Цель, задачи и функции инновационного менеджмента в туризме

Инновационный менеджмент, или управление нововведениями, — элемент, или подсистема, общего управления предприятием. Под инновационным менеджментом следует понимать совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процесса­ми, инновационной деятельностью, организационными структурами и их персоналом. В соответствии с этим определением инновационный менеджмент обеспечивает:

- концентрацию внимания всех исполнителей на деятельности в рамках инновационного цикла;

- организацию строгого взаимодействия между исполнителями от­дельных его этапов, направляя их работу на достижение общей стратегической цели;

- нахождение или организацию разработки интеллектуальных про­дуктов, необходимых для создания инноваций;

- организацию контроля хода работ по всему инновационному циклу — от разработки продукта до сбыта продукции;

- периодическую оценку результатов работы на отдельных этапах как необходимое условие для принятия решения о целесообраз­ности продолжения или прекращения работ по отдельным про­ектам.

В условиях усиления глобальной научно-технической конкуренции роль и значение инновационного менеджмента существенно расширя­ются. Его следует оценить как деятельность, обеспечивающую разви­тие предприятия.

Инновационный менеджмент выделился в самостоятельное направ­ление общего управления в последние три десятилетия XX в. Этот пе­риод характерен бурным развитием технологической и технической базы производства товаров и услуг. В мире формируется глобальный обще­мировой рынок. Обозначился в общем объеме производимой продук­ции резкий рост доли наукоемкой продукции. Жизненный цикл мно­гих моделей технических устройств (бытовой техники, радио- и телеустройств, вычислительных машин, автомобилей и т. д.) резко со­кратился. И разные стороны «замены одного другим» выросли в слож­ную и порой неразрешимую проблему.

Традиционный менеджмент столкнулся с новыми проблемами, ко­торые в полной мере проявились в конце XX в.

1. Управление процессами создания новых знаний. Первоначально на­учная сфера развивалась под влиянием внешних воздействий, отвечая на потребности производства и жизнедеятельности человека. Созда­ние новых научных знаний шло спонтанно, без видимого управления извне, что со временем стало неэффективным. Качественно новая сту­пень развития научной сферы обозначилась в середине XX в. с появле­нием «науки о науке». Менеджеры стали полноправными участниками исследовательских работ, но ограничивались лишь самой наукой и лишь иногда уделяли внимание нуждам потребителя. Наука развивалась исходя из собственной логики протекания исследовательского процесса.

Настоящий период показывает необходимость резкого смещения сферы науки в сторону потребителя. Требуется мониторинг потреби­тельской сферы, проводимый под углом зрения управления созданием новых знаний.

2. Управление творческим потенциалом создателей нового знания. На­чало XXI в. характеризует громадный объем накопленных знаний. Даже в узких тематических областях принято и реализовано (в разной степени и виде) огромное количество решений, действует множество мето­дик и циркулируют колоссальные потоки информации. Отдельный спе­циалист даже в узкой области не в состоянии охватить всю массу име­ющихся знаний, а человечество продолжает ее пополнять с возрастающей скоростью. Более того, эффективное решение многих практических проблем может быть найдено только с помощью привлечения знаний и опыта из других областей (пример 2.2).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: