Оценка рентабельности организации

Для оценки эффективности хозяйственной деятельности предприятия используются показатели рентабельности. Они являются относительными показателями и определяются как отношение прибыли к стоимости используемых предприятием ресурсов.

В зависимости от задач анализа, наиболее часто рассчитывают следующие показатели рентабельности:

· рентабельность активов;

· рентабельность реализации;

· рентабельность собственного капитала.

Рентабельность всех активов предприятия рассчитывается делением чистой прибыли на среднегодовую стоимость активов предприятия. Этот коэффициент отражает, сколько денежных единиц потребовалось организации для получения одной денежной единицы прибыли независимо от источника привлечения этих средств. Этот показатель является одним из наиболее важных индикаторов конкурентоспособности предприятия.

Рентабельность реализации рассчитывается посредством деления прибыли на объем реализованной продукции. Различают два основных показателя рентабельности реализации: из расчета по валовой прибыли от реализации и из расчета по чистой прибыли.

Рентабельность собственного капитала позволяет определить эффективность использования капитала, инвестированного собственникам, и сравнить этот показатель с возможным получением дохода от вложения этих средств в другие ценные бумаги. Этот показатель оказывает существенное влияние на уровень котировки акций предприятия. Рентабельность собственного капитала рассчитывается как отношение чистой прибыли к среднегодовой сумме собственных средств и отражает, сколько денежных единиц чистой прибыли заработала каждая денежная единица, вложенная собственниками предприятия.

Источниками информации для анализа показателей рентабельности являются: форма № 1 “Баланс предприятия”, форма № 2 “Отчет о прибылях и убытках”, форма № 3 «Отчет об изменениях капитала», форма № 5 “Приложение к бухгалтерскому балансу”, форма № 4 “Отчет о движении основных средств”.

Основными факторами, определяющими уровень и динамику рентабельности активов, являются:

· оборачиваемость активов;

· уровень рентабельности продукции.

Взаимозависимость рентабельности активов и оборачиваемости активов является важным приемом анализа. Если числитель и знаменатель формулы расчета рентабельности активов умножить на объем реализации, то получается формула [2]:

где ЧП — чистая прибыль;

А — стоимость всех активов;

РП — реализованная продукция.

Формула получила название формулы Дюпона, поскольку именно эта компания первой стала использовать ее в системе финансового менеджмента. Взаимосвязь элементов формулы Дюпона представлена на схеме (рис. 3).

q Производственная себестоимость реализованной продукции   Реализованная продукция          
q Расходы по реализации            
q Общие и административные расходы   Итого себестоимость реализованной продукции   = Чистая прибыль   Рентабельность реализации Рентабельность всех активов
        ¸ =
q Денежные средства       Реализованная  
q Дебиторы       продукция  
q Материально-производственные запасы          
q Краткосрочные ценные бумаги           * =
q Прочие оборотные средства   Оборотные средства       Оборачиваемость активов
    +   Реализованная  
q Земля     продукция  
q Здания и сооружения Необоротные   ¸ =
q Машины и оборудование   средства = Итого активы  
q Прочие необоротные средства          
                 

Рис.3. Рентабельность всех активов (формула Дюпона)


Основными путями повышения рентабельности продукции являются:

· улучшение использования производственных ресурсов, формирующих себестоимость (снижение фондоемкости, материалоемкости, зарплатоемкости, амортизациоемкости продукции или повышение обратных им показателей фондоотдачи, материалоотдачи и т.д.);

· рост объема производства;

· рост цен на продукцию, сопровождаемый улучшением ее качества.

На уровень и динамику рентабельности производственных фондов оказывает влияние следующая совокупность производственно-хозяйственных факторов:

· уровень организации производства и управления;

· структура капитала и его источников;

· степень использования производственных ресурсов;

· объем, качество и структура продукции;

· затраты на производство и реализацию продукции;

· прибыль по видам деятельности и направления ее использования.

Анализ рентабельности проводится сравнением показателей отчетного периода с предыдущим периодом. Анализ влияния факторов на изменение уровня рентабельности выполняется способом цепных подстановок. Проведенный анализ позволит сделать обоснованные выводы, дать предложения о направлениях изменения прибыли (дохода) в целях повышения доходности предприятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: