Кассовые операции

Все хозяйствующие субъекты, независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности, обязаны хранить свободные денежные средства на счетах в кредитных организациях.

Как правило, все расчеты в процессе осуществления предпринимательской деятельности производятся в безналичном порядке. Однако законодательство предоставляет хозяйствующим субъектам право использовать при расчетах с контрагентами и наличные денежные средства при соблюдении установленных требований.

Для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме, в которой учитываются все поступления и выдачи наличных денег.

Каждое предприятие ведет только одну кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана. Количество листо'в в кассовой книге заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера данного предприятия.

Записи в кассовой книге ведутся в 2-х экземплярах через копировальную бумагу чернилами или шариковой ручкой. Вторые экземпляры листов должны быть отрывными и служат отчетом кассира. Первые экземпляры листов остаются в кассовой книге. Первые и вторые экземпляры листов нумеруются одинаковыми номерами.

Подчистки и неоговоренные исправления в кассовой книге не допускаются. Сделанные исправления заверяются подписями кассира, а также главного бухгалтера предприятия или лица, его заменяющего.

Прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин.

Предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками, по согласованию с руководителями предприятий. При необходимости лимиты остатков касс пересматриваются. Вся денежная наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе подлежит сдаче в кредитную организацию для последующего зачисления на счет юридического лица в порядке и сроки, согласованные с обслуживающими банками.

Предприятия имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию и стипендий не свыше 3 рабочих дней (для предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера, и приравненных к ним местностях - до 5 дней), включая день получения денег в банке.

Наличные деньги могут быть сданы в дневные и вечерние кассы банков, инкассаторам и в объединенные кассы при предприятиях для последующей сдачи в банк, а также предприятиям связи для перечисления на счета в банках на основе заключенных договоров.

Предприятия не имеют права накапливать в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов для осуществления предстоящих расходов, в том числе на оплату труда.

Выдача наличных денег из кассы юридического лица допускается под отчет только на хозяйственно-операционные расходы, а также на расходы экспедиций, геолого-разведочных партий, уполномоченных предприятий и организаций, отдельных подразделений хозяйственных организаций, в том числе филиалов, не состоящих на самостоятельном балансе и находящихся вне района деятельности организаций в размерах и на сроки, определяемые руководителями предприятий.

Выдача наличных денег под отчет на расходы, связанные со служебными командировками, производится в пределах сумм, причитающихся командированным лицам на эти цели.

Лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее 3 рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, или со дня возвращения их из командировки, предъявить в бухгалтерию предприятия отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним.

Выдача наличных денег под отчет производится при условии полного отчета конкретного подотчетного лица по ранее выданному ему авансу.

Передача выданных под отчет наличных денег одним лицом другому запрещается.

Прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом на это уполномоченным, письменным распоряжением руководителя предприятия.

О приеме денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру за подписями главного бухгалтера или лица, на это уполномоченного, и кассира, заверенная печатью (штампом) кассира или оттиском кассового аппарата.

Выдача наличных денег из касс предприятий производится по расходным кассовым ордерам или надлежаще оформленным другим документам (платежным ведомостям (расчетно-платежным), заявлениям на выдачу денег, счетам и др.) с наложением на эти документы штампа с реквизитами расходного кассового ордера. Документы на выдачу денег должны быть подписаны руководителем, главным бухгалтером предприятия или лицами на это уполномоченными.

В централизованных бухгалтериях на общую сумму выданной заработной платы составляется один расходный кассовый ордер, дата и номер которого проставляются на каждой платежной (расчетно-платежной) ведомости.

Гражданско-правовая ответственность банков в расчетных правоотношениях

По общему правилу, кредитная организация отвечает за нарушения, вытекающие из обязательств по расчетным сделкам между банками и клиентами, либо между банками. Поскольку банки не вмешиваются в договорные отношения клиентов, взаимные претензии по расчетам между плательщиком и получателем средств, кроме возникших по вине банков, решаются в установленном законодательством порядке без участия банков.

Как правило, кредитная организация отвечает за несвоевременное, либо неправильное зачисление (списание) денежных средств клиента на счет (со счета).

Если при этом нарушение правил совершения расчетных операций банком повлекло неправомерное удержание денежных средств, банк обязан уплатить проценты в порядке и в размере, предусмотренных ст. 395 ГК РФ.

Согласно ст. 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонение от их возврата, иную просрочку в их уплате, неосновательное получение и сбережение за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей по месту жительства кредитора и по месту нахождения юридического лица учетной ставкой банковского процента надень исполнения денежного обязательства или его соответствующей части.

При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.

Если убытки, причиненные кредитору неправомерным пользованием его денежными средствами, превышают сумму процентов, причитающуюся ему на основании п. 1 ст. 395 ГК РФ, он вправе требовать от должника возмещения убытков в части, не превышающей эту сумму.

Проценты за пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не установлен для начисления процентов более короткий срок.

Использование банком той или иной формы расчетов обусловливает определенную специфику применения норм об ответственности. В частности, ответственность за нарушение условий аккредитива перед плательщиком несет банк-эмитент, а перед банком-эмитентом — исполняющий банк. При необоснованном отказе исполняющего банка в выплате денежных средств по покрытому или подтвержденному аккредитиву ответственность перед получателем средств может быть возложена на исполняющий банк. В случае неправильной выплаты исполняющим банком денежных средств по покрытому или подтвержденному аккредитиву вследствие нарушения условий аккредитива ответственность перед плательщиком может быть возложена на исполняющий банк.

Административная ответственность банков в расчетных правоотношениях

Административная ответственность банков установлена Кодексом РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года.'1 К правонарушениям, банковских расчетов, можно условно отнести:

1. Правонарушения порядка осуществления расчетов и ведения кассовых операций.

1) административный штраф применяется к индивидуальным предпринимателям, должностным лицам и юридическим лицам -клиентам кредитных организаций в случаях:

- продажи товаров, выполнения работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин (ст. 14.5);

- нарушения порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов (ст. 15.1);

2) административные санкции к юридическим лицам-кредитным организациям и к должностным лицам кредитных организаций применяются в случаях:

- невыполнения должностным лицом учреждения банка обязанностей по контролю за выполнением организациями или их объединениями правил ведения кассовых операций (ст. 15.2);

- нарушения банком или иной кредитной организацией установленного срока исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента о перечислении налога или сбора (взноса), а равно инкассового поручения (распоряжения) налогового органа, таможенного органа или органа государственного внебюджетного фонда о перечислении налога или сбора (взноса), соответствующих пеней и (или) штрафов в бюджет (государственный внебюджетный фонд) (ст. 15.8);

- осуществления банком или иной кредитной организацией расходных операций, не связанных с исполнением обязанностей по уплате налога или сбора либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством Российской Федерации преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджет (внебюджетный фонд), по счетам налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента, сборщика налогов и (или) сборов или иных лиц при наличии у банка или иной кредитной организации решения налогового органа, таможенного органа или органа государственного внебюджетного фонда о приостановлении операций по таким счетам (ст. 15.9);

- неисполнения банком или иной кредитной организацией поручения органа государственного внебюджетного фонда о зачислении во вклады граждан сумм государственный пенсий и (или) других выплат (ст. 15.10);

2. В некоторых случаях представляется возможным отнести к числу имеющих косвенное отношение к расчетным правоотношениям следующие административные правонарушения, принимая во внимание, что для осуществления расчетов необходимы определенные предпосылки — заключение договора банковского счета, открытие счета и иные.

1) совершаемые клиентами кредитных организаций:

- нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда (ст. 15.3);

- неперечисление получателем бюджетных средств в установленный срок платы за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе (ст. 15.16);

2) совершаемые должностными лицами кредитных организаций:

- нарушение установленного срока представления в налоговый орган или орган государственного внебюджетного фонда информации об открытии или о закрытии счета в банке или иной кредитной организации (ст. 15.4);

- открытие банком или иной кредитной организацией счета организации или индивидуальному предпринимателю без предъявления ими свидетельства о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда; а также открытие счета при наличии у банка или иной кредитной организации решения налогового органа либо таможенного органа о приостановлении операций по счетам этого лица (ст. 15.7).

К ответственности в административном порядке в сфере расчетных и тесно связанных с ними правоотношений могут быть также привлечены должностные лица кредитных организаций и их клиенты за нарушения налогового законодательства и бюджетного законодательства.

1. Нарушения налогового законодательства:

- нарушение налогоплательщиком установленного срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в каком-либо банке (п. 1 ст. 118 ч. 1 НК РФ);

- открытие банком счета организации или индивидуальному предпринимателю без предъявления ими свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, а равно открытие счета при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счетам этого лица; а также несообщение банком налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета организацией или индивидуальным предпринимателем (п. 1 и 2 ст. 132 ч. 1 НК РФ);

- нарушение банком установленного срока исполнения поручения Налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента о перечислении налога или сбора (п. 1 ст. 133 ч. 1 НК РФ);

- исполнение банком при наличии у него решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента их поручения на перечисление средств другому лицу, не связанному с исполнением обязанностей по уплате налога или сбора либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством Российской Федерации преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджет (внебюджетный фонд) - (ст. 134 НК РФ);

- совершение банком действий по созданию ситуации отсутствия денежных средств на счете налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, в отношении которых в соответствии со ст. 46 НК РФ в банке находится инкассовое поручение налогоплательщика (ч. 2 ст. 135НКРФ);

- непредоставление банками по мотивированному запросу налогового органа справок по операциям и счетам организаций или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в установленный срок; (ч. 1 ст. 135.1 НК РФ).

За совершенные правонарушения налоговые органы вправе взыскивать штрафы и пени, а также предъявлять исковые заявления в суд (ст. 31 НКРФ);

2. Нарушения бюджетного законодательства:

- несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета соответствующих бюджетов (ст. 304 БК РФ)1;

- несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление бюджетных средств, подлежащих зачислению на лицевые счета получателей бюджетных средств (ст. 305 БК РФ).

Совершение указанных правонарушений влечет наложение на руководителей кредитных организаций штрафов, а также взыскание пени с кредитной организации. Правом применения мер принуждения обладают руководители (и их заместители) Федерального казначейства Министерства финансов РФ (ст. 282-284 БК РФ).

Правомочиями рассматривать дела об административных правонарушениях, совершаемых вышеуказанными субъектами при осуществлении расчетов, и привлекать к административной ответственности наделены различные органы, в частности:

- судьи - по правонарушениям, предусмотренным статьями 15.3-15.12 КоАП РФ;

- судьи арбитражных судов - в отношении правонарушений, предусмотренных ст. 15.10 КоАП РФ;

- руководители федерального органа, ответственного за исполнение федерального бюджета (их заместители; а также руководители и заместители структурных подразделений и территориальных органов) - по ст. 15.14-15.16 КоАП РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: