- Понятие об учёте и его виды
- Роль бух. учёта в управлении организации
- Функции, задачи бух. учёта и требования, предъявляемые ему.
I
Учёт – одна из разновидностей управленческой деят-ти чел-ка. Принятие правильного управленческого решения возможно только при достаточном объёме знаний об управляемом объекте.
Учёт – количественное отражение событий и фактов в жизни общества, используемых для управления на различных организационных уровнях. Чаще всего учёт рассматривается как хозяйственный.
Для возникновения учёта нужны 3 условия:
- деят-ть людей должна принять соответствующие размеры
- «мыслить» - существование элементарной математики
- место хранения.
Процесс учёта состоит из относительно сам-ых этапов (приёмов работы):
1. наблюдение
2. измерение
3. регистрация
4. обобщение
1) Наблюдение помогает установить многочисленные явления, из которых состоит хоз-ая деят-ть.
2) Полученные наблюдения требуют измерения. Измирители, применяемые в учёте подразделяется на:
- натуральные (литры, штуки…)
- трудовые (человеко-часы)
- стоимостные (рубль)
3) Результаты наблюдения и измерения регистрируются путём записи на бумажных или электронных носителях.
4) Данные обобщаются и предоставляются в удобной форме 0 заключительный этап.
Виды учёта:
- Оперативный
- Статистический
- Бухгалтерский учёт
- Налоговый
II
Управлять деятельностью организации возможно только на основе системы экономических показателей, характеризующих её работу
Основным поставщиком экономической инфо явл-ся система бух.учёта.
В бух.учёте формируется инфо о ресурсах организации,о затратах на пр-во продукции и услуг, о доходах, полученных от реализации продукции, товаров, работ и услуг, о результатах деят-ти.
Цель бух. учёта: формирование информации о деятельности организации, финансовом положении, финансовых результатах, необходимых для внутренних и внешних пользователей (не работают в организации, но имеют интерес – инвесторы, учредители, банки, дебиторы и кредиторы – прямой интерес.
Налоговые органы, органы статистики, контролирующие органы – косвенный интерес.)
Обобщение информации, необходимой внешним пользователям, предоставляется виде формы бух.учёта.
Бухгалтерский учёт – система непрерывного, сплошного, документального отражения информации о хозяйственной деят-ти организации методом двойной записи в денежном выражении на счетах бех. учёта, в соответствии с законодательством РБ.
Система означает, что учёт ведётся согласно правилам на счетах бух. учёта с использованием двойной записи.
БУ является сплошным и непрерывным и означает, что БУ охватывает все факты хоз-ой жизни, которые подвергаются денежному измерению. БУ предприятия ведётся с дня организации и до момента ликвидации.
БУ строго документирован, что означает, что каждый факт общественной жизни должен быть документирован.
БУ ведётся в рамках отдельно-взятого субъекта хозяйствования.
III
Функции БУ:
1. информационная – процессы наблюдения, регистрации, сбора, обработки и обобщения учётной информации; обеспечене этой информацией руководство данной организации в целях качественного управления хозяйственной деят-ти.
2. контрольная – процессы наблюдения и проверки явлений хоз-ой деят-ти с целью выявления отклонений от основных пар-р. Осуществление данной ф-ии помогает выявить:
- злоупотребление
- приписки
- непроизводительные потери и расходы.
Она позволяет соблюдать режим экономии, рац-но использовать мат-ые и трудовые ресурсы, способствует увеличению дохода предприятия.
Задачи БУ:
З-ом РБ о бухгалтерском учёте и отчётности от 25.06.01 №42-«3» определены основные задачи БУ и отчётности:
1. Формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и её имущественном положении, о полученных доходах и понесённых расходах;
2. Обеспечение, при совершении организацией как внутренних, так и внешних пользователей своевременной информацией и наличии и движении имущества и обязательств, а также трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утверждёнными нормами и нормативами, сметами;
3. Предотвращение отрицательных результатов в хоз-ой деятельности организации и выявления резервов её финансовой устойчиваости
Требования: документальность, полнота, достоверность, ясность, доступность, периодичность, и последовательность, рациональность, экономичность.