Ренессанс и Реформация, ок. 1450-1670

лось от соборного движения конца XIV века до Тридентского собора. Следует подчеркнуть, однако, что Контрреформация не была каким-то самодостаточным историческим мотором, который действовал в изоляции. Подобно Ренессансу и Реформации, она взаимодействовала со всеми другими масштабными явлениями своего времени.: Паралич, поразивший самое сердце католической церкви, несколько отступил в понтификат Павла III (Алессандро Фарнезе 1534-1549 гг.). Под именем Кардинала-рясы, Павел III был известен безудержным кумовством; он был братом наложницы папы и щедрым патроном Микеланджело и Тициана. Но он видел настоятельную необходимость быстрых перемен. Он вдохнул жизнь в Священную коллегию, инициировал исследование проблемы реформы Церкви, созывая с этой целью Консилиум об обновлении Церкви (1537); он покровительствовал иезуитам, основал Священную канцелярию и собрал Тридентский собор. До 1530-х гг. Священная коллегия кардиналов, которая избирала обычно папу, была самым слабым местом в организации Церкви. Но когда ее бюджет урезали, а состав укрепили и расширили введением блестящих деятелей, она стала мощным двигателем перемен в Ватикане. Среди ее членов были такие выдающиеся люди, как кардиналы Карафа (позднее Павел IV, 1555-1559 гг.), Червини (позднее Марцелл II, 1555 г.) и англичанин Реджинальд Поуп, который не был избран папой в 1550 г. за нехваткой одного голоса. Следующее поколение пап было другого рода: Пий IV (1559-1565 гг.) без колебаний осудил на смерть преступных племянников своего предшественника. Суровый и фанатичный Пий V (1566-1572 гг.), некогда Великий инквизитор, однажды босиком пришедший в Рим, был в свое время канонизирован. Григорий XIII (1572-1585 гг.), приветствовавший резню Варфоломеевской ночи, был в высшей степени и прежде всего политиком.

Орден иезуитов позднее назвали corps d'élite [элитой] католической реформы. В иезуитах сочеталось горячее благочестие с военным образом жизни их основателя баска Иниго Лопес де Рекальде (св. Игнатия Лойоллы 1491-1556 г.), автора Духовных упражнений (1523 г.). Получив в 1540 г. одобрение папы Павла III (в его булле Regimini Militantis Ecclesiae), иезуиты действовали по прямым приказаниям папы. Они имели

военную организацию во главе с генералом; их учили считать себя товарищами Христовыми. Они должны были обращать язычников, возвращать заблудших, но, прежде всего, давать образование. В течение первых же десятилетий существования ордена иезуиты появились повсюду: от Мексики до Японии. В каждом уголке католической Европы появился иезуитский колледж: от Браганцы до Киева. «Я так никогда и не покидал армии, — сказал св. Игнатий. — Я только был откомандирован на службу Богу». И в другом месте: «Дайте мне мальчика семи лет, и он будет моим навсегда»; при его канонизации было сказано: «У Игнатия было такое сердце, что вмещало всю вселенную»17.

Впрочем, несмотря на эти успехи, иезуиты, как и протестанты, вызывали страх и неприятие. Они были известны как казуисты в спорах, и все считали, что они придерживаются тактики «цель оправдывает средства». Наконец их стали считать никому не подотчетной тайной полицией Церкви. Уже в 1612 г. фальшивка Monita Secreta, опубликованная в Кракове, претендовала на разоблачение инструкций мировой тайной сети иезуитов под руководством грозного генерала Аквавивы, Черного папы. Орден был закрыт в 1773 г., но восстановлен в 1814 г.

Священная канцелярия была организована в 1542 г. как высший апелляционный суд по делам, связанным с ересью. Укомплектованная известными кардиналами, она осуществляла


надзор за инквизицией и в 1557 г. издала первый Index — список книг, запрещённых католической церковью. В 1588 г. она стала одной из девяти реорганизованных конгрегаций, то есть исполнительных органов, римской курии. Священная канцелярия действовала вместе с Конгрегацией Пропаганды Веры, которой надлежало обращать язычников и еретиков. [ИНДЕКС], [ИНКВИЗИЦИЯ], [ПРОПАГАНДА]

Тридентский собор, проходивший тремя сессиями в 1545-1547, 1551-1552 и 1562-1563 гг., был тем Вселенским собором, о созыве которого давно уже молились церковные реформаторы. Собор выработал учительные определения и организационные структуры, позволившие католической церкви выжить в условиях вызова, брошенного ей протестантами. Постановления Собора по вопросам доктрины были в основном консервативными: Собор подтвердил, что толь-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: