Воздействует ли качество образования, которое получают дети, на их шансы добиться успеха в жизни? Влияют ли наличие высококвалифицированных учителей, библиотек, лабораторий и специальных программ, а также расовое равенство на социальную мобильность и достижения в работе?
По этому спорному вопросу мнения социологов разделились. Два известных автора Джеймс Коулман и Кристофер Дженкс утверждали, что качество обучения лишь в незначительной мере влияет на дальнейшие достижения или совсем не имеет значение. По этому вопросу вспыхнули жаркие споры. В 1966 г. Коулман и его коллеги провели исследование на тему "Равенство возможностей получения образования". Они изучили тысячи школ, учителей и учащихся по всей стране, стремясь уяснить воздействие качества обучения. Коулман сравнивал условия обучения, учебные программы, характерные особенности директоров, учителей и состав учащихся школ. Он определял уровень успеваемости учащихся из групп меньшинства с помощью специальных тестов по проверке знаний, которые он считал самыми важными для успеха на рынке труда и в дальнейшей деятельности (Коулман, 1966). Этот уровень оказался ниже, чем у детей из группы большинства.
|
|
Однако различия в дальнейших жизненных достижениях не зависели от уровня школ и качества полученного образования. Коулман пришел к заключению, что семейная среда или классовые особенности оказывали более важное влияние на дальнейшие достижения. В целом дети родителей высокого статуса находятся в более благоприятной домашней обстановке. Часто их вдохновляет пример родителей, добившихся успеха, и они стремятся им подражать. Им прививают интерес к процессу усвоения знаний. С ними много занимаются, они имеют игрушки, развивающие их способности к учебе. Таким образом, формируются их уверенность в себе и самоуважение. По мнению Коулмана, такая среда в большей мере способствует успешной учебе в школе.
Дженкс также ставит под сомнение воздействие качества образования на социальную мобильность и потенциальные заработки. По оценкам, полученным в колледже, едва ли можно судить о потенциальных возможностях студентов по успешному овладению профессией. Это особенно касается отметок на медицинском факультете - на их основе трудно предсказать, насколько компетентным окажется будущий врач в первые годы практической деятельности (Берг, 1970). В книге "Кто продвигается вперед?" (1979) Дженкс сделал вывод, что "качественные различия, выявленные среди начальных и средних школ, лишь в незначительной мере объясняют неравенство статусов и заработков выпускников" (с.295). Учащиеся, принадлежащие к различной социальной среде, пусть даже имеющие одинаковые возможности для получения образования, не могут быть уверены, что добьются одинакового успеха, ведь они не смогут в равной степени воспользоваться этими возможностями. Поскольку образование почти не влияет на социальное неравенство, Дженкс рекомендует прямые политические действия. Другими словами, он призывает к коренному перераспределению богатства страны для достижения большего равенства доходов. Он утверждает, что нереально ожидать, будто образование обеспечит социальное равенство.
|
|
Другие социологи считают, что качество образования существенно влияет на шансы учащихся добиться жизненного успеха. Например, установлено, что выбор учащимися и студентами предметов для изучения в средней школе и колледже оказывает влияние на их возможные заработки в будущем (Гриффин, Александер, 1978). Те, кто занимаются естественными науками и математикой в средней школе или выбирают основы коммерции и технологии в период обучения в колледже, впоследствии получают более высокие доходы. Имеет 'значение также тип средней школы или колледжа. Юноши, посещающие средние школы высокого статуса, где учатся дети из богатых семей, имеющие высокообразованных и высокооплачиваемых родителей, обычно выбирают лучшие колледжи и университеты, учатся в них дольше и, став взрослыми, зарабатывают больше денег. Любопытно отметить, что эта тенденция не характерна для женщин; статус средней школы, которую они оканчивают, не влияет на их доступ в лучшие колледжи и университеты и на уровень получаемого ими образования (Александер, Экланд, 1977).
В общем, помимо образования, на социальную мобильность в США влияет такое множество факторов (социально-экономический статус, условия на рынке труда, характер развития экономики и даже просто везение), что трудно четко определить взаимосвязь между уровнем образования, мобильностью и доходом. Например, когда в результате экономических перемен создаются новые престижные должности, в какой-то мере это способствует восходящей мобильности. Работники, которые "продвигаются" к этим должностям, возможно, достигают успеха благодаря своему опыту, личностным качествам или просто счастливому случаю. Колебания на рынке рабочей силы тоже воздействуют на мобильность и доходы. Например, поколение, родившееся в период послевоенного бума рождаемости, способствовало созданию новых видов аспирантуры в колледжах; усилилась конкуренция вокруг перспективных должностей.