Материальная и духовная культура восточных славян

Основные занятия и общественные отношения. Базисом культуры Киевской Руси явилось многовековая самобытная культурная традиция восточнославянских племен. Археологиче­ские материалы свидетельствуют, что к середине I тысячелетия нашей эры в хозяйственном укладе славян давно уже преобладало земледелие – подсечно-огневое в полесской зоне и пахотное – в лесостепи. Для обработки земли предки украинцев применяли плуг и соху, использовали тягловую силу волов и лошадей. К этому времени в лесостепи давно преобладало двуполье – одно поле засевалось, а второе оставалось под паром. Скотоводство, охота, рыбо­ловство и бортничество для основного населения Руси стали к тому времени подсобными, хотя и очень важными, промыслами.

Достаточно высокого уровня достигло к Х веку и ремесло. Изготовлением изде­лий из железа и цветных металлов занимались преимущественно мастера-профессионалы. Кузнечное дело считалось занятием почетным и даже колдов­ским. От слова «ковать» образовалось не только слово «коваль», но и «ковар­ство», первоначально означавшее всего лишь умение, искусство, мудрость. В Киевской Руси сложилось предание о братьях-кузнецах, победивших в битве ужасного дракона. Они запрягли чудовище в огромный плуг и пропахали им бо­розду «змиевых валов» – оборонительных укреплений вокруг Киева. К Х веку мастерство киевских ковалей и литейщиков получило признание далеко за пределами Руси. Персидский гео­граф за целое столетие до Нестора писал: «Там изготовляют очень ценные клинки и мечи, которые можно согнуть пополам, и они снова рас­правляются сами».

Развивались гончарное дело, ткачество, выделка и обработка кожи, резьба по камню и дереву. Из льна, конопли и шерсти славянки ткали замечательные сукна и полотна, им было знакомо сложное рисуночное тканье и вышивка. Вы­соким умением отличались мастера обработки кож. Недаром в устном народ­ном творчестве сложились сказания о кожемяках – людях умелых, сильных и отважных. Всего же исследователи насчитывают в названное время в древне­русских городах от шестидесяти до ста различных ремесленных специально­стей. Специализация при этом шла не по материалу, а по готовому изделию: мечники, щитники, седельники, ювелиры занимали в городах целые улицы. Чтобы изготовить свое изделие от начала до конца, каждый из мастеров дол­жен был владеть по крайней мере несколькими специальностями.

Зародившаяся торговля продуктами сельского хозяйства и ремесла первона­чально осуществлялась в виде обмена как внутри общины, так и между племе­нами и землями. Со временем зародились товарно-денежные отношения. Об этом свидетельствуют клады серебряных римских, византийских и арабских монет. Кстати, монеты византийских императоров Анастасия I (491-518 гг.) и Юстиниана I (527-565 гг.), найденные археологами на Замковой горе, по­служили одним из доказательств даты возникновения Киева еще в конце V в. В начале 80-х годов по всей Украины было торжественно отмечено 1500-летие нашей вечно молодой столицы. Торговля Руси осуществлялась не только с Византией и странами Востока, но и с Север­ной и Западной Европой, куда русские купцы (рузарии, как их называли латин­ские хроники) везли свои и восточные товары.

Происходил быстрый рост городов. Если еще в VI в. готский историк Иордан писал, что у славян «вместо городов леса и болота», то в IX в. скандинавы на­зывали Русь Гардарикой – «страной городов». К началу Х в. в летописях упо­минаются более двадцати городов, к ХII – около двухсот, а перед татаро-монгольским нашествием – уже более трехсот городов и крепостей. Величие столицы древнерусского государства настолько поражало современников, что Киев часто называли «соперником Константинополя».

Постепенное и неуклонное развитие восточных славян обусловило разложение первобытных отношений. Хотя экономической основой общества была родовая собственность соседской общины на землю, все же малая семья ближайших родственников начинает играть все большую роль. Летопись "Повесть временных лет" свидетельствует, что у восточных славян преобладала парная патриархальная семья, многоженство встречалось редко.

Родовая община называлась "мир" или "вервь" (веревкой отмеряли наделы земли общинникам). По наблюдениям средневековых западных писателей кража и обман у славян встречались настолько редко, что они не запирали своих сундуков с добром. Члены общины были повязаны круговой порукой, действовал закон кровной мести. Позд­нее традиционное (обычное) право было нелегко заменить государственным. Процесс внедрения первого писаного закона – «Русской правды», сопровождался многочисленными конфликтами, описанными летописью.

Княжеская власть у славян, как и у других народов на стадии разложения общественного строя и военной демократии, подчинялись совету старейшин и общему племенному собра­нию. Обычно князя избирали или назначали для отпора внешнему врагу, но по мере фор­мирования княжеских дружин из удальцов, готовых по команде удачливого предводителя «поискать себе чести, а князю славы» в набегах на соседние территории и племена, его фактически стала избирать дружина. Даже в Х в. великий князь киевский Святослав отка­зал в просьбе матери, княгине Ольге, принять христианство, ссылаясь на свою дружину.

Большинство воинов шло в поход пехотой, имея лук и стрелы, небольшие щиты и копья. Тяжелых доспехов, в отличие от средневековых рыцарей, у славянских воинов не было. В бою, как отмечает Прокопий Кесарийский, славяне были мужественны и бесстрашны. В IX-X вв. широко используются такие виды оружия и снаряжения, как тяжелые мечи, метатель­ные машины (мортиры, катапульты), кистени на цепи или ремне, боевые топоры,

дротики. Позже появилась конница, используются кольчуга, шлем. Древнерусские воины умело устраивали засады, могли долго скрываться под водой дыша через тростинку. Иногда они нарочно бросали добычу, чтобы преследователи занялись ее дележом: тогда славянские воины внезапно нападали на врага. В Х в. Константин Порфирородный наставлял своих наследников избегать больших столкновений с Русью и особенно не допускать ее союза с кочевниками. Уже в VI в. русские князья имели парусно-весельные корабли, достигавшие берегов Византии, С превращением княжеской власти в наследственную и ее укреплением дружина постепенно становится частью государственного аппарата.

Религиозные верования. Древние славянские верования были языческими и основывались на обожествлении сил природы. Всю жизнь славян была прони­зывала вера во вмешательство сверхъестественных сил, в зависимость людей от богов и духов.

Больше других поражали славян явления природы, связанные с проявлением силы и мощи: гроза, сильный ветер, полыхание огня. Не случайно верховным божеством был Перун - бог молнии и грома, который, как и все боги, воплощал в себе и доброе и злое начало: он мог поразить молнией человека, его жилище, но в то же время он, согласно мифу, преследует Змея, который скрывается в любом предмете, догоняет и убивает его. После победы на Змеем идет дождь и очищает землю от нечистой силы. Не менее сильными и грозными были Сварог - бог огня; Стрибог - бог ветров, олицетворяющий стрелы и войну; Даждьбог – бог удачи, отождествлявшийся с солнцем; Хорс - бог солнца (иногда луны);Симаргл - бог подземного мира, как он чаще всего трактуется, представ­ляли его в образе крылатого пса и др.

В пантеоне восточнославянских божеств, в отличие от древнегреческого и древнеримского, было мало богов, непосредственно олицетворяющих интересы и занятия человека. Можно назвать только Велеса (Волоса) - бога богатства, скота и торговли, Мокошь (Мокошу) - бо­гиню дождя и воды, в то же время покровительствовавшую ткачеству. Кстати это практиче­ски единственное женское божество у славян.

Отличительной чертой является и слабо выраженный антропоморфизм богов: они мало по­хожи на человека, напоминая большей частью фантастические существа. Скульптурные изображения божеств выполнялись чаще всего из дерева, редко из камня. Они устанавливались, как и в Древней Греции крито-микенского периода, не в храмах, а в ро­щах, на берегах рек и т.д., такие места назывались капища. «Таковы … скверные моль­бища их: лес, и камни, и реки, и болота, источники, и горы, и холмы, солнце и месяц, и звезды, и озера. И проще говоря – всему существующему поклонялись они яко Богу, и чтили, и жертвы приносили», – осуждающе писал позднее один из церковников о привер­женцах народной религии.

Культы божеств – установленные ритуалы жертвоприношений и обращений, священные атрибуты, слова молитв – известны очень мало. Уникальным памятником культовой скульптуры является так называемый Збручский идол. Ученые до сих пор спорят, кого же именно он изображает. Одни считают, что это идол Святовита – четырехликого божества. Украинский философ М.Попович доказывает, что такое объяснение противоречит сущности языческого многобожия. По его мнению, это четыре разных божества.

Вредоносные свойства воплощали в народных верованиях злые духи: ле­ший, бес, водяной, русалки, полудница - дух летнего полуденного зноя, криксы - духи крика и плача и др. Злые духи считались неопасными для тех, кто соблюдал все обряды и за­преты.

Мировоззрение восточных славян формировалось в соответствии с общеевропейскими тенденциями развития представлений о мире. Как и другие народы, славяне верили в пре­исподнюю, небесную твердь, центр мира ("мировое дерево"). Жизнь человека подчинена судьбе - "суду божьему". Правда, судьба у славян не была, очевидно, столь же неотвратимой, как фатум у древних греков, но главные события человеческой жизни счита­лись предопределенными. Недаром почти каждый календарный праздник включал обряды гаданий о будущей жизни человека.

Религия восточных славян, как и другие составляющие культуры, сложившиеся на этапе родоплеменных отношений, с возникновением государственности неизбежно должны были претерпеть серьезные изменения. Качественно новые культурные процессы в Киевской Руси развернулись после принятия христианства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: