Когда лечение становится необходимым

Констатировав существование детской сексуальности и ее роль в неврозах маленьких пациентов, Анна Фрейд выступает против некоторых предрассудков. Многие считают, что лечение психоанализом может сделать ребенка безнравственным. Однако

«уже во многих случаях отмечалось, что если «Я» и «сверх-Я» ребенка достаточно прочны и значительны, чтобы привести к неврозу, то они способны также, при небольшой помощи со стороны, научить его сдерживать свои сексуальные и агрес­сивные устремления, подавленные в результате успешно про­веденного психоанализа».

Затем Анна Фрейд рассматривает некоторые спорные во­просы методики детского психоанализа. Английские анали­тики выступают за то, чтобы проводить анализ уже в очень раннем возрасте, тогда как Венская школа

«утверждает, что дети должны подвергаться психоанализу лишь в случае, если они страдают детскими неврозами в са­мых тяжелых формах...».

Одним из главных факторов при решении вопроса о необ­ходимости лечения служит констатация, действительно ли страдает ребенок от невроза и насколько серьезны его симп­томы,— а это определяют в первую очередь родители. Анна Фрейд рассматривает различные этапы развития детской сек­суальности, от оральной стадии, на которой эрогенной зоной, способной приносить удовольствие, служит рот, до стадии анальной, а затем фаллической, наступление которой говорит о начале полового созревания. Любые же крупные нарушения порядка этих стадий говорят о серьезных невротических про­блемах, которые необходимо лечить, если эти симптомы не исчезают.

И, наконец, очевидно, что курс психоанализа необходим, когда невроз становится препятствием для развития «Я», личности ребенка. При ослаблении «Я» возникает риск его подавления инстинктивными силами. Если устремления, порожденные «Оно», возобладают над силами «Я», то раз­витие индивида задерживается на детской стадии, когда в жертву удовольствию приносится все остальное. Однако личность ребенка может развиваться лишь в том случае, если в ней постоянно борются за верховенство инстинктив­ные силы и «Я»:

«Личность ребенка развивается лишь тогда, когда взаимо­отношения между «Я» и «Оно» остаются подвижными и пе­ременчивыми».

Для уменьшения влияния «Я» невроз, кроме воздействия инстинктивных сил, использует и регрессию либидо, то есть возвращение назад, с достигнутой стадии полового развития на предыдущую. Эта регрессия «всегда сопровождается до некоторой степени и регрессией «Я».

Вместо заключения Анна Фрейд уточняет, что необходи­мость лечения вызывают не невротические проявления, а I значительно большей степени — отражение этих проявлений на развитии ребенка, на «процессе его созревания». Ведь обес­печить нормальный ход этого развития — самое главное!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: