Пример 2. 2 цели инновационного менеджмента

Новые представления о технологических возможностях. Сегодня технологии, развиваясь, постоянно пересекаются. Все чаще кардинальным образом индустрию и ее технологии изменяют техноло­гические новинки, о которых специалисты данной индустрии имеют самое общее представление.

Примером этого служит фармацевтическая индустрия, которая все сильнее зависит от генетики, микробиологии, молекулярной биоло­гии, медицинской электроники и пр. — другими словами, от техноло­гий, кардинально отличающихся от тех, на которых традиционно бази­ровалась исследовательская деятельность в фармакологии.

Сплошь и рядом эти «чужие» технологии заставляют специалистов изучать, приобретать, применять и изменять не только технологические знания, но и само отношение, общий подход к своей деятельности.

Совершенно очевидна необходимость в формировании специаль­ной методологии, обеспечивающей поиск новых знаний с меньшими эвристическими затратами и большей вероятностью достижения цели. Растет потребность в управлении творческим потенциалом создателей новых знаний.

3. Управление освоением новшеств. Новые решения, найденные в тех­нике, экономике и вообще во всех отраслях деятельности, надлежит воплотить в практику. Проблема внедрения новшеств всегда в нашей стране была актуальной и острой. Эта особая работа связана с неопреде­ленностью получения положительных результатов, т. е. с риском, по­этому есть постоянная и масштабная необходимость в развитии управ­ления внедрением новшеств.

4. Управление социальными и психологическими аспектами нововведений.
Расширение масштабов и ускорение появления нововведений вызыва­ет острые проблемы между старым и новым. Психологические аспекты «замены одного другим» выросли в сложную и порой неразрешимую проблему, так как любое нововведение представляет собой кризис. Причем его следует рассматривать как переломный момент в развитии системы, дающий простор новому. До настоящего времени в силу не­достаточной развитости научной методологии предвидения кризиса начинали реагировать только после его появления. Сейчас ведущие ком­пании используют стратегию упреждения такого кризиса.

Менеджеров, которые могут предвидеть кризис, предложить систему мер по минимизации ущерба от него и претворить эти меры в жизнь, целесообразно считать инновационными менеджерами. Их поле дей­ствия — будущие или настоящие крупные потрясения; они не должны уделять особого внимания обычным нововведениям — это дело тради­ционных менеджеров. Инновационный менеджмент стабилизирует пошатнувшуюся ситуацию в фирме. Кризис для инновационного ме­неджмента — предмет изучения, а безопасность жизнедеятельности, в частности в предкризисных, кризисных и посткризисных ситуациях, — цель деятельности.

Данную точку зрения развивают ученые-социологи, которые считают, что развитие инновационного менеджмента обусловлено ситуациями социального кризиса. Значительные изменения, произошедшие в сис­теме распределения сил мирового и национального производства, свя­заны с «точками роста» антикризисных стратегий социального управ­ления. Послевоенные Япония и Германия, Южная Корея, Тайвань, Гонконг и Сингапур сделали ставку на технические и социальные инно­вации. Идеология рывка в этих странах потребовала перераспределе­ния ресурсов в пользу развития наукоемкого производства, требующего высокопрофессионального, квалифицированного, творческого и заин­тересованного (т. е. социально ответственного) труда.

Цель — это конечное состояние, желаемый результат, которого стремится добиться любая организация. Цель устанавливает определенные ориентиры развития на за­данный период. С одной стороны, цель выступает как результат прогнозов и оценки ситуации, а с другой — как ограничитель для планируемых инновационных меропри­ятий.

Цели инновационного менеджмента сводятся к тому, чтобы найти новое техническое решение в области созда­ния изобретения, а также к проведению научно-исследо­вательских и опытно-конструкторских работ, организации серийного производства, одновременной подготовке и организации сбыта такой продукции, внедрению нового товара на рынок, закреплению на новых рынках с помо­щью более высокого качества и конкурентоспособности товара (услуг).

Реализация поставленных целей предполагает учет различного рода факторов, среди которых можно выде­лить следующие: ориентация инноваций на рынок, соот­ветствие инноваций целям предприятия, восприимчивость предприятия к инновациям, наличие на предприятии источника творческих идей, экономически обоснованная система отбора и оценки инновационных проектов, эф­фективные методы управления инновационными проектами и контроль за их реализацией, индивидуальная и коллективная ответственность за результаты инноваци­онной деятельности.

Инновационный менеджмент в туризме предполагает выполне­ние следующих задач (работ):

ü разработка и осуществление единой инновационной политики;

ü разработка проектов и программ инновационной дея­тельности;

ü подготовка и рассмотрение проектов по созданию но­вых видов продуктов;

ü контроль за ходом работ по созданию новой продукции и ее внедрению;

ü финансовое и материальное обеспечение проектов ин­новационной деятельности;

ü подготовка и обучение персонала для инновационной деятельности;

ü формирование целевых коллективов, групп, осуществ­ляющих решение инновационных проектов.

Перечень задач, которые можно решить в процессе управления инновациями, довольно широк и может раз­личаться по отношению к продуктовым инновациям и технологическим нововведениям. Так, применительно к продуктовым инновациям основными задачами, требую­щими своего решения, будут: исследование рынков сбы­та и возможных способов реализации новых продуктов, исследование рынков ресурсов; прогноз особенностей и длительности каждой стадии жизненного цикла нового товара; анализ патентной чистоты нового продукта и спо­собов ее обеспечения, определение методов защиты но­вого продукта; определение субподрядчиков по проекту создания нового продукта; поиск вариантов кооперации с возможными конкурентами при реализации техниче­ски сложных изделий и высокорисковых нововведений; анализ затрат, цен с учетом объемов производства и сбы­та нового продукта для получения целевой прибыли; оценка эффективности инновационного проекта и его привлекательности для инвесторов, способы привлечения инвестиций; выявление возможных технических и ком­мерческих рисков, их минимизация, способы страхова­ния; определение эффективной маркетинговой стратегии, выбор организационной формы создания, освоения и размещения на рынке нового продукта; оценка идей по созданию новых продуктов, управление персоналом, за­нятым в разработке и производстве нового продукта, обеспечение благоприятного климата и корпоративной культуры.

Состояние инновационной системы, когда обеспечива­ется эффективное и согласованное функционирование всех внутренних и внешних ее элементов, называется гар­монией. Поэтому основная целевая задача инновационного менеджмента — достижение гармонии в развитии иннова­ционного предприятия.

Выделяют две группы функций инновационного ме­неджмента в туризме:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: