Практическое занятие 5. Памятники римского права

Цель занятия: Ознакомление с историей становления и развития основных институтов римского права, изучение памятников римского права.

Вопросы для обсуждения:

1. Источники (формы) римского права и их эволюция. Основные этапы развития римского права.

2. Законы ХII Таблиц – древнейший памятник римского права:

а) источники и система, история изучения;

б) правовой статус основных групп населения;

в) правовое регулирование имущественных и брачно-семейных отношений;

г) деликты и их виды;

д) легисакционный процесс, виды исков.

3. Институции Гая и Дигесты Юстиниана:

а) институционная и пандектная системы частного права;

б) статус физических лиц и его составляющие;

в) основные институты вещного, обязательственного и наследственного права;

д) процесс, виды исков.

4. Рассмотрение различных казусов по изученным памятникам римского права.

Методические указания:

1. При подготовке к первому вопросу следует обратить внимание на историческую обстановку, уяснить обусловленность правовой культуры уровнем экономического развития, состоянием общественных отношений.

Опираясь на лекционный материал, дать общую характеристику различных форм римского права, ветвей римского права, основных этапов его развития.

2. Рассмотрение второго вопроса следует начать с выяснения исторического значения Законов XII Таблиц и их системы. Следует обратить внимание на архаичность норм и институтов данного памятника, лаконичность языка. Анализируя брачно-семейные и имущественные отношения, обратить внимание на тесную связь имущественных отношений с браком и семьей в древнейший период развития римского права.

Следует ответить на вопросы:

- в чем особенности института отцовской власти в Древнем Риме?

- в чем состоит различие между манципируемыми и неманципируемыми вещами?

Отдельного рассмотрения заслуживают особенности договора «нексум» по Законам ХII Таблиц и причины его отмены. Рассматривая деликты, следует уяснить сущность публичных и частных деликтов, критерий их разграничения.

3. По третьему вопросу необходимо провести сравнительный анализ содержания различных институтов права по предложенным вопросам плана практическое занятиеского занятия, выявив их эволюцию в римском праве. В первую очередь, необходимо разобраться в системе Институций Гая и Дигест Юстиниана. Затем рассмотреть статус физических лиц, в том числе и семейный статус лиц, выяснить причины эволюции статуса различных групп населения. Рассмотреть право собственности и ограниченные вещные права, усвоить понятия и виды обязательств из договоров и обязательств из деликтов.

Основная литература:

Смотри соответствующий раздел к практическому занятию 1.

Дополнительная литература:

1.Антология мировой правовой мысли. Т. 1., М.: Мысль, 1999

2.Кечекьян С. Ф. Государство и право Древней Греции., М.: МГУ, 1963.

3.Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Древность и Средние века. сост. проф. В. А. Томсинов. 2-е изд., доп. — М.: Зерцало-М, 2004.

4.Боголепов Н. П. Учебник истории римского права., М.: Зерцало, 2003

5.Цицерон, Марк Туллий. Речи: в 2 т. Т. 1-2., М.: Зерцало, 2003

6.Кофанов Л. Л. Владение и собственность в Законах XII Таблиц /
Л. Л. Кофанов, Древнее право. Jus antiquum. 2000. № 6. — C. 12—29.

7.Томсинов В. А. Юриспруденция в духовной культуре Древнего Рима (древнейший период). Вестник Моск. ун-та. Серия «Право». — 1995. — № 1. — С. 33—41.

8.Томсинов В. А. Юриспруденция в Древнем мире (классический период)., Вестник Моск. ун-та. Серия «Право». — 1995. — № 2. — С. 35—45.

9.ГаланзаП.Н. Государство и право Древнего Рима., М.,1963

Томсинов В. А. Юриспруденция в Древнем мире., Вестник Моск. ун-та. Серия «Право». — 1995. — № 6. — С. 56—64.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: