Занятие 3: Корабельные шлюпки. Назначение, классификация и устройство шлюпок

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Корабельные шлюпки. Назначение, классификация и устройство шлюпок.

Литература.

1. Справочник по морской практике. А. О. Шабалин, Н. П. Епихин, Н. И. Кабанов и др. ордена трудового красного знамени военное издательство министерства обороны СССР Москва — 1969г.

1.Учебный вопрос. Корабельные шлюпки. Назначение, классификация и устройство шлюпок.

Корабельные шлюпки - мелкие открытые беспалубные плавсредства, предназначенные для обеспечения повседневных нужд корабля. С их помощью решается широкий круг задач:

— сообщение с берегом и другими кораблями;

— помывка или покраска борта;

— промерные, водолазные и другие работы на воде;

— завоз швартовов, становых и вспомогательных якорей;

— транспортировка различных грузов;

— оказание помощи терпящим бедствие судам;

— подрыв плавающих мин;

— своз десанта;

— доставка разведывательных групп;

— спасение личного состава в случае гибели корабля.

Шлюпка является прекрасным средством физического воспитания. Хождение на веслах вырабатывает ловкость, настойчивость и выносливость. Управление шлюпкой под парусами развивает смелость, наблюдательность, глазомер. Участие в дальних шлюпочных походах способствует формированию волевых и командных качеств, необходимых моряку. Шлюпка — лучшее средство начального обучения курсантов управлению маневрами корабля. Поэтому она является необходимой принадлежностью не только кораблей и частей ВМС, но также морских (мореходных) и военно-морских учебных заведений.

Морские корабельные шлюпки классифицируются по следующим основным признакам:

— по роду движения — на гребные, гребно-парусные, гребно-парусно-моторные;

— по материалу корпуса—на деревянные, металлические, пластмассовые, резиновые и композитные (набор и обшивка из разных материалов);

— по кормовому образованию корпуса — на транцевые, имеющие тупую срезанную корму (транец), и вельботного типа с острым образованием кормы;

— по роду движителя — на весельные, парусные и винтовые.

Одни движители можно использовать в качестве основных (например, весла или паруса на гребно-парусных шлюпках), а другие — в качестве вспомогательных или аварийных (например, весла на некоторых типах моторных спасательных шлюпок).

В Военно-Морском Флоте используются следующие типы гребных и гребно-парусных шлюпок.

Барказы двадцати- и шестнадцативесельные. Используются, как правило, для учебно-спортивных целей, реже — для завоза якорей и транспортировки грузов. Корпус деревянный с транцевой кормой. Имеют двухмачтовое рейковое парусное вооружение.

Катера десятивесельные. Используются для учебно-спортивных целей. Корпус деревянный с транцевой кормой. Имеют двухмачтовое рейковое парусное вооружение.

Ялы шести-, четырех- и двухвесельные. Имеют многоцелевое назначение. Корпус деревянный (или пластмассовый) с транцевой кормой. Шести- и четырехвесельные ялы имеют одномачтовое рейково-разрезное парусное вооружение, иногда подвесной мотор.

Тузики — самые малые гребные шлюпки с транцевой кормой, весла парные. Имеются на малых кораблях, используются на закрытых рейдах.
Транцевые шлюпки часто заливает попутная волна. Вельботы и спасательные шлюпки, имеющие острую корму, свободны от этого недостатка.

Надувные шлюпки резинотканевые. Используются на подводных лодках и в морской авиации. Снабжаются веслами и иногда парусным вооружением.

Пассажирские и транспортные суда, а также вспомогательные плавучие средства ВМФ снабжаются вельботами и спасательными шлюпками.

Вельботы шестивесельные. Бывают разъездные и спасательные. Корпус деревянный с острым образо-ванием кормы. Имеют распашные весла и одномачтовое парусное вооружение. Могут быть также гребно-парусно-моторными.

Спасательные шлюпки — бестранцевые, вельботного типа. Расположенные вдоль бортов и в носовой части корпуса водонепроницаемые воздушные ящики обеспечивают шлюпке непотопляемость. Снаружи на скулах корпуса имеются киль-поручни, за которые могут держаться находящиеся в воде люди. Этой же цели служат расположенные по бортам спасательные леера с поплавками. Весла распашные. Парусное вооружение одномачтовое люгерное. Спасательные шлюпки вместимостью до 60 человек бывают гребными, от 60 до 100—моторными или оборудованными средствами механического движения (приводными), свыше 100 человек—только моторными.

Одно из главных условий безопасности плавания — строгое соблюдение норм эксплуатации — мореходности и пассажировместимости (грузоподъемности), определенных для каждого типа шлюпок. Знание этих норм для командиров и старшин шлюпок обязательно.

На барказах и катерах, идущих на веслах или буксире в районах закрытых рейдов и гаваней при ветре до 5 баллов, допускается перевозить:

— на барказах — не более 5 человек на одно весло;

В отличие от вальковых распашные весла имеют больший внутренний рычаг и не имеют валька. Гребец сидит на банке один и гребет с противоположного от своего места борта.

— на катерах — не более 5 человек на одну банку.

В число перевозимых людей входят и гребцы шлюпки.
При перевозках людей на барказах и катерах при той же обстановке под парусами указанные нормы уменьшаются вдвое.

Для ялов и вельботов в районах закрытых рейдов и гаваней определены следующие нормы вместимости:

— для шестивесельных ялов при ветре силой до 5 баллов и движении на веслах — 13 человек, при движении под парусами — 8 человек, при движении под мотором — 7 человек, при ветре силой до 3 баллов под мотором—не более 13 человек. Эксплуатация яла под мотором при ветре свыше 5 баллов запрещается;

— для четырехвесельных ялов при ветре до 4 баллов и движении на веслах — 9 человек, при движении под парусами — 6 человек; при волнении моря не свыше 2 баллов и движении под мотором — 9 человек. При ветре силой более 4 баллов эти нормы снижаются сообразно обстановке; эксплуатация яла под мотором запрещается;

— для спасательных вельботов при ветре силой до 2 баллов—3 человека. При волнении моря свыше 2 баллов эксплуатация яла запрещается;

— для спасательных вельботов при ветре силой до 5 баллов и движении на веслах—13 человек, при движении под парусами — 8 человек.

Для спасательных шлюпок мореходность не ограничена.
Предельная нагрузка шлюпок при перевозках компактных и малоемких грузов определяется из расчета 80 кг груза вместо одного гребца (пассажира).
При перевозках жидких и сыпучих грузов (вода, песок) в условиях благоприятной погоды приняты следующие нормы вместимости:

— на барказах — от 8 до 10 т;

— на катерах — от 4 до 6 т;

— на шестивесельных вельботах — З т;

— на шестивесельных ялах — 2,5 т.

При ветре более 5 баллов и зыби, а также при перевозках на открытых рейдах и в море приводимые нормы снижаются сообразно обстановке.
Ответственность за соблюдение норм эксплуатации несет старший из присутствующих на шлюпке офицеров корабельного состава, а при отсутствии офицеров — старшина шлюпки. При отправлении шлюпки с корабля ответственность возлагается на вахтенного офицера.

Тема № 8 «Назначение и устройство корабельных шлюпок»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: