Предпосылки и трудности культурного подъема XVI-XVIII вв

XVI-XVIII вв. – исключительно сложный и важный период в жизни народа Украины. В политической истории он охватывает такие процессы, как переход всех украинских земель под власть Речи Посполитой, нарастание освободительной борьбы, складывание национальной государственности в ходе Хмельниччины, последующую утрату завоеваний. В отечественной культуре это была яркая, плодотворная эпоха, принципиальная для последующего развития. Можно выделить целый ряд причин, которые объясняют культурный подъем в Украине в XVI-XVIII вв.

Прежде всего нужно подчеркнуть, что были живы традиции Киевской Руси. Лучше всего они сохранились в западно-украинских землях, менее пострадавших от монголо-татарского нашествия. Кроме того, в Великом княжестве литовском культурное наследие Киевской Руси было воспринято на государственном уровне.

В XVI в. происходит стабилизация и оживление экономической жизни, рост городов. Насчитывалось до 20 крупных городов с населением в 10-15 тыс. жителей. Во Львове, Киеве количество ремесленных специальностей достигало 300. Развитию товарно-денежных отношений способствовало магдебургское право (правовая система, закреплявшая самоуправление горожан). На Волыни и в Галичине все шире практиковалось строительство светских сооружений не из дерева, а из камня и кирпича, в XV в. во Львове был построен водопровод.

Свою роль сыграло и влияние западноевропейских Возрождения и Реформации. В городах Украины проживало этнически разнородное население: поляки, немцы, евреи, армяне, венгры, греки, что способствовало взаимопроникновению различных культур. В XV в., когда под ударами Турции пришли в упадок итальянские колонии в Крыму, часть генуэзских купцов переселилась во Львов и Киев. С другой стороны, дети украинских вельмож учились в университетах Праги, Кракова, Болоньи. Достаточно вспомнить имена украинского поэта XV в. Павла Русина, профессора медицины и астрономии из Дрогобыча Юрия Котермака. Гуманистические настроения и идеи, европейские художественные стили получали на украинской культурной почве новые формы.

Важнейшим фактором, влиявшим на развитие культуры в Украине в рассматриваемый период, была национально-освободительная борьба украинского народа. Образование Речи Посполитой в результате Люблинской унии в 1569 г. привело к концентрации практически всех украинских земель в единых государственных границах, поставило их население в тяжелейшие политические, социально-экономические условия. В связи с ростом городов в Европе возрос спрос на продукцию сельского хозяйства, а Испания, которая до сих пор была "житницей Европы", не справлялась с этой задачей. Нужны были новые поставщики, и на эту роль претендовала Польша. Польские феодалы захватили землю, закрепостили крестьян, выжимали из Украины максимум прибыли, но в то же время защитить ее от набегов турок и татар оказались не в силах. В этих условиях все культурные процессы переплетались как с борьбой против польского засилья, так и с обороной рубежей от натиска Крымского ханства и Османской Турции.

Неоднозначной в развитии украинской культуры в XVI - первой половине XVIII вв. была позиция социальной элиты. Своей меценатской деятельностью прославились князь Константин Василий Острожский, князь Юрий Слуцкий. Однако большинство украинских феодалов, верхушка духовенства в условиях господства Речи Посполитой отходили от национальной культуры – языка, традиций, православной веры – и воспринимали польскую. Один из украинских публицистов – Мелетий Смотрицкий – в полемическом трактате "Тренос" ("Плач") отразил скорбь православной церкви по покинувшим ее династиям Вишневецких, Збаражских, Слуцких, прежде преданных вере своих предков. В этой исторической ситуации роль духовного лидера народа взяло на себя казачество – самобытное, сформировавшееся в XV-XVI вв. сословие. Именно казачество подхватило традицию национальной государственности, выступило защитником православной церкви, украинского языка.

Всенародная война за свободу Украины 1648–1657 гг. напрямую отразилась и на культурной жизни. Патриотические чувства, совместные походы, массовое переселение – все это способствовало культурной интеграции различных регионов. В ходе войны крепла украинская государственность, опиравшаяся на казацкие традиции. Хотя Гетманщина включала только часть национальной территории, но само ее существование вело к росту национального самосознания.

Кризисная ситуация в культуре возникла в конце XVIII в. В Российской империи в результате антиукраинского политического курса самодержавия по существу повторилась ситуация предшествовавшего века, только теперь казацкая старшина стала частью дворянства восприняла великорусскую культуру. В Австрийской империи украинское население оказалось под двойным (автро-польским, австро-венгерским) национальным гнетом. Единственными носителями и творцами украинской культуры остались в этой ситуации низы общества, простой народ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: