Средние века, ок. 750-1270 235

нуть их болгарскому царю, который вскоре умер от позора. А великий кризис Византии настал в 1071 г., когда норманны на Сицилии, сельджуки в Малой Азии и печенеги под стенами Константинополя совместными действиями предопределили неминуемое падение Византии. [БОГОМИЛЫ]

За три века после смерти Карла Великого границы христианского мира очень раздвинулись. Были обращены следующие страны (в порядке их обращения): Моравия, Болгария, Богемия, Польша, Венгрия и Киевская Русь. На севере упорное продвижение саксонских воинов сопровождалось насильственной христианизацией, но лишь в XI веке удалось добиться в Скандинавии значительного прорыва. Несмотря на значительные разногласия, главы латинской и греческой церквей все еще считали миссионерство своим общим делом.

Моравия — название которой родственно герм. Mahren (граница) — лежит на северном


берегу Дуная на востоке империи Карла Великого. Она первой из славянских земель стала организованным княжеством. В VII веке при Само она упоминается в хрониках Фредегара как территория, которая отказалась покориться франкам. В VIII в. она была просвещена Евангелием из Баварии ирландским миссионером (среди прочих) Виргилием Зальцбургским. В IX в. правящий князь, кажется, был крещен германским епископом, и в Нитре была освящена церковь.

В 862 г. по просьбе из Моравии патриарх Константинополя посылает миссию под руководством двух братьев Михаила и Константина, известных также как святые Мефодий (815-885) и Кирилл (826-867). Мефодий управлял одной славянской провинцией Византии, а Кирилл был дипломатом и до того совершил путешествие в мусульманские земли и в Хазарию. Они были приглашены в Моравию, по-видимому, чтобы сдержать влияние германских священников и помочь верующим этой страны славить Бога на родном языке. Для этой цели Кирилл создает глаголический алфавит, литургию на славянском языке и переводит Библию.

Важно отметить, что, учредив миссию в Моравии, братья отправляются в Рим, где Кирилл умирает. Он был погребен в крипте Сан Клементе. Но Мефодий, повинуясь своему призванию, воз-

вращается епископом Паннонии и Моравии. Он умер в 885 г., возможно, в Велеграде, недалеко от современной Братиславы. В Моравии, по всей видимости, шла нешуточная борьба между латинским и греческим клиром; но Кирилл и Мефодий, апостолы славян, пользовались покровительством и римского папы, и византийского патриарха, явив миру редкий пример экуменизма. Их почитают чехи, хорваты и сербы, и в особенности болгары, среди которых в свое время нашли убежище остатки Моравской миссии. Через 20 лет после смерти Мефодия Моравию разгромили мадьяры, но память об этих защитниках Европы не умерла.

В Болгарии соперничество латинской и греческой церквей разрешилось в пользу греков. В середине IX в. правитель Болгарии Борис I (правил в 852-888 гг.) обдумывал возможность союза с франками, и в 862 г. он встретился с Людовиком Германцем в Тулле на Дунае. Но план не удался, и заключение мира с Византией в 865 г. побудило Бориса принять крещение от Константинопольского патриарха. Борис, однако, не перестал заигрывать с Римом, и его длинное письмо, содержащее 106 вопросов касательно римского богослужения и богословия, породило знаменитые Responso (Ответы) папы Николая II. Укрепление позиций Византии привело к Болгарской миссии св. Климента Словенского (в Болгарии знаменит как Климент Охридский) (840-916) и окончательно привело Болгарию в лоно Православной Церкви. Климент, сам македонец, в свое время сопровождал Кирилла и Мефодия в Моравию и стал затем главным продолжателем трудов св. Кирилла по разработке литургии на славянском языке. Возможно, именно он систематизировал и старославянский литургический язык, и кириллический алфавит. Он был первым епископом Болгарской церкви и похоронен в монастыре Св. Пантелеимона в Охриде. После 893 года, когда была подавлена языческая оппозиция христианству, при дворе царя Симеона в Преславе происходит настоящий взрыв церковной учености, которая заговорила теперь на старославянском языке. У автокефальной Болгарской церкви открывается семь епархий в Охриде, Плиске, Преспе, Несебре, Сердике (София), Белграде и Преславе.

Чехия, как и Болгария, множество лет колебалась между латинским и греческим влиянием. В IX веке богемские владетельные князья стояли

MEDIUM


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: