Вступление 25

ствительности, английской — истории от Европейской... порождает узость воззрений, и это стало уже мощным сдерживающим культурным фактором»90. Другой автор пишет, что сочетание традиционных схем, не проясняющих существа дела исследований и чрезмерной специализации, свело историю Великобритании к чему-то «бессвязному». «Из университетов и школ, — писал он перед тем, как благоразумно эмигрировать, — почти полностью исчезло представление, что история дает образование»91.

История культуры, как ее преподают в британских университетах, часто сводится к узконациональному. Повсюду широким международным сопоставлениям предпочитают старомодное изучение национальных корней. В Оксфорде, например, единственным обязательным предметом для всех студентов факультета английской филологии остается англосаксонский текст Беовульфа92. До самого недавнего времени на факультете Новой (sic!) истории в Оксфорде единственным и обязательным текстом для чтения был текст VII века «История английской церкви и народа» Б е ды Достопочтенного, написанный по- латыни93.

Такие чудачества можно встретить, конечно, и в других странах. В Германии, например, университеты страдают от последствий принципа «академической свободы» Гумбольдта. Говорят, что профессора истории в Германии могут преподавать, что пожелают. Их студенты могут выбирать что угодно из списка, предложенного профессорами. В большинстве университетов соблюдается только одно правило: каждый студент должен выбрать, по крайней мере, один курс из Древней истории, Средневековой и Новейшей. Во времена, когда государство оказывало мощное давление, профессора, откликаясь на требования официальной идеологии, перегружали свои списки национальной историей Германии. (Опять-таки от тевтонских племен.) Теперь же, когда вмешательство государства порицается, они могут составлять свои списки так, что любой студент может, если хочет, вообще не изучать национальной истории Германии.

Вопрос о национальном уклоне, может быть, лучше рассмотреть в связи со школьными учебниками и популярными книгами по истории, поскольку, чем больше историки сжимают и упрощают материал, тем ярче выступают их заблуждения. Поясним.

Во-первых, несомненно, что историческое образование в большинстве европейских стран традиционно имеет сильный националистический привкус. Преподавание истории еще при своем зарождении в XIX веке было поставлено на службу патриотизму. В своей простейшей форме оно было представлено всего лишь одной ротой имен, дат и титулов правящих династий. Затем перешли к восхвалению национальных героев, побед и достижений. [БУБУЛИНА] В своей самой продвинутой форме такое образование сознательно готовило школьников к будущей роли убийц или жертв в войнах, которые ведет их народ94. С другой стороны, неправильно думать, будто такое националистическое преподавание

истории никогда не подвергалось сомнению. Было множество попыток открыть более широкие горизонты истории; и практически все переменилось после 1945 г., по крайней мере в Западной Европе95.

Замечательный учебник «Современной истории» вышел в австрийской Галиции в 1889 г.

— он прямо бросал вызов веку национализма. Учебник предназначался для польскоязычных средних школ. Автор, историк из Варшавы, который не мог публиковаться в своем родном городе (находившемся под властью Российского государства) так пишет о своих приоритетах: «В Новое время нации, борясь друг с другом или стремясь к каким-то успехам, действуют не сами по себе, а совместно. Они соединяются в разнообразные группировки и союзы. Вот почему мы должны пользоваться «синхронным методом», то есть говорить обо всех нациях, которые участвовали в определенных событиях определенного времени. Такая общая история не может представить целостной истории каждой отдельной, вовлеченной в исторический процесс нации, и эти отдельные истории следует отнести к категории специальных, национальных историй»96.

В результате появилась книга, где в т. I, охватывающем период от Ренессанса до 1648 г., Габсбургам посвящены 71 страница, а полякам — 519. Автор четко разграничивает Польшу и Польско-литовско-рутенско-прусское государство. Ученик может узнать о католической и лютеранской Реформации, а также об исламе и Оттоманской империи. Географический размах — от сделанных португальцами открытий до завоевания Иваном Грозным Казанского ханства, от свержения Ma-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: