Геометрические показатели

1. Просвет — это расстояние П между низшей точ­кой автомобиля и дорогой, характеризующее возмож­ность движения автомобиля без задевания сосредоточен­ных препятствий (рис. 4).

2. Радиусы продольной рпр и поперечной рпоп прохо­димости представляют собой радиусы окружностей, ка­сательных к колесам и к низшей точке автомобиля, рас­положенной внутри базы (колеи). Эти радиусы характе­ризуют высоту и очертание препятствия, которое может преодолеть автомобиль, не задевая за него. Чем они меньше, тем у автомобиля больше способность преодо­левать значительные неровности дороги без задевания за них своими низшими точками.

3. Передний an1 и задний аП2 углы проходимости — углы, образованные опорной поверхностью дороги и пло­скостью, касательной к передним или задним колесам и к выступающим низшим точкам передней или задней части автомобиля.

4. Максимальная высота порога, которую мржетпре­одолеть колесо. Для ведомых колес практически егр максимальная высота составляет 0,35 — 0,65 R. Макси­мальная высота препятствия, преодолеваемого ведущим передним колесом, может быть больше радиуса колеса R, и ч,асто ограничивается не тяговыми возможностями ав­томобиля или сцеплением ведущих колесе дорогой, а ма­лыми величинами углов проходимости или просвета.

Рис. 4. Геометрические показатели проходимости

Максимальная высота порога значительно зависит и от формы его кромки. Так, приведенные величины порогов справедливы для прямоугольной кромки. Если же кром­ка имеет закругленную форму или сминается в процессе преодоления неровности, предельная высота порога уве­личивается.

5. Минимально необходимая ширина проезда, связан­ная с минимальной величиной радиуса поворота авто­мобиля. Эта величина характеризует свойство автомо­биля маневрировать на малых площадках, например, в карьерах, на товарных дворах железнодорожных стан­ций, на стройках и т. п. Поэтому проходимость автомо­биля в горизонтальной плоскости часто определяют как отдельное эксплуатационное свойство — маневренность. Наиболее маневренными являются автомобили со всеми управляемыми колесами. В случае буксировки прицепов или полуприцепов маневренность автомобиля ухудшает­ся, так как при поворотах автомобильного поезда при­цеп смещается к центру поворота. Именно поэтому ши­рина полосы движения автопоезда больше, чем у авто­мобиля без прицепа.

Ширина полосы движения автопоезда увеличивается с увеличением количества буксируемых прицепов, базы и ширины прицепа, а также длины дышла.

Опорно-тяговые показатели.

1. Удельное давление шин qш на опорную поверх­ность. Определяется как отношение вертикальной стати­ческой нагрузки на шину Gш к площади контакта F, замеренной по контуру:

Давление колес на опорную поверхность имеет боль­шое значение для проходимости автомобиля, в особен­ности при движении по песку, свету, пашне, грязи и т. д. Чем меньше давление колес, тем меньше глубина обра­зуемой колеи, следовательно, меньше сопротивление ка­чению и больше проходимость автомобиля.

2. Коэффициент совпадения колеи цс представляет собой отношение ширины колеи ап, образованной перед­ними колесами, к ширине колеи а3, образованной осталь­ными колесами. При полном совпадении колеи задние колеса катятся по грунту, уплотненному передними ко­лесами, и сопротивление качению при этом минимально. При nс =/= 1 затрачивается дополнительная энергия нз разрушение задними колесами уплотненных стенок ко­леи, образованной передними колесами. Поэтому у ав­томобилей повышенной проходимости часто на задние колеса устанавливают одинарные шины, уменьшая тем самым сопротивление качению.

3. Проходимость автомобиля по скользким дорогам. На скользких дорогах (влажные и обледенелые покры­тия, укатанный снег) проходимость ограничивается бук­сованием колес (см. гл. 4).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: