ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Как говорят мудрецы, «чтобы хорошо видеть будущее, надо пристальнее вглядываться в прошлое».
Проблемы защиты людей от природных катастроф, вражеских набегов уходят в далекое прошлое, имеют глубокие исторические корни. С незапамятных времен люди стремились расселяться в более безопасных местах, менее подверженных природным явлениям. В целях защиты от вооруженных нападений строили крепости. В меру имеющихся возможностей пытались бороться с пожарами, эпидемиями, наводнениями. Известный ученый-историк В.О. Ключевский связывал, например, причины зарождения городов, особенности архитектуры жилищ, месторасположение поселений не только с угрозами набегов завоевателей, но и с необходимостью более стойко переносить грозные стихийные явления.
По мере своего развития человечество понимало, что различным опасностям лучше всего противостоять только объединившись в коллективы и сообщества. Можно предположить, что данное обстоятельство в определенной мере явилось одной из причин возникновения государств.
|
|
Один из парадоксов исторического развития человечества заключается в том, что человек развивая бурную хозяйственную и инженерную деятельность сам стал создавать источники угроз как для самого себя, так и для окружающей его природы.
С развитием научно-технического прогресса, созданием новых средств вооруженной борьбы многократно увеличились военные опасности для мирного населения.
В России (СССР) пристальное внимание вопросам защиты населения на государственном уровне стало уделяться в ходе Гражданской войны и особенно после ее окончания, когда авиация получила бурное развитие и способность наносить удары по тылам противника. В связи с этим 4 октября 1932 года Совет Народных Комиссаров СССР принял «Положение о противовоздушной обороне СССР». Этот день принято считать днем рождения МПВО – начальным этапом развития государственной системы обеспечения защиты населения и территорий. Создание МВПО обеспечило в годы Великой отечественной войны успешное решение задач защиты населения и объектов народного хозяйства от нападения с воздуха.
В 1961 году руководством страны было принято решение о преобразовании МПВО в систему ГО.
В основу новой системы легло все лучшее что было создано за годы существования МПВО: была сохранена организационная структура, подходы к обеспечению защиты населения, система его обучения.
В то же время ГО существенно отличалось от МПВО:
1. Мероприятиям ГО был придан общегосударственный и общенародный характер, все они реализовывались на всей территории страны.
|
|
2. Система обеспечивала защиту населения от всех поражающих факторов оружия массового уничтожения.
3. Расширился круг задач, например задача по обеспечению устойчивой работы промышленности в военное время.
4. Новое качество приобрела задача по ликвидации последствий нападения противника – опыт Хиросимы и Нагасаки показал, что может возникнуть необходимость оказания помощи одновременно сотням тысяч пострадавших.
Вместе с тем ГО была ориентирована на мероприятия военного времени, т.е. носила «однобокий» характер. Авария на Чернобыльской АЭС (1986 г.) подтвердила это, показав что ГО не готова к решению задач по защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.
В 1992 году была создана Российская система предупреждения и действий в ЧС (РСЧС), в 1994 году – МЧС России (Министерство РФ по делам ГО и ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий).
История МПВО – ГО – РСЧС – МЧС показывает что результат будет намного эффективнее, если заранее готовиться к возможным ЧС, чем изыскивать средства и силы в условиях уже свершившейся катастрофы.