История отечественной культуры
1. Объект и предмет курса. Определение и сущность понятия «культура». Роль культуры в жизни общества я личности.
2. Историческое развитие взглядов на культуру в науке.
1.
Говоря о роли и месте культуры в жизни людей, надо подчеркнуть, что она — главное, что отличает человеческое общество от дикой природы. Поскольку есть культура, постольку есть общество, а не стадо.
Начало изучения культуры относится к глубокой древности. Уже в произведениях древнегреческих философов, и писателей рассматривались проблемы культуры. До конца XIX в. изучение культуры осуществлялось в рамках истории, философии, этнографии, археологии и др. В конце XIX—начале XX вв. в США сформировалась культурология как наука, целью которой стало исследование, прежде всего философской сути, теории культуры.
Объектом исследования является прогрессивно-преобразующая деятельность народов по совершенствованию материальной и духовной сфер жизни общества с древнейших времен до наших дней. Предметом же исследования являются те процессы, события, факты, которые представляют закономерности культурного развития.
|
|
Что представляет собой культура как социальный феномен? В научной литературе насчитывается более 250 различных ее определений, но большинство ученых склоняются к следующей формулировке: культура — это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком. Иными словами, культура— это своего рода «вторая натура» (природа), все искусственное, созданное трудом, разумом и талантом человека.
Слово «культура» — латинского происхождения, которое, в буквальном смысле, означает обработку, улучшение чего-либо. Считается, что первоначально термин «культура» стал применяться по отношению к земледелию, а позднее — ко всем видам деятельности, в том числе и к человеку, подразумевая его духовную, моральную и физическую «обработку», то есть воспитание и образование.
Обработка, совершенствование всего, что окружало человека, в древние времена носили характер культа (уважение, почитание, обожествление). Вообще сознание людей в период появления культуры носило мифологический характер. Собирательство, а впоследствии земледелие и другие формы трудовой деятельности сопровождались песнями, танцами, ритуальными действиями.
Современная наука располагает богатым материалом для систематизации культуры по ее формам, видам, направлениям развития. Выделяют две формы культуры — материальную и духовную, а в рамках духовной культуры — политическую, научную, эстетическую, профессиональную, бытовую и другие формы. Культуру можно систематизировать с исторической точки зрения: культура античности, средневековая культура, культура эпохи Просвещения и т. д. Часто возникает необходимость классифицировать культуру с точки зрения ее места в мире и масштабов: национальная, региональная, мировая. Можно проводить систематизацию культуры с точки зрения социальной принадлежности ее носителей («массовая» культура, культура элиты), степени ее сформированное (субкультура). Т. е. в научном обиходе используются многие критерии систематизации культуры.
|
|
Культура, как социальное явление, имеет свою цель, которая состоит в дальнейшем совершенствовании человека, общества, природы. Она имеет также ряд свойств и характеристик:
1. Культура ограничена во времени, большинство ее форм имеют начало и конец, о чем свидетельствуют, например, мертвые культуры. Но в то же время культура и «бессмертия», в отличие от живых существ, она оставляет свои следы, элементы и связи.
2. Духовная культура связана с материальной, но обладает значительной самостоятельностью, может опережать или отставать от развития материальной культуры, что, в первую очередь, относится к искусству и литературе.
3. На стыке культур (форм, видов, направлений) может происходить их синтез и образование новых культур.
4. Культура обладает способностью отражать жизнь и себя саму в искусстве, как бы «разглядывая» себя со стороны.
5. Культура основывается на определенной системе ценностей. Так, в эпоху средневековья в основе европейской культуры лежала вера в Бога, а период Просветительства — разум, рационализм, а аксиологической основой культуры XX века являются и вера, и разум, и сознательно-бессознательное начало.
Темпы развития культуры в различные исторические периоды были неодинаковыми. Медленный, эволюционный характер сменялся периодами революционных взрывов (например, средние века и эпоха Возрождения). Стремительный характер развития культура приобрела в XX в., особенно во второй половине. В настоящее время объем мировой информации удваивается каждые 18 месяцев. В искусстве возникли новые стили и жанры в рамках модернизма, как направления культурного процесса.
С другой стороны в XX в. существуют и трудности в развитии культуры — тоталитарные режимы, гонка вооружений, экологический, энергетический, демографический кризисы. Некоторые национальные культуры растворяются в мировой, то есть европейско-американской культуре, что является регрессом, так как каждая из этнических культур (их приблизительно 2 тысячи) самоценна и равноправна.
В XX в. чаше стали высказываться скептические взгляды по вопросу о возможностях культуры совершенствовать духовную и моральную сферу жизни общества. Наряду с прежней уверенностью в облагораживающем воздействии культуры на человека имеет место разочарование в ней. Так. философ и психолог Э. Фромм писал, что человеческий мозг живет в XX в., а сердце большинства людей — все еще в каменном). Существует и мнение, что современная культура отрицает себя, превращаясь в антикультуру. Речь идет об использовании достижений культуры вразрез с принципами гуманизма: оружие массового уничтожения, бесконтрольное и стихийное развитие индустрии, враждебные природе технологии и т.д. Однако антикультура в различных ее проявлениях вызывается не слишком высоким уровнем развития культуры, а кризисными явлениями и процессами в общественной жизни. В свою очередь, устранить эти негативные процессы способна прогрессивно развивающаяся материальная и духовная культура. Поэтому проблемой является не избыточный, а наоборот — недостаточный уровень развития культуры на современном этапе.
В XX в. меняется сам человек, новые черты приобретает его духовная сущность. Приходится констатировать, что проявление социального равнодушия, сужение круга принципов до их полного отсутствия, нарастающий эгоизм характеризуют поколения XX в. в большей степени, чем предыдущих веков. Однако идет и противоположный процесс.
|
|
Что представляет собой культура человеческой личности? Культурного человека характеризует, прежде всего, образованность. Образование начинается с социализации, т. е. с обретения умения удовлетворять свои естественные потребности в соответствии с социально-принятыми нормами. В дальнейшем человек овладевает определенной суммой знаний, что позволяет выбрать жизненные цели и призвание.
Культурный человек умеет соотносить потребности души и тела, находить баланс между абсолютизацией телесных потребностей (гедонизм) и их игнорированием (аскетизм).
Чертами культурного человека являются также вежливость (выражение внутренней благосклонности к другому человеку), чувство такта (способность действовать уместно и своевременно), вкус (способность соотносить форму и содержание, количество и качество). Ряд признаков, безусловно, необходимых культурной личности, иногда трактуется в современной науке как наследственный: ответственность, порядочность, скромность и др. Тем не менее, на наш взгляд, нельзя не учитывать и возможностей воспитания..
Чертой любого специалиста, получившего образование. является высокая профессиональная культура. Она предполагает способность и желание постоянно повышать квалификацию, передавать опыт, стремление к профессиональному общению, новаторству и сохранению лучших традиций, научному потоку, эстетике труда и т. д.
2.
В настоящее время ученые всего мира сходятся во мнении, что культура при всей сложности и противоречивости доступна изучению и осмыслению, то есть она вполне познаваема. Развитие культуры имеет свои закономерности, которые подчинены законам диалектики. Такой взгляд на культуру сложился не сразу. На протяжении веков ученые очень неоднозначно трактовали суть культуры.
|
|
Так, для раннеклассовых обществ (древние Греция, Китай, Египет) было характерно не аналитическое отношение к культуре, а ее обожествление. Например, древнегреческие философы Платон, Протагор, Полибий, китайский философ Сима Цянь считали культуру частью божественной природы. Как и живые существа, культура появляется, живет и умирает, а этапы ее развития напоминают смену времен года. Подобное понимание культуры сохранилось даже в средние века. Так, арабский историк и философ Ибн Халдун утверждал, что полный цикл развития культуры происходит в течении 120 лет, после чего старая культура будет добита более сильной культурой, чаще всего культурой кочевников. Данное направление в науке приобрело название «культурного натурализма». Для него характерны: перенесение черт природы на культуру, обожествление культуры во всех ее проявлениях, в том числе в форме государственной власти, фаталистический взгляд на развитие культуры.
Современные ученые отрицают цикличность развития культуры. Оно скорее напоминает спираль, а не круг (цикл). Культура и «смертна» и «бессмертна» одновременно.
В эпохи Возрождения и Просветительства многих ученых занимали проблемы нравственного содержания целей и направления развития культуры. Например, магистерская диссертация Ж.-Ж. Руссо была посвящена вопросу – что несет культура обществу – прогресс или регресс? Немецкий философ И. Кант связывал культуру с человеческой душей, которой содержится «нравственный закон», данный от Бога. Но поскольку пути господни неисповедимы, культуру, как и душу человека, можно исследовать, но постичь до конца невозможно. Разум ученого бессилен перед мистической культурой. Другие ученые верили в познаваемость культуры, критически оценивали ее возможности, исследовали различные ее формы. Ф. Вольтер, Д. Дидро, Т. Гоббс, Д, Локк вообще преклонялись перед человеческим разумом, считали, что знания, просвещение дают возможность правильно оценивать прошлое и настоящее, прогнозировать будущее. «Знание—сила», — утверждал Ф. Бэкон.
Ко второй половине XVIII в. относится деятельность немецкого философа и историка И. Гердера, который интересен тем, что одним из первых заинтересовался изучением национальных культур, как формы существования мировой. Он выделил: этапы, через которые проходит национальное возрождение: I — изучение истории, этнографии, II — складывание национального литературного языка, III — возникновение национальных организаций.
В первой половине XIX в. в науке о культуре событием стали работы русского ученого Н. Данилевского. В книге «России и Европа» он выдвинул концепцию «замкнутого (локального) развития культур». Каждый народ, по Данилевскому, создает специфическую систему ценностей, особый менталитет. Выработанная им культура с трудом контактирует с другими культурами, сопротивляясь проникновению в ее «тело» инородных элементов. Данилевский создал «систему типов» человечества. Он писал, что есть народы, приверженные идее государственности, а есть такие, которым она по сути чужда. Есть люди, исповедующие идеалы рыцарства, чести, а есть их антиподы — хитрые обманщики, беспринципные торгаши. Есть народы — «бичи божьи» — гунны, монголо-татары, турки, которые добивают старые цивилизации. Данилевский писал, что народы! Востока создали изысканную, но малоподвижную, созерцательную культуру, которая из поколения в поколение воспроизводит саму себя. На Западе была создана динамичная, утилитарно-практическая, направленная на преобразование природы и общества, культура. Позднее эти идеи получили развитие в трудах украинских философов XX в. Н. Хвылевого, Д. Донцова.
Концепция «локального развития культур» уязвима в том, что без достаточной аргументации преувеличивает некоторые черты культуры (самобытность, статичность, устойчивость) и недооценивает другие (способность к контактам, заимствованию, динамизм).
Значительный вклад в развитие научного взгляда на культуру сделали ученые, писатели, общественные деятели Украины в XIX ib. — Т. Шевченко, Л. Украинка, И. Франко. Так, М. Драгоманова, как ученого, характеризует сравнительно-исторический метод, научная толерантность и широта взгляда на проблемы культуры, обращение к общечеловеческим ценностям, критика ассимиляторской политики государств. Проблемы культуры занимают важное место в работах крупного историка М. Грушевского. Одним из первых он подверг сомнению и критике теорию единой монолитной культуры Киевской Руси, доказывал существование этнически различных племен еще в эпоху трипольской культуры. Не противопоставляя русскую и украинскую культуры, он все же считал последнюю более близкой европейской культуре.
Самыми известными исследователями культуры в XX в. считаются немецкий ученый Освальд Шпенглер и английский историк Арнольд Тойнби. В книге Шпенглера «Закат Европы» (1917 г.) на новую ступень подняты идеи культурного натурализма. Культура Европы, по Шпенглеру, к 2000 году достигнет заключительной стадии и прекратит свое существование, оставив после себя лишь форму — цивилизацию, которая отбросит идеалы демократии и превратится в жесткий монархизм.
Английский ученый А. Тойнби в своем 122-томном труде «Исследование истории» собрал и систематизировал огромный фактический материал по культуре народов мира. Он выступает и последователем и критиком Шпенглера. Разделяя точку зрения о «закате» западного мира, Тойнби считает гибель культуры Европы не неизбежной. Если контролировать природопользование, установить справедливые отношения между богатыми и бедными странами и внутри самих западных стран, то культуру можно спасти. Тойнби верил в синтез культур, отвергал фатализм в развитии культур, по-новому ставил вопрос о роли личности и прогрессивных социальных структур и выживании культуры.
Исследователи культуры используют ряд методов (способов получения истины): статистический, логический (в частности, индукции и дедукции), ретроспективного анализа, эмпирический метод. В основу исследования кладутся научные принципы — объективности, историзма, а также гуманизма.
Развитие мировой культуры неразрывно связано с основными периодами истории человечества: первобытная история, древняя история, история средних веков, новая и новейшая история.