Христианский мир в кризисе, ок. 1250-1493 295

В этих условиях политического хаоса и страха перед инквизицией не могло быть и речи о реформе Церкви. Такая реформа предполагала богословский и организационный аспекты. Англичанин Джон Уиклиф (ок. 1330-1384 гг.), некогда глава колледжа Ballici, выступал против церковных богатств, отвергал папство и отрицал учение о пресуществлении в таинстве Евхаристии. Его сожгли как еретика — но посмертно. Чех Ян Гус (ок. 1372-1415 гг.), некогда ректор Пражского университета, находился под большим влиянием Уиклифа. Он придавал особое значение понятию предопределения и проповедовал Церковь Избранных. Он стал в Богемии центром чешского сопротивления преимущественно немецкой церковной иерархии. Будучи отлученным, Гус апеллировал к Вселенскому собору. И Уиклиф, и Гус, хотя их так и не называют, стали первыми протестантами. [MAGIC]

Швейцария, или die Schweiz, называется так по району Швиц на оз. Люцерн, одному из трех кантонов, которые начали свое политическое самоопределение относительно Германской империи с конца XIII в. В 1291 г. Швиц, Ури и Унтервальден (первоначальные кантоны) подписали Вечный союз самообороны, поклявшись помогать друг другу против внешней опасности. Таким образом они стремились освободиться от местных графов Габсбургов, попытавшихся навязать свободным жителям долин приговоры услужливых судей. В 1315 г. в битве при Моргартене армия Габсбургов была наголову разбита и Союз (Лига) стал ядром объединения и других недовольных районов. Первым из них стал Люцерн (1331 г.), приходом которого сложился Vierwaldstaette [союз Четырех лесных кантонов]. Затем к ним присоединяются имперский город Цюрих (1351 г.), Гларус (1351 г.), Цуг (1352 г.) и мощный город-государство Берн (1353 г.). Новое поражение Габсбургов при Земнахе в 1386 г., где швейцарские алебардщики изрубили спешившихся рыцарей, практически обеспечило независимость кантонов и свободу их жителям.

В середине XV века Габсбурги инициировали гражданскую войну, поддержав Цюрих против его соседей. Однако сокрушительная победа швейцарцев над Бургундией в 1474- 1476 гг., когда впервые был вынесен красный флаг с белым крестом, доставила Швейцарии новых членов Фрибург и Со-

лотурн (1481 г.), Базель и Шаффхаузен (1501 г.), и Аппенцель (1513 г.). К этому времени Швейцария уже занимает территорию от Юры на западе до Тироля на востоке.

У Швейцарии были обширные зависимые территории и протектораты, включая Во у Женевского озера, Вале на верхней Роне, Тисино, тянущееся далеко на юг до озера Лугано, Граубунден [Серые лиги], или Grisons, на востоке. Там говорили по-немецки, по- французски, по-итальянски и на ретороманском языке. И тем не менее, кроме заключенного


на союзном парламенте соглашения в Станс (1481 г.), установившего систему взаимных обязательств, в Швейцарии не было общих институтов. Хотя Империя признала существование Лиги по Соглашению 1499 г., но независимость официально не была провозглашена. Швейцарцы оказались лучшими солдатами в Европе, и их повсюду охотно брали в наемники. Наёмные солдаты-швейцарцы, или Швейцарская гвардия Ватикана, одетая в костюмы по эскизам Микеланджело, ведет свою историю с 1516 г.

На юге и западе Швейцарии старинный Савойский дом тоже собирал себе земли в Альпах. Амадей V (правил 1285-1323 гг.) вновь объединил Савойское графство вокруг Шамбери с герцогством Пьемонт в Турине. Амадей VI (правил 1343-1383 гг.), известный как Conte Verde, Зеленый Граф, крестоносец, ввел систему государственной поддержки бедных. Амадей VIII (правил 1391-1440 гг.) жил в уединении в Рипай на Женевском озере. Император сделал его герцогом, а Базельский собор избрал последним антипапой иод именем Феликса V (1439-1449 гг.).

Покуда Империя и папство пребывали в замешательстве и расстройстве, перед Францией открылась первая (из нескольких) историческая возможность стать главной политической силой Европы. В качестве наследников св. Людовика последние три поколения Капегингов — Филипп III Смелый (правил 1270-1285 гг.), Филипп IV Красивый (правил 1285-1314 гг.) и три сына последнего: Людовик X (правил 1314-1316 гг.), Филипп V (правил 1316-1322 гг.) и Карл IV (правил 1322-1328 гг.) - правили народом, который рос числом, процветал и обладал неплохой администрацией. Они не смогли полностью использовать эти преимущества отчасти из-за споров о престолонаследии, отчасти из-за ги- 296 PESTIS

МАГИЯ

Изданная лоллардами в 1395 г. книга Двенадцать выводов содержала прямые нападки на роль магии в средневековой Церкви. Движение протестантов вообще имело выраженную направленность на исключение магии из религии, и первое проявление протестантизма также заявило об этом довольно прямо: «Чтобы экзорцизмы и освящения, совершаемые в Церкви над вином, хлебом и воском, водой, солью и маслом и ладаном, камнем алтаря, облачениями, митрой, крестом и посохами пилигримов, были бы (признаны) колдовством, а не священнодействием. Потому что... мы не видим, чтобы что-то менялось в этих предметах, когда над ними таким образом чародействуют, но видим лишь ложное убеждение (верующих), а это — главное оружие ремесла дьявола». Но и в XV, XVI и XVII веках Европа продолжает предаваться разнообразным проявлениям магии. Это время полно алхимиков, астрологов, прорицателей, целителей, заклинателей и ведьм. [АЛХИМИЯ], [HEXEN], [НОСТРАДАМУС] Леса и поля заселены духами, феями, гоблинами, домовыми и эльфами. Уиклиф, этот гуру лоллардов, перевел Библию на английский язык, чтобы сделать ее понятной всем. И все же 300 лет спустя в пуританской Англии Кромвеля наибольшим спросом пользовался астрологический альманах Уильяма Лилли Merlinus Anglicus и его же Собрание древних и новейших предсказаний. Магия и религия часто были неотделимы друг от друга. Люди, почитавшие христианских святых, верили также в Пака (злого духа- проказника), царицу Маб и вол-

шебника Мерлина. Магия прекрасно пережила Реформацию.

В этом отношении наступление протестантизма на магию имело довольно относительный успех даже в тех странах, где протестантизм в конце концов восторжествовал. Хотя намерения этих радикалов были совершенно ясными. После Уиклифа началась атака Лютера на индульгенции (см. с. 484) и отрицание Кальвином пресуществления как магии. Любой аспект религиозной жизни, где чувствовалось хоть что-то сверхъестественное, становился подозрительным. Протестанты возненавидели клятвы, чудеса, посвящения, символы, образы и иконы, святую воду, дни памяти святых, крестные ходы и паломничества. Больше того, поскольку протестанты, как провозглашалось, были свободны от магии, то и главный враг протестантов — папство — приравнивалось к черной магии; папа для них был чародеем, а католическая месса — чем-то вроде поклонения дьяволу.

В действительности же в этих воззрениях было много ханжества и лицемерия: ведь несмотря на все статуты и реформы, протестантские священники не обошлись без того, чтобы найти свой modus vivendi с магией. Англикане и лютеране, правда, стоят ближе к христианской Церкви таинств, чем кальвинисты, анабаптисты и другие евангелики. Но никто из них не может обойтись без Креста, клятвы в суде или очищения женщины после родов. Оказалось невозможным отказаться от освящения церковных зданий, боевых знамен, еды, кораблей

и места погребения. Протестантизм породил новую форму христианства с упором на сознательную веру, но он так и не смог полностью изгнать сверхъестественное.

Падение магии начинается только в конце XVII века в связи с научной революцией (см. сс. 507-10), развитием, соответственно, рационализма, современной медицины, математики и лучшим пониманием вероятности, то есть с тем общественным климатом, который таил меньше угрозы для человека. [ллойд]

И тем не менее вера в сверхъестественное, связь его с религией никогда не умирали. В XX в. повсюду мы встречаем гороскопы. В стране лоллардов возродились магические таинства в виде новомодных ритуалов британской монархии, апогеем чего стали коронационные торжества 1953 г. В католических странах, как Польша или Италия, священники благословляют все: от автомобилей до талисманов футболистов. Ватикан и сейчас не отказывается от исцелений и предсказаний. [БЕРНАДЕТТА] [ФАТИМА] Даже в России,


где коммунисты буквально истребляли православие, не удалось истребить веру в астрологию и ворожбу.

Изучение магии и религии поневоле окрашивается предрассудками и преференциями. Со времен Золотой ветви Фрезера научная антропология стремилась быть беспристрастной, но ученые не всегда могут устоять перед искушением чернить веру других людей в сверхъестественное. Может быть, это само по себе — суеверие. [ARICIA]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: