Заключение. Позвольте мне попытаться очень кратко, не пользуясь специальной терминологией, показать значение для пси­хологии этого нового течения современной культуры

Позвольте мне попытаться очень кратко, не пользуясь специальной терминологией, показать значение для пси­хологии этого нового течения современной культуры, которое так неясно описывается с. помощью «экзистенциальная», «феноменологическая», «ориентированная на себя».

Это течение позволяет уверенно использовать субъ­ективные, интуитивные гипотезы, формулируемые уче­ными, которые погрузились в свою исследовательскую область и чувствуют в ней наличие определенного по­рядка и определенной структуры, будучи в состоянии объяснить ее лишь частично.

Это направление, я полагаю, ведет к натуралистиче­скому, эмпатическому, тонкому наблюдению мира внут­ренних значений индивида. Таким образом, вся сфера человеческих состояний в полном своем объеме откры­вается для исследования.

Оно ведет к выдвижению эвристичных концепций, основанных на наблюдениях. В моем понимании, эти концепции имеют тенденцию быть качественно-процес­суальными в большей степени, чем предшествующие.

Этот подход требует точных описаний наблюдаемых типов поведений, которые являются показателями субъ­ективных переменных. Понятно, что эти переменные внутреннего опыта не могут быть измерены непосред­ственно, но это совершенно не значит, что внутренние переменные не поддаются научному изучению, мы при­дем к развитию чисто операциональных методов, необ­ходимых для измерения видов поведения, отражающих эти внутренние переменные.

Кажется вполне очевидным, что это течение приве­дет к уменьшению разрыва между субъектом и объек­том, так как оно изучает взаимосвязи внутренних пере­менных и таких внешних переменных, как влияние ок­ружающей среды, внешнее поведение и др. Например, исследование, связанное с изучением соотношения изме­нений в поведении индивида, осознаваемых им самим в его сознании, и зрелости его поведения, с точки зрения его друзей, позволяет рассматривать внутренний и внеш­ний мир в единой системе.

Это направление приведет к таким теоретическим выводам, которые потрясут многих традиционных пси­хологов, подобно тому, как в свое время теории неэв­клидова пространства шокировали традиционных физи­ков. Мы попытаемся раскрыть сам функциональный процесс образования связей, лежащий в основе сущест­вования мира личностных значений, и смоделировать его с достаточной точностью, чтобы потом его можно было бы подвергнуть эмпирической проверке.

Это течение содержит в себе истоки новой науки, которая не побоится заниматься проблемой личности — личности, как наблюдателя, так и наблюдаемого, используя как субъективное, так и объективное познание.

Оно проводит в жизнь новый взгляд на человека как на субъективно свободного, выбирающего, создающей свое «Я», ответственного за него.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: