Источники изучения культуры Киевской Руси

Культура Киевской Руси – яркое явление европейской средневековой культуры. Киевская Русь оставила заметный след в мировой истории. Она просущество­вала с середины IX до середины XIII века. То была одна из крупнейших монар­хий раннего Средневековья, сравнимая разве что с империей Карла Великого. Ко времени ее наивысшего расцвета она простиралась от Черного до Балтий­ского моря и Ледовитого океана, от Восточных Карпат до Северного Предура­лья.

Киевская Русь поддерживала политические, экономические и культурные отно­шения с ближними и дальними соседями – с Великой Степью и Византийской империей, с Болгарским царством, Польским, Чешским и Венгерским королев­ствами, с итальянскими и германскими городами, с Данией, Швецией и Норве­гией, с Францией и Англией. Династические связи киевских монархов, особенно Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха, вошли в хрестоматии. Древнерус­ские купеческие ладьи и караваны проложили путь из варяг в греки, по Волге – за Каспийское море, проторили сухопутные шляхи в Закавказье, Среднюю Азию и даже в столицу Аббасидского халифата – сказочный Багдад. Широкие культурные связи взаимно обогащали Киевскую Русь и соседние страны. Древняя Русь вне­сла свой вклад в европейскую цивилизацию, в немалой степени повлияла на культуру и искусство соседей.

Трудность изучения культуры Киевской Руси, особенно ее ранних этапов, объ­ясняется недостатком письменных источников. Античные авторы, хорошо знавшие Средиземноморье, в лучшем случае лишь упоминали о наших далеких предках, о местностях и народах, располагавшихся к северу от Дуная и Черного моря. Только в I-II веках н.э. римские историки Плиний Старший и знаменитый Тацит упомянули славян, назвав их венедами. Вслед за ними то же сделал ве­ликий греческий философ Птолемей в своей «Географии». В VI-VII веках, когда славяне, расселяясь по Юго-Востоку Европы, стали перехо­дить Дунай и осваивать степи Северного Причерноморья, сведения о них появ­ляются у готского хрониста Иордана и византийских писателей Прокопия Кеса­рийского, Иоанна Эфесского (VI в.).

К началу X века Русь была уже хорошо известна византийцам. Знаменитый лю­битель наук и литературы император Константин VII Багрянородный (Порфиро­родный) в своей книге «Об управлении государством» рассказал о соседних с Византией народах, в том числе и о русах. Ему принадлежит первое описание полюдья – сбора дани киевскими правителями с подвластных им земель и пле­мен. У него же имеется и подробный рассказ о пути из варяг в греки, по кото­рому русские князья, витязи и богатые гости водили военные и торговые дру­жины от Варяжского моря и Ильменя до самого Царьграда и обратно.

Безымянный персидский географ Х столетия в «Книге пределов мира» сообщил много интереснейших сведений о наших предках и их обычаях, рассказал об удивительной земле с богатой природой, с красивыми городами, населенными искусными ремесленниками. Все эти источники характеризуют чаще всего внешние события восточно-славянской истории.

Основной письменный источник – летопись Нестора «Повесть временных лет». Опираясь на труды оставшихся нам неизвестными предшественников, на свидетельства своих со­временников, легендарные сказания и героический эпос древних русичей, знаменитый ле­тописец рассказал нам «како Русьска земля стала есть». Украинские и зарубежные ученые признают удивительную эрудицию и научную добросовестность Нестора, его мастерство литератора и страстность публициста.

Ценные сведения дают нам археология, лингвистика, фольклористика, этнография. Археология позволяет судить об уровне развития производительных сил, представить облик поселений и жилищ полян и их соседей, какими они пользовались предметами труда и быта, какие носили украшения, каким оружием защищали родную землю. Исследование при раскопках культовых сооружений и предметов позволяет делать выводы и о религиозных воззрениях славян. Лингвистика дает нам возможность опосредованно датировать время выделения праславян из индоевропейской общности, обособления восточных славян от западных и южных, доказывает, что уже во втором тысячелетии до нашей эры словарный запас наших пращуров составлял не менее двадцати тысяч слов. Они отражали все стороны жизни, материального быта и духовной культуры. Слова “дом”, “пашня”, “скот”, названия орудий и воинского доспеха, украшений из меди и бронзы, золота и серебра свидетельствовали об уровне развития хозяйства, а слова ”бог”, “мироздание”, “мир” и другие религиозные понятия – об уровне духовной культуры. Родственная лингвистике фольклористика в свою очередь прослеживает истоки устных исторических сказаний. Их отголоски сохранились в сказках, сюжетами которых были рассказы о золотом, серебряном и железном царствах, о царе золотого царства герое Светозаре, победившем в поединке страшного Змея, и другие.

Изучение культуры Киевской Руси во всем ее богатстве и многообразии возможно только на основе комплексного использования всех имеющихся источников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: