Глава 2. Психофизиологические основы вождения автомобиля

· Понятие о деятельности водителя

· Зрительные ощущения

· Зрительные восприятия

· Ощущения равновесия, ускорений, вибрации

· Слуховые ощущения и восприятия

· Реакции

· Внимание

· Навыки

· Роль водителя в предупреждении дорожно-транспортных происшествий

ПОНЯТИЕ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОДИТЕЛЯ

Физические и психофизиологические требо­вания к водителям транспортных средств могут быть определены исходя из анализа деятельности водителя автомобиля. Водитель должен воспринимать большое ко­личество информации о характере и режиме движения всех его участников, о состоянии значительного количе­ства параметров дороги, окружающей среды, средств ре­гулирования, о состоянии узлов и агрегатов автомобиля (с помощью различных приборов) и т. д. Водитель дол­жен не только воспринимать большой поток информа­ции, но и проводить ее переработку (анализ), в резуль­тате чего принимать соответствующее решение и на его основании производить действия. Весь этот процесс от восприятия до совершения действия требует определен­ной затраты времени. Учитывая скоротечность сложив­шейся дорожно-транспортной ситуации, водитель может совершить неправильные действия. К ним приводят сле­дующие причины:

1) недостаток (дефицит) времени на весь процесс восприятия, переработки, принятия решения и соверше­ния ответного действия;

2) восприятие водителем исходной информации не соответствует действительности (например, красный сиг­нал светофора принят за зеленый);

3) информация воспринята правильно, однако ее пе­реработка неверна (например, водитель при приближе­нии к перекрестку считает, что горящий желтый сигнал светофора сменится зеленым, однако включается красный);

4) восприятие, переработка информации правильны, однако принято решение неверно (например, вместо ма­невра, единственно необходимого в сложившейся дорож­но-транспортной ситуации, водитель принимает решение экстренно тормозить);

5) все предыдущие ответному действию элементы процесса (восприятие, переработка информации, приня­тие решения) правильны, однако ошибочно само дей­ствие (например, принято правильное решение провести экстренное торможение, однако водитель ошибочно на­жимает на педаль акселератора, увеличивая тем самым скорость).

Необходимо отметить, что перечисленные причины могут явиться, кроме того, следствием психического со-стбяния водителя в данный момент. Вот почему води­телю при управлении автомобилем важно сохранять длительное время оптимальное психическое состояние, при котором наиболее быстро и качественно протекает весь процесс от восприятия информации до совершения ответных действий в постоянно меняющихся дорожно-транспортных ситуациях. Отклонения в ту или другую сторону от оптимального психического состояния (воз­буждение «ли, напротив, депрессия) затрудняют про­цесс восприятия и переработки информации и тем са­мым увеличивают вероятность ошибочных действий во­дителя. Именно поэтому психические особенности води­теля имеют большое значение для производительной и безаварийной работы.

Для правильного понимания индивидуально-психоло­гических особенностей водителя недостаточно только изучение отдельных психических процессов, необходимо знание психических свойств, характеризующих человека как личность. Ведь личность складывается из большого многообразия качеств, взаимосвязанных между собой. Это — способности, интересы, темперамент, характер, склонности, отношение к своей профессии и другим ви­дам деятельности, к общественной работе и т. д. Лич­ностные качества водителя во многом определяют него профессиональные качества, что подтверждается бытую­щим выражением «Человек водит автомобиль так, как он живет».

Статистика говорит о большом количестве дорожно-транспортных происшествий (ДТП) по вине водителя.

Анализ этих происшествий позволяет выявить факторы, их вызвавшие (превышение скорости, несоблюдение оче­редности проезда перекрестков и т. п.), однако не всегда удается выяснить истинные причины ДТП. И если мож­но квалифицировать действия водителя, совершившего ДТП, как неосторожные, легкомысленные и пр., то при­чину подобных действий прежде всего следует искать в самой личности водителя с его переживаниями, жизнен­ными потребностями, конфликтами, радостями и огорче­ниями. Это закономерно. Заботы, неприятности,. обиды не оставляют водителя даже во время езды, хотя внима­ние его должно быть полностью направлено на восприя­тие.дорожной обстановки. И если во время этой весьма напряженной деятельности водитель думает о обоих конфликтах, то возникшее в связи с этим отрицательное эмоциональное состояние может оказаться причиной до­рожно-транспортного происшествия.

Деятельность водителя способствует формированию черт характера, имеющих непосредственное значение в его профессии. К таким чертам относятся ответствен­ность, инициатива, воля, настойчивость и т. д.

ЗРИТЕЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ

Ощущения — это отражение в сознании че­ловека отдельных свойств предметов и явлений матери­ального мира, непосредственно воздействующих на ор­ганы чувств. Различают ощущения зрительные, слухо­вые, кожные, обонятельные, двигательные, вибрацион­ные и др. В процессе движения на автомобиле зритель­ный анализатор является основным источником инфор­мации об окружающей среде. Снижение видимости влечет за собой увеличение дорожно-транспортных про­исшествий. Статистика указывает на большое количе­ство ДТП (до 60%) в темное время суток, несмотря на снижение в это время интенсивности движения до 10 — 15% от ее дневной величины. Поэтому некоторые осот бенности физиологии зрения должны учитываться води­телем при выборе режима движения в условиях искус­ственного освещения дороги.

Зрительным полем называют измеряемую в градусах область, видимую фиксированным (неподвижным) глазом. В среднем поле зрения для белого цвета распро­страняется к наружной стороне на 90°, к внутренней — на 65°, кверху — на 65°, книзу — на 75°. Поле зрения для цветных объектов значительно меньше. Водители с су­женным полем зрения могут допускать ошибки в управ­лении автомобилем, связанные с невозможностью обна­ружения объектов за пределом его поля зрения (напри­мер, пешеход или автомобиль на обочине, обгоняемый автомобиль, объекты, находящиеся на перекрестке, и т. д.). Совмещенное поле зрения человека (зрениедву­мя глазами) равно приблизительно 120 — 130°. Если объект рассматривается совместным для обоих глаз уча­стком поля зрения, то глаза видят наиболее отчетливо, рельефно. Это так называемое бинокулярное зрение.

Способность глаза видеть форму предмета и четко различать его очертания называется остротой зрения. Наиболее острое зрение — центральное в конусе с уг­лом около 3°, хорошая острота зрения в конусе 5 — 6°, удовлетворительная — в конусе 12 — 14°, причем по вер­тикали эти углы несколько больше. Предметы, располо­женные за пределами угла 14°, видны без ясных деталей и цвета. Для рассмотрения предмета, находящегося в периферическом (боковом) поле зрения, человек рефлек­тор но переводит на этот предмет глаза так, чтобы он попал в зону острого зрения. Это требует времени. Так, при проезде перекрестка водитель может затратить на перевод взгляда с фиксацией с одной -стороны пересе­чения до другой от 0,5 до 1,16 с. В зависимости от ско­рости это соответствует расстоянию от нескольких мет­ров до нескольких десятков метров.

Определение расстояния до предмета, находящегося в поле зрения, возможно, когда оба глаза нацелены на этот предмет. Такое нацеливание называется конверген­цией,и производится совместно мышцами и хрусталика­ми глаз. Среднее время конвергенции составляет около 0,165 с.

Восприятие величины предмета основано на оценке соотношения его угловой величины в поле зрения и рас­стояния до предмета. Предметы кажутся тем меньше, чем дальше расположены от наблюдателя. Глаз спосо­бен воспринимать также пространственное расположе­ние предметов относительно друг друга и расстояние между ними.

Таким образом, восприятие формы, удаленности и размеров предметов обеспечивается остротой зрения, конвергенцией и аккомодацией хрусталика (изменение его кривизны с помощью глазных мышц). Точность этих восприятий важна для уверенного управления автомо­билем, так как именно с их помощью оцениваются поло­жение автомобиля на дороге, размеры проезжей части, расстояние до препятствия,и т. д.

Решающее значение для зрения имеют условия осве­щенности. Для того чтобы глаза могли распознать предмет, необходим определенный уровень освещенно­сти. Предметы могут распознаваться по силуэту, когда яркость объекта ниже яркости окружающего его фона (это бывает при невысокой освещенности дороги); по обратному силуэту, когда яркость препятствия больше окружающего его фона, но детали поверхности неразли­чимы; по высокой яркости, когда видны детали на по­верхности предмета.

При изменении условий освещенности глаз к ней при­спосабливается. Этот процесс называется адаптацией. Время адаптации, т. е. время, необходимое для пере­стройки глаз на новый режим освещения, является важ­ной физиологической особенностью зрения, непосредст­венно сказывающейся на безопасности движения. При переходе от темноты к свету глаз приспосабливается быстрее, чем при переходе от света к темноте. Наиболь­шие затруднения у водителя возникают при резких из­менениях освещенности дороги, при движении в услови­ях недостаточной освещенности, при недостаточной контрастности. Во всех этих случаях процесс зрительно­го восприятия существенно замедляется.

Быстрое изменение уровней освещенности вызывает настолько сильное раздражение сетчатки глаз, что на­ступает временное ослепление. Ослепление может на­ступить от освещения водителя светом фар встречных автомобилей, лучами светильников, блеском отражен­ного света и т. д. Время ослепления колеблется в широ­ких пределах и в зависимости от субъективных качеств человека и от степени раздражения сетчатки может продолжаться от нескольких секунд до нескольких ми­нут.

При управлении автомобилем исключительно важная роль принадлежит зрительному восприятию скорости, направления движения и их изменений. Водитель по -ви­димому относительному перемещению поверхности дороги и различных неподвижных предметов может су­дить о скорости и направлении собственного движения. Известно, что опытный водитель довольно точно воспри­нимает скорость движения автомобиля, не глядя на спи­дометр. Однако после продолжительной езды с большой скоростью он значительно переоценивает снижение ско­рости, вследствие чего нередко превышает допустимую скорость автомобиля. Эту ошибку восприятия всегда не­обходимо учитывать после продолжительной езды с большой скоростью.

Значительное влияние на безопасность движеиия оказывает способность к цветоразличению. Глаз чело­века может различать все цвета, однако в зависимости от цвета рассматриваемого предмета меняются размеры поля зрения. Граница поля зрения для голубого цвета на 10 — 15° меньше, чем для белого, а для красного цве­та граница меньше, чем для голубого. Поле зрения для зеленого цвета почти вдвое меньше, чем для белого. У некоторых людей могут быть врожденные отклонения в цветоразличении — дальтонизм. Наиболее часто наблю­дается неразличение красного и зеленого цветов.

ЗРИТЕЛЬНЫЕ ВОСПРИЯТИЯ

Восприятие — более сложный опознаватель­ный процесс, нежели ощущение. При ощущении отра­жаются отдельные качества и свойства предметов окру­жающего нас мира, при восприятии же эти качества и свойства предметов отражаются во взаимодействии, т. е. в.виде единого образа.

Процесс восприятия связан с пониманием сущности предметов и явлений. Водитель, управляя автомобилем, должен воспринимать большое количество зрительных, звуковых и других раздражителей. Качество восприятия, т. е. его быстрота, полнота и точность, зависит от зна­ний и опыта водителя. Опытный водитель при одних и тех же условиях «увидит» больше и быстрее, чем нови­чок. Очень важны для водителя восприятия простран­ства и времени.

Восприятие пространства. Обычно человек восприни­мает пространство как трехмерное. Удаленные предметы видны под меньшим углом, чем близкие, имеющие те же размеры. Для водителя наиболее важно восприятие рас­стояний между предметами к их удаленности. Ничто не воспринимается изолированно, в отрыве от общего окру­жения. Вот почему так важно для водителя знание размеров предметов, наиболее часто встречающихся при управлении автомобилем. Систематическая тренировка в определении расстояний развивает глазомер.

Значительно сложнее восприятие и оценка расстоя­ний от водителя до двигающихся объектов (автомобили, пешеходы и пр.) и между объектами.

На оценку расстояния до предметов влияет цвет, в который окрашены эти предметы. Например, расстояние до автомобиля, окрашенного в темные тона (в черный или синий цвет), переоценивается, т. е. автомобиль ка­жется водителю дальше, а автомобиль, окрашенный в яркие, светлые тона (оранжевый, желтый), наоборот, кажется ближе.

Правильное восприятие времени — важнейшее каче­ство водителя. Умение точно оценивать временные ин­тервалы, особенно при совершении различных маневров на больших скоростях, имеет в ряде случаев решающее значение в обеспечении безопасности движения. Оценка скорости движения автомобилей, пешеходов и других подвижных объектов лежит в основе динамического гла­зомера, который является одним.из основных элемен­тов, определяющих мастерство водителя. Неправильная оценка временного интервала приводит к нервозности, резким приемам управления -и, как следствие, к аварий­ной обстановке. Так, например, большинство ошибок во­дителей при обгоне связано с неправильной оценкой интервала времени, расстояния до встречного автомоби­ля и его скоростью.

Водители могут допускать ошибки в восприятии и оценке коротких временных интерзалов. Наиболее опас­на тенденция к их переоценке, когда при недостатке времени водителю кажется, что времени для выполнения маневра вполне достаточно; ошибка, как правило, обна­руживается слишком поздно. На точность восприятия времени оказывают влияние индивидуальные особенно­сти человека, его эмоциональное состояние.

В практике управления автомобилем.иногда встре­чается неправильное восприятие окружающих объектов, называемое иллюзией. Причины иллюзий различны: контрастность восприятия, особенности перспективы, ме­няющийся рельеф и др. Чем больше скорость автомо­биля, тем больше искажается соотношение пропорций окружающих предметов. Водитель, совершая обгон на большой скорости, считает дорогу более узкой, чем это есть на самом деле, вследствие чего он может непроиз­вольно отклоняться в сторону осевой линии. Часто кру­говые кривые в плане воспринимаются как эллипсы, длина кривых водителю кажется уменьшенной, а кру­тизна поворотов увеличенной. Относительно пологие подъемы за длинными спусками воспринимаются более крутыми.

Иллюзорные восприятия опасны. Даже при незначи­тельном искажении действительности они могут приве­сти к аварийным ситуациям. Так, например, иллюзорное восприятие пешехода впереди автомобиля, встречного автомобиля или какого-либо препятствия, как правило, вызывают неправильную реакцию водителя: резкий по­ворот, экстренное торможение и др.

Предрасполагающими условиями для возникновения иллюзий у водителя могут быть: утомление, отрицатель­ные эмоции (неуверенность, страх), ослабление внима­ния, состояние алкогольного опьянения и пр.

Иллюзии следует отличать от галлюцинаций, кото­рые являются результатом болезненного состояния чело­века. При галлюцинациях водитель видит предметы или слышит звуки, которых в действительности нет. При иллюзиях объект восприятия всегда существует, но вос­принимается искаженно.

ОЩУЩЕНИЯ РАВНОВЕСИЯ, УСКОРЕНИЙ, ВИБРАЦИИ

Равновесие — это способность восприятия изменения положения тела в пространстве, а также дей­ствия на организм ускорений и перегрузок. В сохране­нии равновесия важную роль играют вестибулярный аппарат, зрение, мышечно-еуставное чувство и кожная чувствительность. Сохранение равновесия является результатом сложного взаимодействия возникающих реф­лексов. Статическое равновесие связано с сохранением определенной позы, а динамическое — с восстановлением равновесия в условиях, которые способствуют его нару­шению,

Ускорение появляется при изменении скорости или направления движения тела. Линейные ускорения воз­никают при увеличении или уменьшении скорости дви­жения без изменения его направления (разгон, тормо­жение на прямолинейном участке дороги); радиальные или центростремительные ускорения — при изменении на­правления движения (движение по кривой). Линейные и радиальные ускорения в зависимости от времени их, действия условно делят на ударные (до десятых долен секунды) и длительные.

Направление сил инерции всегда противоположно направлению ускорения. В медицине и биологии часто употребляют термин «перегрузка» (инерционные силы). Перегрузки не имеют размерности и выражаются отно­сительными единицами, по существу, показывающими, во сколько раз увеличился вес тела при данном ускорении по сравнению с обычной земной гравитацией, т. е. это отношение динамического веса к его статическому весу в покое или при равномерном прямолинейном движении. В зависимости от направления действия перегрузок по отношению к вертикальной оси тела различают продоль­ные и поперечные перегрузки. Если вектор перегрузки направлен от головы к ногам, говорят о положитель­ных, а от ног к голове — об отрицательных перегруз­ках, Кроме того, различают поперечные (спина — грудь и грудь — спина), а также боковые (бок — бок) пере­грузки. Направление -вектора перегрузки имеет важное значение для определения характера ответных реакций организма. Реакция человека на ускорение определяет­ся рядом факторов, среди которых существенное значе­ние принадлежит величине ускорения, времени его действия, скорости нарастания и направлению вектора перегрузки по отношению к туловищу, а также исходно­му функциональному состоянию организма, зависящему от многих условий внешней и внутренней среды.

Общее состояние человека при действии ускорений характеризуется появлением чувства тяжести во всем теле, болевых ощущений за грудиной или в области живота, вначале затруднением, а в дальнейшем (при зна­чительных перегрузках) и полным отсутствием возмож­ности движений, особенно конечностями. Большие величины ускорений приводят к расстройству арения. Своевременное прекращение ускорений приводит к нор­мализации всех функций.

В реальных условиях движения величины ускорений, действующих на водителя, невелики. Даже при высокой скорости движения на кривых малых радиусов пере­грузки теоретически не могут быть больше 5 — 10 (49 — 98 м/с2) при времени воздействия таких ускорений на организм не более 10 с. Эти ускорения не могут вызвать у водителя значительных физиологических расстройств. Однако во время и после прохождения кривой наблю­дается изменение тонуса мышц, вследствие чего человек не всегда может выдержать прямолинейное направление движения. Так, при прохождении со значительными ско­ростями кривых малых радиусов и при последующем выходе на прямолинейный участок водитель рефлектор-но смещает автомобиль на наружную сторону дороги, в ряде случаев заезжая на полосу встречного движения. В результате длительного периодического воздействия ускорений (подъемы и спуски, движение по кривым ма­лых радиусов)возможно возникновение болезненного состояния, так называемой морской болезни. Основные проявления: плохое самочувствие, головокружение, тош­нота.

Вибрация (механические колебания) оказывает су­щественное влияние на человеческий организм, причем интенсивность -и характер ее воздействия зависят от ви­да колебаний, способа их возбуждения и интенсив­ности.

Вибрация, как и любая форма периодических дви­жений тела около положения равновесия, имеет опреде­ленные физические параметры. Основными из них явля­ются: амплитуда — наибольшее отклонение вибрирующе­го или колеблющегося тела от положения равновесия; частота — число полных колебаний, происходящих в те­чение 1 с; период — величина, обратная частоте, т. е. дремя одного полного колебания.

Под влиянием вибрации в организме наступают раз­личные органические и функциональные изменения, в том числе изменения в системе кровообращения (особенно в кровеносных сосудах), в центральной и вегета­тивной нервных системах, в мозге, костно-суставной системе и в мышцах. Под действием вибраций ухудша­ется зрительное восприятие, снижается качество внима­ния, замедляется реакция, понижается точность дей­ствий.

Чаще влиянию вибраций подвергаются водители тя­желых грузовых автомобилей. Наиболее опасными явля­ются резонансные колебания, т. е. колебания, частота которых соответствует собственной частоте колебаний отдельных органов тела. Этим можно объяснить нару­шение деятельности органов пищеварения и возникнове­ние болевых ощущений в соответствующих областях тела у водителей большегрузных автомобилей.

Уменьшение влияния на организм ускорений и вибра­ций заключается в тренировке вестибулярного аппара­та, т. е. в совершении движений, раздражающих его: наклоны, повороты, прыжки, упражнения на батуте, пе­рекладине и т. п. Кроме того, повторное воздействие на организм угловых и прямолинейных ускорений с помо­щью вращающихся установок (центрифуги), качелей и др.

СЛУХОВЫЕ ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ

Как средство получения информации слу­ховое восприятие является для человека вторым по зна­чению психическим процессом. Слуховое восприятие зависит от трех факторов: слухового анализатора, источ­ника звука, среды, которая передает изменения давле­ния от источника звука к уху.

Слуховым ощущением называют реакцию слуховой системы на звук.

Обычно считается, что человек воспринимает звуки в интервале частот от 20 до 20000 Гц.

Уровень звукового давления зависит от амплитуды колебаний и измеряется в условных единицах — деци­белах (дБ).

Шум внутри легковых автомобилей находится в пре­делах норм, принятых для производственных рабочих мест. В кабинах грузовых автомобилей, особенно большой грузоподъемности, интенсивность шума превышает эти нормы и может достигать значительных величин, Допустимым пределом шума в кабине автомобиля счи­тают 74 — 75 дБ при частоте 1000 Гц.

Слушание двумя ушами позволяет точно определить источник звука в пространстве и характер его переме­щения. Водитель оценивает качество работы агрегатов автомобиля с помощью слуха; воспринимает информа­цию, передаваемую звуковыми сигналами других води­телей, звонки у железнодорожных переездов, сирены спецавтомобилей, зуммеры внутренней сигнализации, а также различные шумы, интенсивность и частота кото рых дает некоторое представление о скорости движения и ее изменении.

Постоянно действующий шум оказывает отрицатель­ное воздействие на органы слуха. Под его влиянием удлиняется скрытый период двигательной реакции, сни­жается зрительное восприятие, ослабевает сумеречное зрение, нарушаются координация движения и функции вестибулярного аппарата, наступает преждевременное утомление.

РЕАКЦИИ

Из всех психологических качеств, непосред­ственно влияющих на безопасность движения, наиболее важным является быстрота реакции водителя на изме­нение дорожной обстановки.

Реакция — это ответное действие организма на ка­кой-либо раздражитель.

Вся деятельность водителя представляет собой не­прерывную цепь различных двигательных реакций. Не­своевременные «ли неточные реакции нередко приводят к дорожно-транспортным происшествиям, поэтому опре­деление времени двигательных реакций имеет большое практическое значение для безопасности движения. Дви­гательные реакции человека могут быть простыми и сложными.

Простая двигательная реакция — это возможно бы­стрый ответ заранее известным одиночным движением на внезапно появившийся известный сигнал. Например, нажатае кнопки в ответ на световой или звуковой раздражитель. Среднее время реакции на световой раздра­житель равно 0,2 с, а на звуковой — 0,15 с.

При сложных двигательных реакциях ответные дей­ствия могут быть неодинаковыми и зависеть от количе­ственных и качественных характеристик различных сиг­налов, времени и места их появления.

Если при выполнении двигательного акта необходимо выбрать одно конкретное действие из ряда возможных, то такая сложная реакция называется реакцией с выбо­ром. Если же по определенному сигналу или изменению обстановки следует изменить действия, то такая реак­ция называется реакцией с переключением.

В большинстве случаев реакция водителя на неожи­данно возникающий тормозной сигнал относится к слож­ным двигательным реакциям и время ее может коле­баться в широких пределах (0,4 — 1,5 с) в зависимости от профессионального опыта и индивидуальных психо­физиологических особенностей водителя. Время двига­тельных реакций увеличивается в болезненном состоя­нии, при утомлении, после употребления алкоголя.

Состояние, возникшее под влиянием проделанной ра­боты и сказывающееся на уровне работоспособности, называют утомлением. Субъективно утомление ощущает­ся как чувство усталости, физиологическая сущность которого заключается в сигнализации организма о необ­ходимости прекратить или снизить интенсивность рабо­ты. Утомление — сложное и многообразное явление. Часто оно оказывает влияние не прямо, а проявляется по-иному. Например, трудовые операции, которые рань­ше выполнялись легко, без всякого напряжения, авто­матически, через несколько часов работы требуют допол­нительного усилия, известного напряжения, особого вни­мания. Результативность труда в этом случае может и не снизиться, но само это усилие, напряжение уже явля­ются симптомами утомления.

Другим характерным признаком утомления может служить появление мелких, казалось бы, незначитель­ных, ошибочных действий. В некоторых профессиях эти ошибки не играют особой роли и могут не нарушать хода производственного процесса. Однако имеются та­кие виды трудовой деятельности, в которых нет малень­ких ошибок, в которых каждое неправильное действие приводит к весьма серьезным последствиям. Это полно­стью относится к водительской профессии.

В результате утомления водитель теряет готовность к экстренному действию, т. е. происходит снижение бди­тельности. Это в свою очередь значительно повышает вероятность дорожного происшествия.

Утомление является гораздо более частой причиной дорожно-транспортных происшествий, чем это принято считать. Иногда нарушение правил движения является не следствием небрежности или недисциплинированно­сти водителя, а результатом развившегося утомления.

Под влиянием утомления ухудшаются зрительные функции, двигательная реакция и координация движе­ний, снижается интенсивность внимания, теряется чув­ство скорости, водители в большей степени подвержены ослеплению. При утомлении у водителя возникают апа­тия, вялость, заторможенное состояние. Внимание по­глощается мыслями, не имеющими отношения к управ­лению автомобилем. Возникают иллюзорные восприятия дорожной обстановки. Притупляется чувство ответствен­ности.

Основным средством предупреждения утомления и заторможенного состояния является правильная органи­зация режима труда и отдыха водителя.

Большое количество дорожно-транспортных происше­ствий, в особенности наиболее тяжелых, происходит в результате действия алкоголя на организм водителя. Нет.необходимости доказывать, что в состоянии сильного опьянения управлять автомобилем нельзя. Однако да­же малая доза алкоголя, которая, казалось бы, никак не влияет на поведение человека, на самом деле произ­водит в его организме значительные изменения. Так, проведенные исследования показали, что алкоголь уве­личивает среднее время реакции, значительно уменьша­ет точность восприятия, особенно ухудшает динамиче­ский глазомер. Резко ухудшает распределение и пере­ключение внимания.

Алкоголь снижает критичность мышления, водитель теряет осторожность, перестает считаться с опасностью и по этой причине часто создает на дороге аварийные ситуации.

Установлено, что при приеме 75 г алкоголя время общей реакции водителей увеличивается в 2 — 2,5 раза при приеме 100 г — в 2 — 4 раза, при приеме — 140 г — в 3 — 5 раз и больше, 165 г — в 6 — 9 раз.

Снижение работоспособности наступает даже при приеме очень незначительных доз алкоголя. Снижаются острота зрения и слуха, цветоощущение (особенно крас­ного цвета) и глубинное зрение. Резко замедляются двигательные реакции. Как показали исследования, два-три стакана пива, которое многие водители не считают алкогольным напитком, могут снизить ряд физиологиче­ских функций.

В Советском Союзе водители в состоянии алкоголь­ного опьянения независимо от его степени не допуска­ются к управлению автомобилем. Водители, нарушив­шие правила движения в нетрезвом состоянии, несут повышенную ответственность.

Президиум Верховного Совета РСФСР 19 июня 1972 года принял Указ «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма», повышающий ответственность водителей за управление транспортным средством в со­стоянии опьянения. Водитель в этом случае лишается права на управление транспортными средствами на срок до 2 лет и при повторном нарушении — на срок от 2 до 5 лет.

ВНИМАНИЕ

Важнейшей функцией, обеспечивающей прием и переработку информации, является внимание. Внимание — активная направленность сознания че­ловека на те либо иные предметы и явления действи­тельности или на определенные их свойства и качества при одновременном отвлечении от всего остального. Од­нако в процессе движения и управления автомобилем водитель не может сосредоточить свое внимание только на каких-то заранее определенных предметах, ввиду постоянно меняющейся дорожно-транспортной ситуации. Даже если в сложившейся ситуации только одна линия информации представляет интерес, не всегда безопасно концентрировать на ней внимание до такой степени, что другие события, которые потенциально могут оказаться более важными, пройдут незамеченными. Желательно обладать способностью концентрировать внимание на одном явлении, не исключая другие, только до тех пор, пока не произойдет что-либо более существенное.

Важнейшими качествами внимания, необходимыми водителю автомобиля, являются устойчивость, концен­трация, объем, распределение и переключение.

Устойчивость внимания — это способность сосредото­читься в процессе работы в течение длительного време­ни. Устойчивость внимания определяется временем, в течение которого его интенсивность (напряженность) остается неизменной. Как показали опыты,.интенсив­ность внимания может сохраняться в течение 40 мин без заметного ослабления.

С устойчивостью внимания тесно связано такое его качество, как концентрация — сосредоточение внимания на одном только объекте с одновременным отвлечением от всего остального. У водителя автомобиля такая кон­центрация внимания может быть в течение незначитель­ных промежутков времени, например, при проезде пеше­ходных переходов, остановок общественного транспорта, железнодорожных переездов, при встречном разъезде, на мостах, в тоннелях и пр.

Объем внимания характеризуется количеством объ­ектов, которые могут быть восприняты одновременно. Человек может одновременно охватить четыре — шесть объектов, если условия восприятия не слишком слож­ные. У опытных водителей объем внимания больше, чем у молодых.

Распределение внимания — это способность человека к рассредоточению внимания на несколько объектов, к одновременному спешному выполнению нескольких раз­личных действий.

Обычно человек может распределить внимание меж­ду двумя разнородными действиями, причем одно из них для него привычно. Например, вождение автомобиля более безопасно, если водитель все внимание уделяет дорожной обстановке, выполняя необходимые движения рук и ног автоматически. Успешное распределение вни­мания между двумя совершенно незнакомыми видами деятельности очень затруднительно.

При управлении автомобилем водитель должен одно­временно смотреть, думать и действовать. Единство и слаженность этих сторон направленности внимания обес­печивают правильные действия в сложной обстановке.

Переключение внимания — это способность быстро менять объекты внимания или переходить от одного вида деятельности к другому. Быстрота переключения внима­ния имеет важное значение для водителя. Она помогает ему воспринимать те объекты, которые при распределе­нии внимания он не может охватить одновременно.

Переключение и распределение внимания в сочета­нии с правильной последовательностью действий и ак­тивностью наблюдения являются основой осмотритель­ности и предосторожности водителя.

Качества внимания не являются неизменными, их можно развивать и совершенствовать. Основной предпо­сылкой развития внимания водителя является наличие у него интереса к своей профессии.

Необходимо отметить, что приведенные рассуждения справедливы для так называемого произвольного (актив­ного) внимания, т. е. волевого внимания, которое созна­тельно направлено на какой-либо объект (или деятель­ность) с заранее поставленной целью.

В отличие от произвольного непроизвольное (пас­сивное) внимание возникает без сознательного намере­ния и не требует от него усилий. Непроизвольное вни­мание привлекается сильным звуком, вспышкой света или внезапным прекращением звука или света.

НАВЫКИ

Система обучения играет важную роль в обеспечении безопасности движения. Водитель, воспри­нимая окружающую обстановку, выполняет различные действия по управлению режимом движения автомоби­ля: нажимает на педали сцепления, тормоза, управления дросселем, поворачивает рулевое колесо, перемещает рычаг переключения передач. Эти действия будут наи­более совершенными (исходя из сложившейся дорожно-транспортной ситуации), быстрыми и точно дозирован­ными только в случае необходимых знаний, умения и навыков.

Знания — это совокупность усвоенных водителем све­дений, необходимых для безопасного управления авто­мобилем.

Умение — способность своевременно и целеустремлен­но применять специальные знания и навыки в процессе управления автомобилем.

Навыки — способность совершать необходимые и эф­фективные действия по управлению автомобилем (сте­пень совершенства, доведенная до автоматизма).

В начале обучения целесообразно выработать у обу­чаемого навыки автоматического отыскания рычагов и педалей управления к необходимую последовательность действий при работе ими.

Овладение многими двигательными навыками значи­тельно эффективнее в том случае, если внимание обу­чаемого не отвлекается на решение других задач. В этом отношении обучение на тренажере имеет преимущества перед обучением на автомобиле.

Основной задачей последующего обучения является формирование соответствующих зрительных представле­ний. В процессе тренировки зрительные представления объединяются в единые комплексы с представлениями мыщечно-двигательными и вестибулярными.

Дальнейшее совершенствование навыков управления автомобилем должно быть направлено на увеличение точности и быстроты восприятия дорожной обстановки, быстроты действий при выполнении основных приемов (поворотов, разворотов, остановок в заданном месте, за­езда в ворота и т. п.) и привыкания к управлению авто­мобилем на различных скоростях, а также вождение автомобиля в особых условиях движения (гололед, ту­ман, снег, дождь, темное время суток).

Навыки формируются в процессе упражнений, т. е. повторного выполнения действий для усовершенствова­ния способа их выполнения. Но не всякое повторение действий можно считать упражнением. Для того чтобы повторное выполнение действий стало упражнением, не­обходимо уяснить цель и значение вырабатываемого навыка, знать результат каждого отдельного упражне­ния и быть уверенным в сво.их силах и возможностях.

Продуктивность навыка зависит также от метода об­учения, способностей и эмоционального состояния обу­чаемых, от правильного распределения упражнений по времени, т. е. планирования тренировок.

РОЛЬ ВОДИТЕЛЯ
В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ

Управление автомобилем требует от чело­века выдерживания такого безопасного режима движе­ния, который учитывал бы постоянное изменение ситуа­ции. Эту сложную психическую деятельность выполняет мышление, которое неразрывно связано с ощущениями, восприятиями, памятью, воображением. Важнейшая роль мышления и заключается в упорядочении, координации и синтезе этих процессов. В процессе мышления проис­ходит ряд умозаключений, следствием которых является выполнение определенных действий. Для водителей важна скорость мышления, так как умозаключения и следующие за ними действия должны производиться тем быстрее, чем выше скорость движения автомобиля. Од­новременно с этим у водителя должна быть развита широта мышления, т. е. способность, позволяющая од­новременно учесть различные стороны дорожной обста­новки и в соответствии с нею оценить имеющиеся воз­можности. Эта способность, зависящая от того, какое количество впечатлений, органов чувств и знаний воз­можно использовать в мышлении для обоснования вы­водов, особенно важна, когда у водителя имеется воз­можность выбора между различными действиями. В этих случаях особое значение приобретают память и навыки водителя. Память позволяет воспроизвести сведения, не­обходимые для совершения действия в данном конкрет­ном случае, а навык позволяет произвести эти действия без осмысливания каждого составляющего движения, т. е. автоматически. Это дает возможность, особенно в условиях острого дефицита времени (критическая или аварийная ситуация), сэкономить необходимые доли се­кунды. У человека, автоматически выполняющего свою работу, могут возникнуть психические процессы, не свя­занные с работой. В памяти могут происходить одновре­менно два различных процесса: один связан с работой, а второй, наоборот, отвлекает от нее. От сознательно­сти водителя, от его умения руководить психической деятельностью зависит, насколько он сможет использо­вать эти процессы для облегчения своего труда.

Вместе с ними важную роль играет способность во-дителя к прогнозированию последующей дорожно-транс­портной ситуации. И чем большей способностью к пред­видению обладает водитель, тем меньше вероятность его попадания в аварийную ситуацию.

Очень большое значение в деятельности водителя, определяющее во многих случаях правильность и точ­ность его действий, имеет его эмоциональное состояние, Известно, что радостные переживания человека делают его бодрым и уверенным, В результате его действия ста­новятся более точными, реакции более быстрыми, дви­жения более координированными. Горе, тяжелые пере­живания приводят к противоположным результатам.

Как показывает анализ дорожно-транспортных про­исшествий, безопасность движения зависит от надежно­сти водителя и в значительной степени определяется его оперативными качествами.

Наиболее важными из них являются следующие: вы­сокая эмоциональная устойчивость, обеспечивающая не­обходимую степень самообладания; быстрая сообрази­тельность в сочетании с хорошей координацией, доста­точной скоростью и точностью двигательных реакций; большая скорость переключения и распределения вни­мания; высокая готовность памяти, от которой зависит быстрее извлечение информации, необходимой для вы­полнения целенаправленных действий. Все эти качества в реальной деятельности проявляются в тесном взаимо­действии и единстве, а их физиологической основой яв­ляются сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов коры головного мозга человека.


Глава 3. ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ И ИХ ПРИЧИНЫ

· Классификация дорожно-транспортных происшествий

· Основные причины аварийности

КЛАССИФИКАЦИЯ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ

Автомобильный транспорт наиболее опас­ный из всех видов транспорта. Каждый год в мире происходит около 55 миллионов дорожно-транспортных происшествий, в которых ежегодно погибает более 300 тысяч человек и примерно в 30 раз больше этого коли­чества людей получают травмы. В высокомоторизован­ных странах смертность от дорожно-транспортных про­исшествий превышает смертность от различных инфек­ционных заболеваний.

Несмотря на серьезные мероприятия и работу, про­водимую различными учреждениями и общественными организациями по предупреждению происшествий в на­шей стране, их количество и тяжесть последствий еще велики. Причины этого явления разнообразны, однако одной из основных причин можно назвать недостаточно высокий уровень профессиональной подготовки водите­лей. Это особенно проявляется при интенсивном росте автопарка, т. е. когда армия водителей за короткое время пополняется большим числом новичков, что при­водит к снижению среднего уровня квалификации води­телей. Вместе с этим при современном уровне развития техники надежность деятельности водителей является решающим фактором безопасности движения.

Хотя обстоятельства, при которых возникают и про­текают дорожно-транспортные происшествия, чрезвы­чайно разнообразны, их анализ позволяет выявить не­которые сходные черты. Это дало возможность разрабо­тать классификацию происшествий, что имеет важное значение для всестороннего изучения причин их возникновения и разработки мероприятий по предупреждению. Кроме того, классификация видов происшествий приво­дит к единообразию учета и возможности проведения успешного анализа на его основе.

В соответствии с существующей классификацией к дорожно-транспортным происшествиям относят проис­шествия, возникшие в процессе движения механических транспортных средств и повлекшие за собой гибель или телесные повреждения людей, повреждения транспорт­ных средств, сооружений, грузов или иной материаль­ный ущерб.

К механическим транспортным средствам относятся автомобили, мотоциклы, мотороллеры, мотоколяски, мопеды, велосипеды с подвесным двигателем, трамвай, троллейбусы, тракторы и другие самоходные механизмы.

В настоящее время разработана следующая класси­фикация дорожно-транспортных происшествий:

1) столкновение — движущиеся механические тран­спортные средства столкнулись между собой или с под­вижным составом железных дорог;

2) опрокидывание — механическое транспортное средство потеряло устойчивость и опрокинулось. К этому виду происшествий не относятся опрокидывания, вы­званные столкновением механических транспортных средств или наездов на неподвижные предметы;

3) наезд на препятствие — механическое транспорт­ное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т. п.);

4) наезд на пешехода — механическое транспортное средство наехало на человека, или он сам натолкнулся на движущееся механическое транспортное средство, получив травму;

5) наезд на велосипедиста — механическое тран­спортное средство наехало на человека, передвигающе­гося на велосипеде (без подвесного двигателя), или он сам натолкнулся на движущееся механическое тран­спортное средство, получив травму;

6) наезд на стоящее транспортное средство — меха­ническое транспортное средство наехало или ударилось о стоящее механическое транспортное средство;

7) наезд на гужевой транспорт — механическое транспортное средство наехало на упряжных, вьючных,

верховых животных либо на повозки, транспортируемые этими животными;

8) наезд на животных — механическое транспортное средство наехало на диких или домашних животных (исключая указанные в п. 7);

9) падение пассажира — пассажир (любое лицо, кро­ме водителя, находящееся в транспортном средстве или на нем) упал с движущегося механического транспортного средства. К этому виду происшествий не относится падение, произошедшее при столкновении, опрокидыва­нии механических транспортных средств или их наезде на неподвижные предметы;

10) прочие происшествия — происшествия, не отно­сящиеся к перечисленным выше видам. К ним относят­ся сходы трамваев с рельсов (не вызвавшие столкно­вения или опрокидывания), падение перевозимого груза на людей и другие.

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ АВАРИЙНОСТИ

Детальный анализ всех видов ДТП невоз­можен без выявления факторов и причин, их вызываю­щих. Взгляды на факторы и причины, лежащие в ос­нове ДТП, меняются по мере накопления опыта орга­низации движения и исследовательских работ в области безопасности движения.

В большинстве стран общественное мнение и офи­циальная статистика органов регулирования движения чаще всего усматривают основную причину ДТП в не­брежности, ошибках водителей. Так, Всемирная орга­низация здравоохранения считает, что девять из десяти происшествий происходит по вине водителей, остальная их часть также в какой-то степени зависит от водителей.

Наиболее частыми причинами ДТП по вине водите­лей являются: превышение скорости, несоблюдение дис­танции, несоблюдение очередности проезда, невнима­тельность и нетрезвое состояние. По вине пешеходов со­ответственно: переход в неустановленном месте, ходьба вдоль проезжей части, переход перед близко идущим транспортным средством, нетрезвое состояние.

При анализе происшествия, на первый взгляд, иног­да кажется, что техническая неисправность не является причиной аварии. Чаще всего главную причину относят за счет нарушения правил движения. Например, наезд на пешехода обычно объясняют превышенной скоростью или поздним применением тормозов, Но ведь если бы давление в пневматическом приводе тормозов было бы большим, а тормоза отрегулированы более тщательно, то происшествие было бы предотвращено. Поэтому бо­лее глубокий анализ причин происшествий позволяет утверждать, что фактическое количество ДТП, вызван­ных техническими неисправностями, более значительно.

Наиболее опасными неисправностями, вызывающими чаще всего ДТП, являются неисправности в тормозной системе (— 50%), рулевом управлении (— 14%), си­стеме освещения и сигнализации (— 16%).

По материалам мировой статистики распределение причин ДТП примерно следующее:

из-за неправильных действий человека 60 — 70%,

из-за неудовлетворительного состояния до­роги и несоответствия дорожных условий характеру движения 20 — 30 %,

из-за технической неисправности автомоби­ля 10 — 15%.

Многие исследователи считают, что более 2/3 всех происшествий происходит по вине людей и только около 1/3 падает на факторы, не зависящие от их воли и де­ятельности.

Принятая государственной автомобильной инспек­цией классификация факторов и причин ДТП отражена в номенклатуре действующей системы учета.

По данной классификации факторы, способствующие возникновению происшествий, разделены на три боль­шие группы: человек (водители, велосипедисты, возчики, пешеходы, пассажиры); транспортные средства; дорога, улица.

Анализ причин, приводящих к ДТП, позволяет свести эти причины в следующие однородные по характеру группы:

1) несоблюдение правил дорожного движения уча­стниками этого движения;

2) применение водителями таких приемов управления транспортными средствами, которые вызывают их зано­сы, опрокидывание или потерю управления во время движения и создают возможность поломок и порчи ме­ханизмов, приводящих к аварийным ситуациям;

3) снижение работоспособности водителей вследст­вие переутомления, болезни или под влиянием факто­ров, вызывающих изменение самочувствия и восприятия обстановки движения;

4) неудовлетворительное техническое состояние транспортных средств;

5) неправильное размещение и крепление груза, приводящее к потере управления, устойчивости, измене­нию режима работы механизмов, отказу в работе;

6) неудовлетворительное устройство и содержание элементов дороги и дорожной обстановки;

7) неудовлетворительная организация дорожного движения,

При анализе происшествия наиболее просто отнести его причину к человеку, который, как считают, обязан мгновенно реагировать на изменение других элементов комплекса и соответствующим образом компенсировать их влияние, добиваясь установления необходимого режима движения. Однако такая уверенность обосно­вана не в должной мере. Многие ДТП, не связанные с поведением и состоянием водителей, происходят из-за неопытности, недобросовестности либо халатности опре­деленных должностных лиц, например, происшествия из-за дефектов транспортных средств, плохого освеще­ния улиц, состояния проезжей части, неправильной раз­метки улиц, неверной установки дорожных знаков, не­верного режима действия светофоров и т. п.

В отличие от систем автоматического регулирования человек не имеет запрограммированной системы ответов на все случаи сложившейся дорожно-транспортной си­туации. Рассматривая возможные варианты решения возникшей задачи в ограниченный период, он может до­пускать ошибки, количество которых увеличивается при утомлении. При учете этого обстоятельства за такими строками статистики причин ДТП, как превышение скорости, неправильный обгон, неправильный поворот, недостаточная видимость ночью, даже наезд на велоси­педиста или пешехода на дороге, во многих случаях обнаружилось бы, что для основной части водителей при­чинами происшествий явились трудные условия движе­ния, обусловленные особенностями дороги. Было доста­точно самого незначительного ослабления внимания во­дителя, чтобы возникла опасность дорожно-транспорт­ного происшествия.

Анализируя конкретные происшествия, можно ви­деть, что чаще всего они вызваны несколькими причи­нами. Установлено, что на каждые 100 ДТП приходит­ся около 250 причин и сопутствующих факторов.

В отрезке времени, непосредственно предшествую­щем происшествию, и в процессе развития происшест­вия влияние каждой из причин неодинаково. В каждой фазе ДТП можно выделить одну главную ведущую при­чину; в последующих фазах происшествия эта причина может стать второстепенной, сопутствующей, а в глав­ную переводится та, которая в первой фазе являлась сопутствующей. При анализе происшествия такое выяв­ление необходимо, так как в противном случае устано­вить причину происшествия бывает трудно, а подчас и невозможно.

Немаловажное значение имеет выявление обстоя­тельств, предшествовавших происшествию. Во многих случаях предпосылки для ДТП создаются намного рань­ше самого происшествия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: