а с февраля 2012 года - Евразийской экономической комиссии)[10].

Все перечисленные акты таможенного законодательства Таможенного союза действуют на всей таможенной территории Таможенного союза. Если таможенное законодательство предусматривает, что таможенное регулирование в Таможенном союзе осуществляется в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, такое законодательство действует на территории данного государства - члена Таможенного союза.

Национальное регулирование осуществляется законодательством государств - членов Таможенного союза, которое формируется в Республике Беларусь на базе Таможенного кодекса Республики Беларусь от 4 января 2007 года № 204-З[11], в Республике Казахстан - Кодекса Республики Казахстан от 30 июня 2010 года № 296-IV "О таможенном деле в Республике Казахстан"[12].

В национальном законодательстве РФ основным документом, регулирующим вопросы таможенного регулирования, в частности, вопросы установления, исчисления и взимания таможенных платежей, является Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» № 311 (далее – ФЗ «О таможенном регулировании в РФ»)[13]

По общему правилу при таможенном регулировании применяются акты таможенного законодательства Таможенного союза, а также законодательные акты государств - членов Таможенного союза в сфере налогообложения и государственного регулирования внешнеторговой деятельности, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов. В отдельных случаях может быть предусмотрен иной порядок.

Особый порядок устанавливается в отношении случаев перемещения товаров через таможенную границу с нарушениями требований, установленных таможенным законодательством Таможенного союза. К таким товарам применяются таможенное законодательство Таможенного союза, меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств - членов Таможенного союза в сфере налогообложения, действующие на день фактического пересечения товарами таможенной границы. Если день фактического пересечения товарами таможенной границы не установлен, применяются нормы, действующие на день выявления нарушения установленных требований.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: