Краткий словарь терминов

Анкета (вопросник) — документ, содержащий серию вопросов, необ­ходимых для получения информа­ции в соответствии с целями и ги­потезами социологического исследо­вания.

Брак — исторически изменяющая­ся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, по­средством которой общество упоря­дочивает и санкционирует их сов­местную жизнь н устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности.

Быт — сфера жизпедеятельпостн, ограниченная рамками личного под­собного хозяйства, домашнего хо­зяйства и семенных обязанностей. Основными показателями o6pa.ia жизни в сфере быта являются структура материального потребле­ния, структура внерабочего време­ни и степень включенности в систе­му бытового обслуживания.

Внепроизводственная деятель-

ность — совокупность видов дея­тельности, осуществляемой вне ра­мок общественного производства. К внепроизводственной деятельности относится общественно-политическая деятельность, не связанная непо­средственно с производством (уча­стие в выборных органах, обсужде­нии народнохозяйственных проблем, общественной работе, охране обще­ственного порядка и т. д), трудовая деятельность в сфере быта (покуп­ки, приготовление пищи, уборка по­мещения, уход за детьми) и дея­тельность в сфере свободного вре­мени.

Внерабочее время — время суток, недели, месяца, года за вычетом ра­бочего времени. Это 1) время, свя­занное с работой на производстве (время на передвижение к месту работы и обратно, затраты време­ни на производств^ до и после рабо­ты); 2) время на домашний труд и самообслуживание как в личном домашнем хозяйстве, так- и с ис­пользованием коммунально-бытовых и ДРУ1'«Х Учреждений в предприя-


тий, 3) время удовлетворения фи­зиологических потребностей; 4) сво­бодное время.

Внутриклассовое сближение — процесс сокращения социальных различий между внутриклассовыми слоями по их основным экономиче­ским, политическим и культурным характеристикам. Результатом это­го процесса является повышение степени социальной однородности класса или социальной группы. В процессе внутриклассового сближе­ния происходит преодоление исто­рически обусловленной неравномер­ности социального развития отдель­ных слоев общественных классов и групп.

Воспроизводство населения — со­циальный процесс, связанный с не­прерывным возобновлением и раз-питием человеческих популяций. Демографическая сторона воспроиз­водства населения связана с изме­нением половозрастной, семейной и генетической структуры населения, социальная — с процессом усвоения индивидом накопленных предше­ствующими поколениями знаний и умений, аккумулированных в пред­метах материального человеческого мира, во всей совокупности общест­венных отношений.

Воспроизводство социальной

структуры — социальный процесс, связанный с непрерывным попол­нением классов, социальных групп и слоев, с возобновлением и разви­тием социальных отношений через перемещения внутри и между поко­лениями. Количественная сторона воспроизводства социальной струк­туры характеризует изменепия в пропорциях, в удельпом весе раз­ных социальных категорий трудд-щихся, качественная — изменения профессионально-квалификационно­го уровня трудящихся, характера н содержания их труда.

Времени баланс (бюджет) — соот­ношение затрат времени по основ­ным сферам жизнедеятельности. По­казателями бюджета времени высту-

пают величины рабочего, внерабоче­го и свободного времени.

Вторичный анализ — шп исследо­
вания, направленный на анализ ужо
существующих данных в соответст-
пни с новыми задачами. Помимо
традиционных источников агрегиро­
ванных данных — статистики пере­
писей, отчетов, научных публика­
ций, в сферу вторичного анализа
включаются первичные данные мас­
совых опросов населения и дру ие
аналогичные данные. Ф

Выборочное наблюдение — стати­стическое изучение части генераль­ной совокупности (выборки), орга­низованное таким образом, чтобы обеспечивалась возможность рас­пространения выводов, полученных при изучении выборочно» совокуп­ности, на генеральную. Большин­ство эмпирических исследований в социологии носит выборочный ха­рактер. Существует целый ряд ме­тодов отбора выборки из генераль­ной совокупности.

Город — территориально концен­трированная форма расселения лю­дей, занятых преимущественно не­сельскохозяйственным трудом. Для города характерны разнообразно трудовой и внепроизводственной де­ятельности населения, социальная и профессиональная неоднородность, специфический образ жизни.

Деревня — территорпально-рассро-доточенная форма расселения лю­дей, занятых преимущественно сель­ским хозяйством. Для деревни ха­рактерны малочисленность видов трудовой деятельности, относитель­ная (сравнительно с городом) со­циальная и профессиональная одно­родность, специфический сельский обпаз жизни.

Измерение — процедура, при помо­щи которой объекты исследовании, рассматриваемые как носители оп­ределенных отношений между ними, отображаются в некоторую матема­тическую систему с соответствующи­ми отношениями между элементами этой системы. В качестве объектов измерения могут выступать любыо интересующие социолога объекты — индивиды, производственные кол­лективы, условия труда и быта и т. д. При измерении каждому объ­екту приписывается определенный элемент используемой математиче­ской системы. В отношения, ыоде-


лпруемыо при измерении, ооъекгы вступаю г как носители определен­ных свойств. Поэтому вместо терми­на «измерение объектов» часто ис­пользуется термин «измерении свойств объектов». В социологии ча­ще всего используются числовые математические системы. Однако возможно эффективное использова­ние и нечисловых систем: частично упорядоченных множеств, графой, матриц и т. д.

Индивид — единичный представи­тель определенной социальной груп­пы, носитель ее характерных нрнл-наков, реализующий определенные социальные функции.

Интеграция — процесс, результа­том которого является целостное и., объединение. Имеет место в соци­альных группах, в рамках общества в целом; блаюдаря интеграции дан-пая структура превращается в це­лостный социальный организм.

Интервью — метод сбора эмпири­
ческих данных, в котором один ин­
дивид (интервьюер) задает вопро­
сы другому (респонденту). Ин­
тервью может осуществляться как
путем непосредственного контакта,
так и опосредованко (по телефону).
Исторический материализм — марк­
систско-ленинская теория общества и
методология социального познании.
С одной стороны, является фило­
софской теорий общества, с дру­
гой — общей социологической тео­
рией. Философское содержание ис­
торического материализма — диалек-
тино-материплистическое понимание
истории — раскрывается в филосо­
фии марксизма; спецпаль.чо-научное,
собственно социологическое — н

марксистской социологии. Будучи со­циально-философской теорией, исто­рический материализм опосредует связь философии со вески социаль­ными и гуманитарными пауками. Будучи общей социологической тео­рией, исторический материализм в то же время является общей теоре­тической основой всех других соци­альных и гуманитарных наук.

Когортное исследование — изуче­ние в течение определенного перио­да времени группы ипдивидов, объе­диненных некоторыми общими ха­рактеристиками. Например, когорту могут представить совокупность женщин, родившихся в одип год или в один год вышедших замуж.

Коитентный анализ — исследова­тельский метод количественного анализа содержания письменных до­кументов, теле- и радиопередач и других видов документов н инфор­мации.

Корреляция — понятие математи­ческой статистики, характеризующее лероятностпую или статистическую иаипсимость.

Культура — совокупность матери­альных и духовных ценностей дан­ного общества, класса, социальной группы или личности, передаваемая от одного поколения к другому.

Личность — конкретное выражение сущности человека, определенным образом реализованная интеграция п индивиде социально значимых черт и социальных отношений дан­ного общества. Главное в личности «не ее абстрактная физическая при­рода, а ее социальное качество» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 1, с. 242). Проявляются социаль­ные качества индивида в процессе социальной деятельности.

Малая группа — малочисленная по составу социальная группа, члены которой находятся в устойчивом не­посредственном" взаимодействии друг с другом. Социальные отношения в малой группе проявляются в форме личных контактов, что является ос­новой для возникновения эмоцио­нальных связей, а также специфи­ческих межличпостпых групповых ценностей и норм поведения.

Математическое обеспечение ЭВМ-комплекс программ, описаний и ин­струкций, обеспечивающих автома­тическое функционирование ЭВМ и решение конкретных задах по обра­ботке данных (например, эмпириче­ских данпых массовых опросов).

Межклассовое сближение — сокра­щение социальных различий между классами и социальными группами но основным экономическим, поли­тическим и культурным характерп-гишам. В процессе социального раз-пития преодолевается социально-эко­номическая неоднородность труда (физического и умственного, инду­стриального и аграрного, органи­заторского и. исполнительского, творческого и рутинного), а такжо другие существенные различия — от­раслевые, профессиональные, посе­ленческие п т. д. Пптегральпым ре­зультатом социального развития яв-


ляется повышение степени социаль­ной однородности социалистическою общества.

Методический план исследова­ния — план, организующий методи­ческий инструментарии исследова­ния — методы сбора, обработка ц анализа социальной информации.

Механизм действия социального закона — принцип организации си­стемы социальных связей и отно­шений индивидов в конкретных ус­ловиях места и времени.

Многомерный анализ данных — анализ зависимостей и взаимозави­симостей между несколькими пере-менными.

Модель — система материальных; или идеальных (выраженных в знаках) элементов, находящаяся в отношении подобия к объекту иссле­дования (оригиналу) и воспроизво­дящая структурпо-функциональныо, причинно-следственные и генетиче­ские связи между его элементами. Является заместителем изучаемо! о объекта и позволяет получать о нем информацию.

Монографическое исследование — исследовательская стратегия, на­правленная на изучение отдельного социального явлепия, процесса, со­циальной группы, индивида или другого социального объекта. Соби­рается очень подробная и полная информация, что обеспечивает воз­можность глубокого апализа мпогик специфических деталей. Исследова­ние основано на предположении, что изучаемый социальный объект типичен для некоторой совокупно­сти и поэтому выводы, полученные для объекта, могут быть распрост­ранены на всю совокупность.

Наблюдение — метод сбора инфор­мации об изучаемом социальном объекте путем непосредственною восприятия я регистрации факторов, касающихся изучаемого объекта н значимых с точки зрения целей: ис­следования. Наблюдения классифи­цируют по степени формализации процедуры (па неструктурализовап-пые и структурализованпые), по по­ложению наблюдателя (на включен­ные и невключенные), по месту и условиям организации (на полевьто и лабораторные), по регулярном и проведения (на систематические и случайные). Научно-техническая революция —

качественные изменения в развития современных производительных сил, характеризуемое превращением нау­ки в непосредственную производи­тельную силу, внедрением автома­тического управления и изменени­ем технологии производства.

Наука — сфера человеческой дея­тельности, целью которой является производство новых знаний о при­роде, обществе и мышлении, вклю­чающая в себя ученых, научные уч­реждения, методы научпого иссле­дования, систему научной информа­ции и всю сумму научных знании.

Нация — исторически сложившая­ся, устойчивая общность людей, boj-никшая на основе единства проис­хождения, территории, экономиче­ской жизни, культуры, языка и са­мосознания.

Нулевая гипотеза — понятие, при­меняемое в связи с проверкой ста­тистических гипотез и статистиче­ской зависимости. Нулевая гипоте­за предполагает, что нет зависимо­сти между переменными, подлежа­щими исследованию.

Образ жизни — совокупность форм повседневной жизнедеятельности, взятая в единстве с определяющими повседневную жизнедеятельность условиями и направляющими ее по­требностями и ценностыми ориента-циями. В качестве основных сфер жизнедеятельности выступают труд, быт, общественно-политическая дея­тельность и культура.

Образование — социальный ипсти-тут, осуществляющий функции со­циального управления процессами умственного, нравственного и физи­ческого развития молодого поколе­ния, «распределением» поколении, вступающего в самостоятельную трудовую жизнь, по различным «ячейкам» социальной структуры — классам, социальным группам, со­циальным слоям, трудовым коллек­тивам.

Общая социологическая теория — форма организации социологического знания, в которой отображаются об­щие и специфические законы раз­вития и функционирования обще­ственно-экономических формации, а также законы перехода от одпих формаций к другим через эпохи социальных революций. Предмотом исследования общей социологической теории выступает общество в целом


с присущими ему законами разви­тии и функционирования. Она рас­сматривает любое социальное явли-1шс (политику, науку, семью и т. д) в контексте целостного представле­ния о данной социальной системе, выясняет его место и роль в струк­туре общественных связей и в то же время соотносит данное явление с широкой картиной историческою развития.

Общественное мнение — отноше­ние населения к тому или иному яв­лению, объекту или ситуации, имею­щим место как в данной стране, так и в международной жизни. Это про­явление общественного сознания (в форме суждений или актов поведе­ния), в котором отражается оценка большими социальными группами, народом в целом актуальных явле­ний действительности, представляю­щих общественный интерес, через призму господствующих социально-экономических отношений.

Общественно-политическая актив­ность — степень участия в обще­ственно-политической деятельности представителей различных социаль­ных классов и групп.

Общественно-политическая актив­ность личности — социальное каче­ство личности, которое, проявляясь в делах, поступках, поведении и де­ятельности, в сфере социально-поли­тических отношений, характеризует человека как гражданина социали­стического общества.

Общественно-экономическая фор­мация — исторически сложившееся едипство различных сторон общест­венной жизни (экономической, соци­альной, политической и иделлогичс-ской), взаимодействие между кото­рыми осуществляется по объектив­ным, т. е. не зависящим от воли и сознания людей, законам.

Общественный класс — большая группа людей, различающихся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам про­изводства, по роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.

Общие социальные законы — за­коны, действующие во всех общест­венно-экономических формациях, во всех переходных периодах (напри-

мер, закоп соответствия производ­ственных отношений уровню разви­тия производительных сил).

Операцноналнзация понятий — специфическая научная процедура установления связи концептуально­го аппарата исследования с его ме­тодическим инструментарием. Вклю­чает в себя операции, которые ис­пользуются при построении того или иного инструмента исследования: анкеты, индекса, шкалы и т. д.

Операциональное определение по­нятия — раскрытие значения теоре­тического понятия через указание той экспериментальной операции, результат которой, доступный эмпи­рическому наблюдению "и измере­нию, свидетельствует о наличии яв­ления, выраженного в понятии.

Опрос — метод сбора эмпирических данных об объективных фактах,.мнениях, знаниях и т. д., основан­ный на непосредственном (ин­тервью) или опосредованном (раз­даточная, почтовая и т. п. апкета) взаимодействии между исследовате­лем (интервьюером) и опрашивае­мым (респондентом).

Отклоняющееся поведение — нару-шрпио индивидом или социальной группой норм своей собственной группы илп общества в целом.

Отчет — форма подведения итогов социологического исследования. Со­держит в себе описание всех pa.i-делов программы исследования, из­ложение используемых в ней тео­рий и методологического аппарата, «писание и объяснение полученных данных. Представляет собой само-стоятельный вид паучной работы, нередко публикуемый в печати пол­ностью или с сокращениями.

Панельное исследование — тип ис­следования, в котором выборка объ­ектов (индивидов, семей и т. д,) ос­тается неизменной во все времен­ные точки исследования.

Переменпые — социальные явлс-лия и процессы, которые могут быть представлены в виде изменяющейся величины и описаны математиче­скими средствами.

Пилотажные (пробные) исследо­вания, проводимые для оценки качества вопросников, процедуры наблюдений, процедур анализа доку­ментов, моделей выборки, а также внесения в них необходимых кор-


ректив и изменений. Итогом этих исследовании являются рабочий до­кументы: окончательные варианты методик, инструкции по выборке и организации сбора исходных дан­ных и т. д.

Нолевое обследование — обследова­нии, проводимое для сбора основно-ю материала на объекте. При этом предусматривается соблюдение ин­струкций, разработанных па стадии пилотажных исследований, контроль качества исходных данных по мере ик поступления, организация си­стемы хранения первичных данных.

Прогнозирование — процесс разра­ботки научно обоснованных суж-депий о возможных состояниях объ-(.кта в будущим и (или) об альтер­нативных путях н сроках их дости­жения.

Программа исследования — науч­ный документ, в котором дастся из­ложение и обоснование логики и ме­тодов изучения социального объек­та н соответствии с решаемыми на­учными и практическими задачами. Включает в себя: определенно про­блемы, объекта п предмета иссле­дования; характеристику цели и за­дач исследования; предваритель­ный системный анализ объекта ис­следования; интерпретацию поня­тии; формулирование рабочих гшю-те.«; определение стратегическою плана исследования; описапие мето­дов сбора информации; описание схемы анализа первичной социоло­гической информации.

Производственная деятельность — совокупность видов деятельности, осуществляемой п рамках производ­ственной сферы. Включает трудовую деятельность в сфере производства и общественно-политическую дея­тельность, непосредственно связан­ную г производством (участие в соц­соревновании, рационализации н изо­бретательстве и т. д.)

Профессиональная ориентация — социальная ориентация на приобре­тение определенной специальности, получение определенной профессио­нальной подготовки, включение в определенную сферу трудовой деп-тельностп.

Потребность — обусловленная уровнем развития производства»1 общественных отношений нуж­да личности (или социальной группы) в определенных средствах,

условиях, видах деятельности, пиг-ективно необходимых для ее суще­ствования и развития.

Прикладная социология — сово­купность социологических исследо­ваний, ориентированных на исполь­зование открытых социальных зако­нов и закономерностей для решении социальных проблем, проведение со­циальных экспериментов и разра­ботку планов социального развития.

Рабочий план исследования — план, фиксирующий основные этапы работы в соответствии с програм­мой исследования, содержащий ука­зание календарных сроков, матери­альных и людских затрат, необхо­димых для достижения конечных це­лей исследования. Основными зреньями этого плана являются пи­лотажное исследование (или проба), нолевое обследование, подготовка первичных данных для обработки, обработка данных, их анализ и ин­терпретация, изложение результа­тов. Включает в себя временной (се­тевой) график осуществления раз­личных видов работ, подбор и под­готовку исполнителей, расчеты не­обходимых материальных затрат па исследование, разъяснительную ра­боту, разработку форм контроля за проведением исследования.

Расселение — 1) процесс историче­ски складывающегося размещении людей на территории мира, страны, региона; 2) пространственная форма организации общества, его террито­риальная структура на определен­ный момент развития.

Репрезентативность — характери­стика качества выборки, соответст­вия распределения признаков (пере­менных), полученных в результате выборочного исследования, распре­делению этих же признаков в гене­ральной совокупности.

Сближение классов и социальныч групп — исторический процесс, про­исходящий в социалистическом об­ществе и включающий экономиче­ское сближение по основным клас­совым критериям, политическое сближение по единству социальных интересов и пелей, участию в уп­равлении делами общества, степени социальной активности, идеологиче­ское сближение по формированию марксистско-ленинского мировоззре­ния и усвоению коммунистических идеалов рабочего класса, культу р-

4fi2


ное солнженпе, связанное с дости­жением высших ступеней образова­ния, усвоением и развитием социа­листической культуры.

Свободное время — часть внерабо­чего времени, направленная на все­стороннее развитие личности (вре­мя на учебу, повышение квалифи­кации, самообразование, воспита­ние детей, общественную работу, участие в худ. самодеятельности, отдых, занятия физкультурой и спортом, любительский труд и т.д.). Семья — 1) социальный институт (с точки зрения общественного санк­ционирования брачно-семенных от­ношений); 2) обладающая истори­чески определенной организацией малая социальная группа, члены которой связаны брачными или род­ственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответ­ственностью, социальная необходи­мость в которой обусловлена по­требностью общества в физическом н духовном воспроизводстве на­селения.

Система — целостное единство эле­ментов объекта (объектов) и связей между ними.

Содержание труда социально-эко­номическое — связи п отношения между трудом индивида и трудом всего общества; отражают характер­ные черты общественных отноше­ний, при которых совершается тру­довой процесс. Общественные отно­шения охватывают отношения соб­ственности (отношения к средствам производства), отношения в про­цессе производства (общественное разделение труда) и распредели­тельные отношения. Дифференци­рующими для рабочего класса и ин­теллигенции выступают различия места и роли в производстве, опре­деляемые через профессионально-квалификационные различия и по соотношению (комбинации) оспов-'пых элементов труда.

Содержание труда технико-оргапи-зациоиное — совокупность основных производственных функций человека в труде, обусловленных техникой, технологией, предметом труда, орга­низацией труда и способностями ра­ботника.

Содержание труда функциональ­ное — структура затрат умственной и физической энергии трудящеюся

при выполнении трудовых функции по: 1) выяснению цели труда и спо­собов ее осуществления (знакомспш с типологией, чертежами, иастром-lcoii оборудования, осмысливании неего этого, планирование работы;

2) подготовке к пронзводствешюму
процессу (составление программы, ее
закладка, подготовка предмета тру­
да и средств производства к веде­
нию технологического процесса);

3) видоизменению предмета труда;

4) управлению средствам» произ­
водства ц природными процессами,
преобразованными в промышленные;

5) контролю за качеством и количе­
ством продукции, функции наблю­
дения, управления машиной, допол­
нения машины вручную, чисто руч­
ной работы, наладка, контроль и
т. д., для НТР — функции научного
.исследования, конструирования, уп­
равления.

Социализация — присвоение инди­видом элементов культуры и усвое­ние социальных норм и ценностей, на основе которых формируются со­циально значимые черты личности.

Социалистический трудовой кол­лектив — общность людей, объеди­ненных совместной деятельностью на основе производственных отно­шений социализма, единством целей и интересов, взаимной ответствен­ностью, отношениями товарищества и взаимопомощи, снабженные орга­нами управления и самоуправления.

Социальная группа — объеднпепио люден по общности социально зна­чимого признака. Структура и спс-лнфнка групп в конечном счете объ­ясняются структурой и спецификой социально-экономического строя об­щества, прежде всего способом про­изводства и определяемой им клас­совой структурой общества.

Социальная деятельность — сово­купность действий личности, пре­следующей определенные социаль­ные цели и использующей для до­стижения этих целей различные сродства — экономические, социаль­ные, политические и идеологические.

Социальная дифференциация —. разделение общества на социальные слои и группы, экономически обу­словленное общественным разделе­нием труда. Основой дифферепциа-ппи профессиональных, политиче­ских, культурных, образовательных групп является классовая дифферен-


циация общества. В условиях социа­листического общества ликвидации эксплуататорских классов, измени-II ио общественного разделения тру­да, рост производительности обще­ственного труда, подъем культуры, образования, социальной активности псех неаптагонистических классов и групп ведут к постепенному пре­одолению социальной дифференциа­ции, унаследованной от классово-антагонистического общества, к ста­новлению социальной однородности. Социальная мобильность — меж­групповая или пространственная подвижность населения, его способ­ность (готовность) к социальный перемещениям.

Социальная общность — совокуп­ность ' людей, характеризующаяся условиями жизнедеятельности (эко­номическим, социальным статусом, уровнем профессиональной подго­товки и образования, интересами и потребностями и т. д), общими для данной группы взаимодействующих индивидов (социального класса, со­циально-профессиональной группы и т. д.), принадлежностью к исто­рически сложившимся территори­альным общностям (городу, деревне, поселку), к тем или иным социаль­ным институтам (семье, образова­нию, науке и т. д.).

Социальная однородность общест­ва — результат преодоления сущест­венных социально-экономических различий между городом и дерев­ней, физическим и умственный тру­дом, выравнивания их по степени социальной развитости, культуры и образования, общественного управ­ления и самоуправления.

Социальная организация — относи­тельно устойчивая совокупность со­циальных отношений индивидов и групп индивидов, основанных на системе социальных позиций и соци­альных ролей, социальных норм и цеппостей, которые придают взаимо­действию индивидов и групп ияди-лидов целенаправленный (в соот­ветствии с задачами, поставленными обществом), регулярный и устойчи­вый характер.

Социальная ориентация — направ­ленность личности па выбор желае­мого социального положения и пу-тпй ого достижения. В основе лежит осознание личпостью своего места в социальной структуре общества. В

Социальной ориентации различают •три стороны: ретроспективную (осо­знанно человеком своего социально­го происхождения), ситуативную (осознание наличных социальных позиции и путей их достижении) и перспективную (выбор будущего со­циального положения и этапов дви­жения к нему).

Социальная роль — совокупность функций, которые-должин выполнять человек, занимающий определенный социальный статус в организации.

Социальная система — совокуп­ность социальных явлений и про­цессов, находящихся в отношениях и связях между собой и образую­щих некоторый целостный социаль­ный объект. Отдельные явления и процессы выступают в качестве эле­ментов системы.

Социальная ситуация — результат взаимодействия различных элемен­тов социальной структуры в дан­ный исторический период. При изу­чении ее необходимо: учитывать цели развития социалистического общества, его планомерный и посту­пательный характер; рассматрива п, ее как сложное, многостороннее яв­ление, испытывающее воздействие самых различных факторов; прини­мать во внимание особые жизнен­ные обстоятельства, образующие ре­альную основу поведения социаль­ных групп, коллективов и классов.

Социальная среда — совокупность объективных факторов, влияющих на формирование и поведение лич­ности. Выделяют макро- и микросре­ду'. К первой относят: характер об­щественного разделения труда, вы­текающую из него социальную структуру общества, систему образо­вания, воспитание и т. д. Ко вто­рой — трудовой коллектив, семью, школу и т. п.

Социальная структура — устойчи­вая связь элементов в социальной системе. Основными элементами яв­ляются социальные общности (клас­сы, нации, профессиональные, демо­графические, территориальные, поли­тические группы), каждая из кото­рых, в свою очередь, есть сложное образование, обладающее своими внутренними слоями и связями.

Социально-классовая структура — система связей общественных клас­сов и социальных групп, определяю­щих их взаимодействия и отношс-


ния, основа для всех остальных со­ставляющих элементов социальной структуры, наиболее адкватное иро-япление экономической структуры общества и потому приоритета по отношению ко всем другим элемен­там социальной структуры.

Социально-организационные усло­вия труда — режим труда я стиль работы, ритмичность, подвижность рабочего места, возможность измене­ния темпов работы, число а дли­тельность перерывов.

Социально-экономические условия груда — система материального и морального стимулирования труди (зарплата, общественные фонды, си­стема поощрений и санкций, надба­вок и льгот, оплачиваемых отпускон и т. д.), длительность рабочего дня и рабочего года, требование к обще­образовательной и специальной под­готовке работников и т. д.

Социальное воспроизводство — про­цесс эволюционного развития систе­мы социальных отношений и групп в пределах общественно-экономиче­ской формации в форме их цикли­ческого воспроизведения; воплоща­ет тенденции изменения социальной структуры, присущие данной форма­ции.

Социальное взаимодействие — вза­имное влияние различных сфер, яв­лений и процессов общественной жизни, осуществляющееся посред­ством социальной деятельности. Име­ет место как между обособленными объектами (внешнее взаимодейст­вие), так и внутри отдельного объ­екта между его элементами (вну­треннее взаимодействие).

Социальное действие — простей­ший акт социальной деятельности, направленный на достижение опре­деленной цели. Одно и то же дей­ствие может входить в состав раз­ных деятельяоетей.

Социальное изменение — появление или исчезновение определенных эле­ментов, составляющих социально» явление или процесс, появление, ис­чезновение или трансформация внешних или внутренних связей атих элементов. Может быть связано-как с развитием, так и с функцио­нированием данного явления или процесса.

Социальное качество человека — совокупность элементов, определен­ным образом связанных между со-

бон в обусловленных типом соци­альною взаимодействия личности о другими людьми в конкретных ис­торических условиях. К элементам относятся: социально определенная цель деятельности человека; зани­маемые социальные позиции и вы­полняемые социальные роли; ожи­дания в отношении этих позиций и ролей; нормы и ценности, исполь­зуемая система знаков; совокуп­ность полученных знаний; уровень образования и специальной подго­товки; социально-психологические особенности; активность н степень самостоятельности в принятии ре­шений.

Социальное планирование — науч­ное определенно целей социального развития и средств их реализации на определенный (краткий и дол­госрочный) промежуток времени. Призвано оказывать научно обосно­ванное воздействие на стирание со­циальных различий, всестороннее развитие личности, формирование коммунистических общественных отношений и нового человека.

Социальное поведение — внешнее проявление социальной деятельно­сти, определямое системой социаль­ных норм и ценностей. В поведении отражается взаимодействие личности и социальной среды.

Социальное управление — подчине­ние закономерного развития и функ­ционирования социальных явлении и процессов сознательно формули­руемым и осуществляемым задачам общества. В этом смысле управле­ние непосредственно связано с пла­нированием. Для осуществления уп­равления необходимо иметь пред­ставление о структуре управляемого объекта, построить модель этой структуры, учитывая все необходи­мые изменения связей объекта.

Социальные нормы — установлен­ные обществом правила, определяю­щие устойчивые формы социального взаимодействия людей, осуществляе­мого для достижения стоящих перед организацией целей.

Социальные объекты — фрагменты социальной реальности, то, на что направлена познавательная дея­тельность социолога.

Социальные отношения — отноше­ния между индивидами и социаль­ными группами как носителями раз-


личных видов деятельности, разли­чающимися социальными позициями и ролями в жизни общества.

Социальные перемещения — прояв­ление социальной мобильности, вы­ражающееся в"переходах индивидов из одного класса в другой, из одной внутриклассовой группы в другую, в переходе жителей деревин в го­род (и наоборот) как в течение тру­довой жизни индивида, так и меж­ду поколениями.

Социальные показатели — наблю­даемые и измеряемые характеристи­ки социального явления или про­цесса, позволяющие судить о его состоянии и тенденции.

Социальные потребности— потреб­ности, отражающие взаимодействие личности с объективными явления­ми и процессами общественной жиз­ни, удовлетворяемые при помощи социальных условий и видов дея­тельности (например, потребности в труде, общении, принадлежности к группе, общественном признании, продвижении и т. п.).

Социальные различия — историче­ски обусловленные различия между классами и социальными группами, между слоями внутри классов и со­циальных групп, основывающиеся на социально-экономической неод­нородности труда — умственного и физического, индустриального и аг­рарного, на неодинаковом развитии социальной активности, культуры, образования, квалификации, усло­вий труда и быта, образа жизни классов и социальных групп и вну­триклассовых слоев.

Социальные связи — связи взаимо­действия индивидов и групп инди-впдов, преследующих определенные социальные цели в конкретных ус­ловиях места и времени.

Социальные факторы — отдельные социальные явления и процессы, оказывающие влияние па развитие и функционирование общества как целостного, социального организма. Марксистская социология исходит из необходимости системного анализа факторов, действующих в данном обществе, и выделения пз них в ка­честве определяющих — экономиче­ских.

Социальные факты — объективно, реально существующие события, свойства, отношения, связи соцн-

46S

альпой реальности и процессы их изменения.

Социальные ценности — явления и процессы жизни общества, рассмо­тренные с точки зрения того соци­ального значения, которое им при­дается обществом в целом или со­циальной группой. Система социаль­ных ценностей выступает как об­щепринятая в данной организации система образцов, при помощи ко­торых люди соотносят и опосреду­ют свои взаимодействия друг с дру­гом и при помощи которых систе­матизируется их социальный опыт. Она создает у индивида и группы предрасположение к определенному поведению и основание для его оценки.

Социальный детерминизм — учение о всеобщей закономерной связи, причинной обусловленности всех со­циальных явлений и" процессов. По­следовательный детерминизм ут­верждает объективный характер причинности в социальной жизни. Социальный детерминизм исходит из необходимости учитывать дейст­вия всех социальных факторов при определяющем воздействии факторов экономических.

Социальный закон — выражение существенной необходимой связи со­циальных явлений, прежде всего связи, определяющей характер со­циальной деятельности людей.

Социальный институт — определен­ная организация общественной дея­тельности и социальных отношении, осуществляемая посредством взаимо­согласованной системы целесообразно ориентированных стандартов пове­дения, норм и ценностей. Функцией социальных институтов является регулирование тех или иных сфер социальных отношепий. По этому признаку различаются политиче­ские, экономические, правовые, куль­турные и другие институты.

Социальный контроль — способ са­морегуляции социальной системы, обеспечивающей упорядоченное вза­имодействие составляющих ее эле­ментов посредством нормативного (в том числе правового) регулирова­ния.

Социальный слой — внутриклас­совые и внутригрупповые делепия, основывающиеся в первую очередь на социально-экономической неод­нородности труда, кпалификациои-


пом разделении физического а ум­ственного труда.

Социометрии — совокупность мето­дов, направленных на получение данных о структуре малых социаль­ных групп, о межлпчпостных отпо-ношениях в этих группах.

Социология — наука об общих и специфических законах развития и функционирования общественно-эко­номических формаций, о механиз­мах действия и формах проявлении этих законов в деятельности лично­стей, социальных групп, классом, народов.

Социологический метод — средство получения и построения научпого знания о социальной реальности. Включает в себя: принципы оргапи-зации деятельности (регулятивные нормы или правила); совокупность приемов и способов действий; поря­док (схему или план) действий. Приемы и способы действий вы­страиваются в определенной после­довательности на основе регулятив­ных принципов. В разных исследо­ваниях один и тот же метод высту­пает в своем специфическом пре­ломлении в зависимости от его ме­ста и роли в исследовании, связи с другими методами. В социологии применяются как собственно социо­логические методы (например, оп­рос), так и методы, применяемые также и в других пауках (например, статистические).

Социологическое исследование — особый вид научной практики, дея­тельность, специально организован­ная для получения и построения научного знания об изучаемом со­циальном объекте. По уровню зна­ния различают эмпирические и тео­ретические исследования. Первыо связаны с получением эмпирическо­го знания, например, статистических данных, классификаций; вторые — с получением теоретического зна­ния, разработкой, например, типо­логий, общей или специальных со­циологических теорий. По функции (ориентации) знания различают тео­ретические и прикладные исследова­ния (см. Теоретическая социология, Прикладная социология).

Специальная социологическая тео­рия — форма организации социоло­гического знания, в которой отобра­жаются формы проявления п меха­низмы действия в отдельных сфо-

pax жнзпп общества общпх и спе­цифических законов, характерных для данной общественно-экономиче­ской формации или данного переход­ного периода, а также те законы, которые действуют только в этих сферах. Предметом специальных со­циологических теорий являются от­носительно самостоятельные сферы социальной жизни, отдельные виды социальной деятельности и социаль­ных общностей, закономерности их развития и функционирования.

Специфические социальные зако­ны — законы, относящиеся к одной или нескольким обществепно-эконо-мическим формациям, к одному или нескольким переходным периодам (например, законы, связанные с пе­реходом от одного эксплуататорско­го общества к другому или уничто­жением эксплуататорского' общест­ва).

Сравнительное исследование — ис­следовательская стратегия, ориенти­рованная на получение выводов, ос­нованных на сравнении социальных явлений и процессов во времени (временные исследования: панель­ные, трендовые, когортные) и (или) но регионам (территориальные ис­следования).

Статистика — 1) совокупность данных о каком-либо массовом яв­лении или процессе. Предполагает определенную методологию исследо­вания: массовые статистические иа-блюдепия, методы обработки стати­стических данных и т. д.; 2) мате­матическая величина, дающая сум­марную характеристику выборки. Может быть мерой центральной тен­денции, дисперсии, корреляции и другой суммарной мерой, основаи-lioii на выборочных данных.

Статистический вывод — вывод обобщений о генеральной совокуп­ности на основе выборочных дан­ных. Включает оценку генеральных параметров и проверку статистиче­ских гипотез о генеральной совокуп­ности, используя данные, получен­ные по выборке.

Статус — позиция, занимаемая ин­дивидом в социальной группе и в обществе в целом. Определяется как естественными (пол, возраст), так и социальными характеристиками (профессия или род.занятий, доход, служебное положение и т. д.).


Стратегический плап исследова­ния — план, определяющий последо­вательность операций, осуществляе­мых социологом в зависимости от целей и задач исследования, состоя­ния знания об изучаемом объекте, формулировки проблем и гипотез и т. д. Различают поисковый, описа­тельный и экспериментальный стра­тегические планы.

Теоретическая социология — сово­купность социологических исследо­ваний, ориентированных на объяс­нение социальном действительности, установление общих и специфиче­ских законов и закономерностей развития и функционирования об­щества, форм проявления и механиз­мов действия этих законов в раз­личных сферах общественной жиз­ни.

Территориальная общность — сово­купность людей, характеризующая­ся общностью отношения к опреде­ленной хозяйственно освоенной тер­ритории, системой экономических, социальных, политических и т. д. связей, выделяющих ее в качество относительно самостоятельной еди-пнцы пространственной организации жизнедеятельности людей.

Техника — совокупность средств труда, опосредующих воздействие человека на природу как предмет труда.

Трендовые (повторные) иссле­дования — изучение изменения вну­три некоторой генеральной сово­купности с течением времени. В отличие от панельного исследования не требуется сохранение в различ­ных временных точках одной и той же выборки.

Труд — процесс, совершающийся между человеком и природой, в ко­тором «человек собственной деятель­ностью опосредует, регулирует ir контролирует обмен веществ между гобой и природой» (Маркс К., Эн­гельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 23, с. 188). Включает в себя следующие про­стые моменты: целесообразную дея­тельность, или сам труд, предмет труда, средства труда, результат труда.

Урбанизация — перестройка среды обитания человека, сфер его повсе­дневной жизнедеятельности, спосо­бов удовлетворения потребностей, распространение типа бытовой куль­туры и времяпрепровождения по

лучшим образцам, возпикшим п крупных городах. Определяющее влияние оказывают, с одной сторо­ны, уничтожение противоположно­сти между городом и деревней, с другой — коренное оздоровление ус­ловий городской жизни.

Установка — направленность груп­пового пли индивидуального созна­ния, определяющая отношение груп­пы или индивида к тому или иному явлению социальной действительно­сти, а также способ восприятия это­го явления. Проявляется через кон­кретные акты поведения, в частно­сти через вербальные высказывания данного лица, позволяющие с опре­деленной степенью вероятности сде­лать заключенно о характере его установки.

Форма проявления социального за­кона — средняя равнодействующая величина,' определяющаяся суммой случайных величин — индивидуаль-ных социальных действий лично­стей, имеющих общие основные при­знаки, и выражающая определенную степень совпадения индивидуальных целей с социальными целями обще­ства.

Функция — зависимость существо­вания объекта от сто окружения или существования элемента от его ме­ста и роли в целом. Выявление функций является одним из спосо­бов установления связей объекта и описания его функционировании. В рамках целого функция может вы­ступать как функция-свойство или функция-связь. При исследовании ■сложных объектов очень важно по­строение системы функций. «Соци­альная функция» характеризует роль и место того или иного социального образования (группы, индивида, со­циального института) в системе бо­лее широкого целого.

Характер труда — закрепленность


работников за разТшчпыми видами трудовой деятельности (физической или умственной, аграрной или инду­стриальной, организаторской или исполнительной, простой или слож­ной, творческой или рутинной).

Цель — экономические, социальпыо или духовные ценности общества, класса, социальной группы или лич-иости, на достижение которых на­правлена их деятельность.

Ценностная ориентация лично­сти — направленность личности на те или иные социальные ценности, т. е. предпочтительное отношение к определенной группе их, например, установка на труд, учебу, общест­венную работу, семью, заработок И т. д. Ценностная ориентация ока­зывает влияние на определение ме­ста личности в обществе в целом и в социальной группе.

Эксперимент — метод получения информации об изучаемом социаль­ном объекте путем воздействия па него некоторых управляемых и контролируемых факторов (пере­менных). Требует выдвижения ги­потезы о взаимосвязи различных его характеристик. Эксперименты клас­сифицируют по специфике постав­ленной задачи (на научный и прак­тический), по характеру логической структуры доказательства гипотезы (па параллельные и последователь­ные), по характеру эксперименталь­ной ситуации (на полевые и лабора­торные). Задача эксперимента — объяснить отдельные стороны соци­ального объекта путем изоляции не­которых его характеристик и изу­чения их влияния на происходящие в нем явлепия и процессы. Позво­ляет получить информацию о на­правлении связей и причпнпо-след-ственпых зависимостях в изучаемом объекте.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: