• Зависть, предполагающая нанесение вреда или разрушение объекта, в частности материнской груди, может породить беспокойство и привести к серьезному нарушению душевного равновесия, поскольку субъект начинает сомневаться
«в искренности дальнейших отношений, в собственной способности любить и испытывать добрые чувства».
Для ребенка отношения с материнской грудью являются главными в его жизни. Уже очень скоро он начинает различать грудь, его удовлетворяющую, которая утоляет голод и успокаивает, и грудь «плохую», которая не отвечает его потребностям и вызывает чувство неудовлетворенности. В сознании малыша происходит «раздвоение» объектов на хорошие и плохие.
Однако «Я» ребенка не остается пассивным перед тревогой, вызванной завистью. Оно воздвигает систему защиты, которая может выражаться в идеализации хорошего объекта и противопоставлении ему очень плохого первоначального объекта. И наоборот, может возникнуть смешение хорошего и плохого объектов, лежащее у истоков любой будущей путаницы в сознании.
Может произойти также обесценивание объекта — ведь объект, потерявший свою ценность, больше не вызывает зависти.
Система защиты от зависти способна также привести к недооценке собственного «Я»; в этом случае субъект в будущем окажется не в состоянии «эксплуатировать», или «культивировать», свои способности.
Для того чтобы нейтрализовать зависть, ребенок может в своем воображении завладеть материнской грудью. Он способен также избавиться от этого чувства, отравляющего ему жизнь, вызвав зависть в другом, то есть, вывернув ситуацию наоборот. Мелани Клейн уточняет, что такая реакция редко приводит к удовлетворительным результатам. Усилить ненависть и подавить любовь — это еще один способ бороться с завистью, поскольку ненависть переносится легче, чем чувство вины, порожденное завистью. И наконец, для того, чтобы избавиться от разрушительных устремлений, субъект может прибегнуть к другим средствам,— например,
«он может испытать властную потребность исправить положение и необходимость помочь объекту, к которому чувствует зависть».