Цель занятия: Ознакомление с историей становления и развития основных институтов римского права, изучение памятников римского права.
Вопросы для обсуждения:
1. Источники (формы) римского права и их эволюция. Основные этапы развития римского права.
2. Законы ХII Таблиц – древнейший памятник римского права:
а) источники и система, история изучения;
б) правовой статус основных групп населения;
в) правовое регулирование имущественных и брачно-семейных отношений;
г) деликты и их виды;
д) легисакционный процесс, виды исков.
3. Институции Гая и Дигесты Юстиниана:
а) институционная и пандектная системы частного права;
б) статус физических лиц и его составляющие;
в) основные институты вещного, обязательственного и наследственного права;
д) процесс, виды исков.
4. Рассмотрение различных казусов по изученным памятникам римского права.
Методические указания:
1. При подготовке к первому вопросу следует обратить внимание на историческую обстановку, уяснить обусловленность правовой культуры уровнем экономического развития, состоянием общественных отношений.
|
|
Опираясь на лекционный материал, дать общую характеристику различных форм римского права, ветвей римского права, основных этапов его развития.
2. Рассмотрение второго вопроса следует начать с выяснения исторического значения Законов XII Таблиц и их системы. Следует обратить внимание на архаичность норм и институтов данного памятника, лаконичность языка. Анализируя брачно-семейные и имущественные отношения, обратить внимание на тесную связь имущественных отношений с браком и семьей в древнейший период развития римского права.
Следует ответить на вопросы:
- в чем особенности института отцовской власти в Древнем Риме?
- в чем состоит различие между манципируемыми и неманципируемыми вещами?
Отдельного рассмотрения заслуживают особенности договора «нексум» по Законам ХII Таблиц и причины его отмены. Рассматривая деликты, следует уяснить сущность публичных и частных деликтов, критерий их разграничения.
3. По третьему вопросу необходимо провести сравнительный анализ содержания различных институтов права по предложенным вопросам плана практическое занятиеского занятия, выявив их эволюцию в римском праве. В первую очередь, необходимо разобраться в системе Институций Гая и Дигест Юстиниана. Затем рассмотреть статус физических лиц, в том числе и семейный статус лиц, выяснить причины эволюции статуса различных групп населения. Рассмотреть право собственности и ограниченные вещные права, усвоить понятия и виды обязательств из договоров и обязательств из деликтов.
|
|
Основная литература:
Смотри соответствующий раздел к практическому занятию 1.
Дополнительная литература:
1.Антология мировой правовой мысли. Т. 1., М.: Мысль, 1999
2.Кечекьян С. Ф. Государство и право Древней Греции., М.: МГУ, 1963.
3.Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Древность и Средние века. сост. проф. В. А. Томсинов. 2-е изд., доп. — М.: Зерцало-М, 2004.
4.Боголепов Н. П. Учебник истории римского права., М.: Зерцало, 2003
5.Цицерон, Марк Туллий. Речи: в 2 т. Т. 1-2., М.: Зерцало, 2003
6.Кофанов Л. Л. Владение и собственность в Законах XII Таблиц /
Л. Л. Кофанов, Древнее право. Jus antiquum. 2000. № 6. — C. 12—29.
7.Томсинов В. А. Юриспруденция в духовной культуре Древнего Рима (древнейший период). Вестник Моск. ун-та. Серия «Право». — 1995. — № 1. — С. 33—41.
8.Томсинов В. А. Юриспруденция в Древнем мире (классический период)., Вестник Моск. ун-та. Серия «Право». — 1995. — № 2. — С. 35—45.
9.ГаланзаП.Н. Государство и право Древнего Рима., М.,1963
Томсинов В. А. Юриспруденция в Древнем мире., Вестник Моск. ун-та. Серия «Право». — 1995. — № 6. — С. 56—64.