Виды утопления
Различают три вида утопления: мнимое, собственно утопление и асфиксическое.
Мнимое утопление (белая асфиксия) возникает при попадании небольшого количества воды в дыхательные пути. Это вызывает спазм голосовой щели и рефлекторное прекращение дыхания и работы сердца. У таких потерпевших легкие обычно свободны от воды, пенистая жидкость изо рта и ноздрей не выделяется, кожные покровы и слизистые оболочки бледные и холодные.
При белой асфиксии человека можно оживить через 10— 30 мин после случившегося утопления.
Собственно утопление (синяя асфиксия) характеризуется проникновением воды в альвеолы легких и прекращением дыхания. Нарушается кровообращение. У потерпевшего отмечается избыток углекислого газа в крови. Кожные покровы в этом случае, особенно ушей, кончиков пальцев, слизистая губ, имеют фиолетово-синюю окраску. Вены вздуты, лицо отечное, изо рта выделяется пена. Могут иметь место гемолиз (разрушение оболочек эритроцитов и выход содержимого гемоглобина в плазму крови), фибрилляция сердца.
|
|
При этом виде утопления человека можно оживить, если его пребывание под водой длилось не более 4—6 мин.
Асфиксическое утопление является промежуточным состоянием между белой асфиксией и синей асфиксией.
Оживить человека можно только в том случае, если он находился под водой не более 10 мин.
Следует помнить, что при утоплении в морской воде гемолиз и фибрилляция сердца не отмечаются, нарушается лишь внешнее дыхание.
При утоплении в холодной воде сроки наступления клинической смерти удлиняются, так как протекание жизненных функций несколько замедляется. Таких потерпевших можно оживить и через 20, и через 30 мин пребывания под водой.
Независимо от сроков пребывания человека под водой необходимо предпринимать все меры к спасению и прекращать мероприятия по спасению лишь после появления явных признаков смерти.
Признаки смерти: появление трупных пятен, трупное окоченение мышц, явное снижение температуры тела, отсутствие зрачкового рефлекса.
Глава V ОБУЧЕНИЕ ПЛАВАНИЮ
Одной из основных сторон физического воспитания, как и любого воспитания, как и любого другого педагогического процесса, является обучение, которое включает в себя обучающую деятельность преподавателя (преподавание) и учебно-познавательную деятельность учащихся (учение).
Наряду с общими дидактическими положениями, преподавание и обучение в плавании характеризуются своими особенностями, которые определяются тем, что предметом обучения являются специфические двигательные действия пловца. Они лежат в основе передвижений в воде.
|
|
Методика обучения* и преподавания помогает ответить, на вопросы: как обучаться? Как преподавать?
Закономерности передвижений в воде наиболее ярко отражены в технике и в хорошо изученных и доведенных до совершенства способах спортивного плавания. Именно в рамках спорта, в основе которого лежит, прежде всего, соревновательная практика, способы плавания, техника в наибольшей степени совершенствовались и достигли на сегодняшний день наивысшего развития. Достичь высочайшего совершенства в технике спортивного плавания, как показывают опыт и практика, может лишь человек, систематически занимающийся спортивной тренировкой. Что представляют собой эти систематические занятия, каковы их основные составляющие элементы, какова последовательность и каков путь достижения высокого мастерства в плавании — на все эти вопросы можно получить ответ, изучая методику обучения и закономерности спортивной тренировки.
Обучение плаванию дошкольников
Цель физического воспитания: содействовать развитию личности ребенка.
* Метод — способ теоретического исследования или практического осуществления чего-нибудь. Методика — совокупность методов исследования или практического осуществления чего-нибудь (Словарь русского языка. СИ. Ожегов, 1953).
При решении задач физического воспитания дошкольников плавание используется как средство закаливания, как игра и развлечение, ведущие к расширению фонда двигательных умений и навыков ребенка.
Обучение плаванию школьников
Цель физического воспитания: содействие всестороннему развитию личности.
Задачи физического воспитания:
— укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию;
— обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
— развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей;
— приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;
— воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
— содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности.
Все перечисленные задачи физического воспитания школьников решаются и средствами плавания. Вместе с тем помимо указанных можно выделить группу специальных задач:
— адаптироваться к водной среде, исключить водобоязнь;
— научиться свободно держаться на воде;
— овладеть необходимым фундаментом двигательных умений и навыков, нужных для последующего овладения техникой спортивного плавания;
— овладеть техникой спортивных способов плавания;
— овладеть техникой прикладного плавания;
— научиться оказывать первую помощь пострадавшему;
— способствовать закаливанию организма;
— воспитывать привычки личной гигиены;
— использовать плавание в системе спортивной тренировки.
Спортивная тренировка в плавании
Цель спортивной тренировки: достижение максимально высоких спортивных результатов.
Для ее успешного достижения решаются следующие задачи:
— воспитание целеустремленности, трудолюбия, дисциплинированности;
— воспитание морально-волевых качеств спортсмена;
— укрепление здоровья;
— воспитание физических качеств;
— освоение техники плавания и ее совершенствование;
— освоение тактического мастерства и его совершенствование;
— изучение теоретических основ техники спортивного плавания, методики тренировки, правил соревнований; приобретение необходимых знаний и навыков по вопросам самоконтроля спортсмена, спортивной гигиены, режима, особенностей питания спортсмена.
В настоящее время принята четырехэтапная периодизация многолетней спортивной тренировки. Так как возраст высших достижений в плавании составляет для девушек 17—20 лет, а для юношей — 19—22 года, многолетняя тренировка может охватывать период в 10—12 лет. Разумеется, в соответствии с закономерностями роста и развития организма детей и подростков каждый из этапов многолетней подготовки спортсмена в плавании имеет свои задачи.
|
|
1-й этап. Предварительная спортивная подготовка. Ее задачи:
— формирование устойчивого интереса к занятиям плаванием;
— обучение основам техники спортивных способов плавания и широкому кругу двигательных умений и навыков;
— укрепление здоровья;
— ликвидация недостатков физического развития;
— улучшение физической подготовленности;
— отбор детей, пригодных для специализации в плавании, на основе морфологических критериев и показателей двигательной одаренности.
2-й этап. Базовая подготовка. Ее задачи:
— формирование разностороннего двигательного потенциала и функциональной базы;
— совершенствование технической подготовленности на основе комплексного плавания с постепенным углублением плавательной специализации в одном или двух способах плавания;
— всемерное укрепление здоровья спортсмена; закалка организма; освоение правильного режима; привитие необходимых гигиенических навыков;
— отбор наиболее одаренных пловцов с учетом морфологичес
ких критериев, предпосылок выносливости и специальной силы.
3-й этап. Углубленная специализация. Ее задачи:
— повышение общего функционального уровня, постепенная подготовка организма спортсмена к максимальным нагрузкам, характерным для этапа спортивного совершенствования;
— дальнейшее совершенствование технической и тактической подготовленности;
— формирование устойчивой мотивации перенесения больших тренировочных нагрузок и профессионального отношения к спортивной деятельности.
4-й этап. Спортивное совершенствование. Его задачи: г* освоение тренировочных нагрузок, характерных для современного спорта высших достижений;
|
|
— поддержание высокого уровня функциональной подготовленности;
— совершенствование специальных двигательных спобобно-стей и технико-тактического мастерства;
— стабилизация техники в условиях ответственных соревнований;
— достижение спортивных результатов международного класса;
— поддержание высокого уровня спортивной мотивации.
Возрастные границы этапов спортивной подготовки.
1-й этап. Начало: девочки — 7—9 лет; мальчики — 8—10 лет.
Средняя продолжительность — 1—2 года.
2-й этап. Начало: девочки — 9—10 лет; мальчики — 10— 11 лет.
Средняя продолжительность — 3—4 года.
3-й этап. Начало: девочки — 12—14 лет; мальчики — 13— 15 лет.
Средняя продолжительность этапа — 3—4 года.
4-й этап. Начало: девушки — 15—16 лет; юноши — 16 — 19 лет.