Тема 1 : Бухгалтерский учёт и его место в системе управления

  1. Понятие об учёте и его виды
  2. Роль бух. учёта в управлении организации
  3. Функции, задачи бух. учёта и требования, предъявляемые ему.

I

Учёт – одна из разновидностей управленческой деят-ти чел-ка. Принятие правильного управленческого решения возможно только при достаточном объёме знаний об управляемом объекте.

Учёт – количественное отражение событий и фактов в жизни общества, используемых для управления на различных организационных уровнях. Чаще всего учёт рассматривается как хозяйственный.

Для возникновения учёта нужны 3 условия:

- деят-ть людей должна принять соответствующие размеры

- «мыслить» - существование элементарной математики

- место хранения.

Процесс учёта состоит из относительно сам-ых этапов (приёмов работы):

1. наблюдение

2. измерение

3. регистрация

4. обобщение

1) Наблюдение помогает установить многочисленные явления, из которых состоит хоз-ая деят-ть.

2) Полученные наблюдения требуют измерения. Измирители, применяемые в учёте подразделяется на:

- натуральные (литры, штуки…)

- трудовые (человеко-часы)

- стоимостные (рубль)

3) Результаты наблюдения и измерения регистрируются путём записи на бумажных или электронных носителях.

4) Данные обобщаются и предоставляются в удобной форме 0 заключительный этап.

Виды учёта:

  1. Оперативный
  2. Статистический
  3. Бухгалтерский учёт
  4. Налоговый

II

Управлять деятельностью организации возможно только на основе системы экономических показателей, характеризующих её работу

Основным поставщиком экономической инфо явл-ся система бух.учёта.

В бух.учёте формируется инфо о ресурсах организации,о затратах на пр-во продукции и услуг, о доходах, полученных от реализации продукции, товаров, работ и услуг, о результатах деят-ти.

Цель бух. учёта: формирование информации о деятельности организации, финансовом положении, финансовых результатах, необходимых для внутренних и внешних пользователей (не работают в организации, но имеют интерес – инвесторы, учредители, банки, дебиторы и кредиторы – прямой интерес.

Налоговые органы, органы статистики, контролирующие органы – косвенный интерес.)

Обобщение информации, необходимой внешним пользователям, предоставляется виде формы бух.учёта.

Бухгалтерский учёт – система непрерывного, сплошного, документального отражения информации о хозяйственной деят-ти организации методом двойной записи в денежном выражении на счетах бех. учёта, в соответствии с законодательством РБ.

Система означает, что учёт ведётся согласно правилам на счетах бух. учёта с использованием двойной записи.

БУ является сплошным и непрерывным и означает, что БУ охватывает все факты хоз-ой жизни, которые подвергаются денежному измерению. БУ предприятия ведётся с дня организации и до момента ликвидации.

БУ строго документирован, что означает, что каждый факт общественной жизни должен быть документирован.

БУ ведётся в рамках отдельно-взятого субъекта хозяйствования.

III

Функции БУ:

1. информационная – процессы наблюдения, регистрации, сбора, обработки и обобщения учётной информации; обеспечене этой информацией руководство данной организации в целях качественного управления хозяйственной деят-ти.

2. контрольная – процессы наблюдения и проверки явлений хоз-ой деят-ти с целью выявления отклонений от основных пар-р. Осуществление данной ф-ии помогает выявить:

- злоупотребление

- приписки

- непроизводительные потери и расходы.

Она позволяет соблюдать режим экономии, рац-но использовать мат-ые и трудовые ресурсы, способствует увеличению дохода предприятия.

Задачи БУ:

З-ом РБ о бухгалтерском учёте и отчётности от 25.06.01 №42-«3» определены основные задачи БУ и отчётности:

1. Формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и её имущественном положении, о полученных доходах и понесённых расходах;

2. Обеспечение, при совершении организацией как внутренних, так и внешних пользователей своевременной информацией и наличии и движении имущества и обязательств, а также трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утверждёнными нормами и нормативами, сметами;

3. Предотвращение отрицательных результатов в хоз-ой деятельности организации и выявления резервов её финансовой устойчиваости

Требования: документальность, полнота, достоверность, ясность, доступность, периодичность, и последовательность, рациональность, экономичность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: