Теории эмоций

1. Биологическая концепция эмоций, предложенная Ч. Дарвиным (1872), базируется на сравнительном исследовании эмоциональных выразительных движений у млекопитающих. С одной стороны эти движения рассматривались как форма целесообразных инстинктивных действий, сохраняющих свой биологический смысл и, в то же время, являющихся сигналом для особей своего и других видов. Эти движения относились к врожденным проявлениям эмоций. В дальнейшем эту концепцию развил П.К. Анохин (1968). Согласно его представлениям эмоции возникли в эволюции как субъективные ощущения, позволяющие животным и человеку быстро оценивать различные внутренние потребности, действие на организм внешних факторов, результаты поведенческой деятельности и удовлетворение внутренних потребностей. Эмоциональные воздействия усиливают, удлиняют и углубляют фиксацию следов от раздражений, что помогает адекватному реагированию на внешние сигналы.

2. Периферическая теория эмоций Джеймса-Ланге. Согласно этой теории эмоция является вторичным явлением, основанным па приходящих в мозг сигналах об изменениях в мышцах, сосудах, внутренних органах при выполнении поведенческою акта, вызванного эффективным раздражителем. Однако работами Ч. Шеррингтона, В. Кеннона, Д. Хебба данная теория была опровергнута.

3. Центральные теории, объединяющие концепции управления эмоциями различными центральными структурами. Сюда относятся таламическая теория Кеннона-Барда, лимбическая теория Пейпеца, расширенная и дополненная Мак-Лином, активационная теория эмоций Линдслея (I960), приписывающая основную эмоциогенную роль активирующей ретикулярной формации. Функции эмоций. Основное биологическое значение эмоций заключается в том, что только оно позволяет животным и человеку быстро оценивать свое внутренне состояние, возникшую потребность, а также возможности ее удовлетворения в результате уже совершенных действий. Помимо этого удовлетворение потребности также отражается и оценивается в эмоции.

1. Отражательная функция. В эмоциях обобщается оценка событий. Эмоции охватывают весь организм и тем самым производят почти мгновенную интеграцию всех видов деятельности, которые им выполняются, что позволяет прежде всего определить качество (I или-) воздействующих факторов и реагировать прежде, чем будет определена локализация вредного воздействия (при появлении острой боли человек предпринимает действия, уменьшающие се).

2. Побуждающая функция. Эмоция выявляет зону поиска, где будет найдено решение задачи, удовлетворения потребности и на основании образа предмета удовлетворения и собственного отношения к нему побуждает человека к действию.

3. Подкрепляющая функция. Известно, что эмоции принимают непосредственное участие в процессах обучения и памяти. Значимые события, вызывающие эмоциональные реакции, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти, то есть механизм, генерирующих эмоцию, обеспечивает подкрепление условного рефлекса.

4. Переключательная функция. Обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которых определяется доминирующая потребность.

5. Коммуникативная функция. Мимические и пантомимические движения позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к явлениям, объектам и т.д. Нейрофизиология эмоций. В XIX веке было принято относить эмоции к функции высших отделов мозга. Однако еще В.М. Бехтерев предположил, что центром эмоций является таламус. Последующими работами ученых в разряд эмоциогенных структур включались ретикулярная формация, гипоталамус, гиппокамп.

В 1937 г. Дж. Пейпец предложил считать основными эмоциогенными структурами образования конечного мозга, которые в последствии были названы лимбической системой. К ним относились гипоталамус, передневентральное ядро таламуса, поясная извилина, сосцевидные тела гипоталамуса, гиппокамп. От этих структур информация направлялась в двух направлениях - часть импульсов попадает в средний мозг и нижележащие отделы, другая часть - в таламические ядра и кору больших полушарий.

Однако проведенные эксперименты указали на то, что перечисленные связи не полностью отражают участие структур мозга в формировании эмоций. В последствии было установлено, что к эмоциогенным элементам можно отнести височные доли коры, передние и задние области гипоталамуса, ядра мозговой перегородки, амигдалярный комплекс. При раздражении эти структур развиваются строго определенные эмоциональные состояния. Так при раздражении верхней и нижней поверхностей височной доли возникает чувство страха, отделов гипоталамуса — тревоги и ярости, ядер перегородки - наслаждения, а миндалины и прилегающих к ней структур - страха, ярости, гнева, но в некоторых случаях - удовольствия.

Подкорковые эмоциогенные структуры оказывают активирующее влияние на кору больших полушарий. В свою очередь кора на основании оценки сигналов из внешней и внутренней среды определяет формирование эмоционально окрашенных целостных поведенческих актов.

У человека и животных наблюдается функциональная эмоциональная межполушарная асимметрия: более эмоциогенным является правое полушарие, с его функциями связано и развитие отрицательных эмоций. Положительные эмоции находятся под контролем левого полушария. В связи с этим психосоматические проявления эмоций чаще связаны с левой половиной тела. Левая половина лица в большей степени отражает отрицательные эмоции, правая, соответственно, - положительные.

Важной особенностью эмоций является комплекс вегетативных реакций, сопутствующих положительным или отрицательным переживаниям. У человека субъективные состояния удовольствия или неудовольствия находят внешнее выражение в изменениях позы, походки, выражения лица, жестов, голосовых реакций, частоты пульса и дыхания, потоотделения, многих гуморально-гормональных показателей. По этим изменениям можно косвенно судить о степени волнения, испытываемого человеком.

Эмоциональные состояния строятся на основе определенных нейрохимических механизмов. Фармакологический анализ показал, что настроение человека определяется нейромедиаторным балансом в ЦНС. Так было установлено, что в формировании эмоций принимают все медиаторные системы, а также нейропептиды.

С ростом концентрации серотонина в организме человека наблюдается подъем настроения, а с его истощением - состояние депрессии. При усилении синтеза и роста концентрации норадреналина в мозге происходит устранение депрессии, в большей степени проявляются положительные эмоции. Дефицит норадреналина связан с депрессией тоски, а серотонина - депрессией тревоги. При недостатке ацетилхолина развиваются психозы, связанные с преимущественным поражением информационных процессов.

Состояние агрессивности зависит от соотношения холинэргической и норадренэргической систем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: