Анкета (вопросник) — документ, содержащий серию вопросов, необходимых для получения информации в соответствии с целями и гипотезами социологического исследования.
Брак — исторически изменяющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их совместную жизнь н устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности.
Быт — сфера жизпедеятельпостн, ограниченная рамками личного подсобного хозяйства, домашнего хозяйства и семенных обязанностей. Основными показателями o6pa.ia жизни в сфере быта являются структура материального потребления, структура внерабочего времени и степень включенности в систему бытового обслуживания.
Внепроизводственная деятель-
ность — совокупность видов деятельности, осуществляемой вне рамок общественного производства. К внепроизводственной деятельности относится общественно-политическая деятельность, не связанная непосредственно с производством (участие в выборных органах, обсуждении народнохозяйственных проблем, общественной работе, охране общественного порядка и т. д), трудовая деятельность в сфере быта (покупки, приготовление пищи, уборка помещения, уход за детьми) и деятельность в сфере свободного времени.
|
|
Внерабочее время — время суток, недели, месяца, года за вычетом рабочего времени. Это 1) время, связанное с работой на производстве (время на передвижение к месту работы и обратно, затраты времени на производств^ до и после работы); 2) время на домашний труд и самообслуживание как в личном домашнем хозяйстве, так- и с использованием коммунально-бытовых и ДРУ1'«Х Учреждений в предприя-
тий, 3) время удовлетворения физиологических потребностей; 4) свободное время.
Внутриклассовое сближение — процесс сокращения социальных различий между внутриклассовыми слоями по их основным экономическим, политическим и культурным характеристикам. Результатом этого процесса является повышение степени социальной однородности класса или социальной группы. В процессе внутриклассового сближения происходит преодоление исторически обусловленной неравномерности социального развития отдельных слоев общественных классов и групп.
Воспроизводство населения — социальный процесс, связанный с непрерывным возобновлением и раз-питием человеческих популяций. Демографическая сторона воспроизводства населения связана с изменением половозрастной, семейной и генетической структуры населения, социальная — с процессом усвоения индивидом накопленных предшествующими поколениями знаний и умений, аккумулированных в предметах материального человеческого мира, во всей совокупности общественных отношений.
|
|
Воспроизводство социальной
структуры — социальный процесс, связанный с непрерывным пополнением классов, социальных групп и слоев, с возобновлением и развитием социальных отношений через перемещения внутри и между поколениями. Количественная сторона воспроизводства социальной структуры характеризует изменепия в пропорциях, в удельпом весе разных социальных категорий трудд-щихся, качественная — изменения профессионально-квалификационного уровня трудящихся, характера н содержания их труда.
Времени баланс (бюджет) — соотношение затрат времени по основным сферам жизнедеятельности. Показателями бюджета времени высту-
пают величины рабочего, внерабочего и свободного времени.
Вторичный анализ — шп исследо
вания, направленный на анализ ужо
существующих данных в соответст-
пни с новыми задачами. Помимо
традиционных источников агрегиро
ванных данных — статистики пере
писей, отчетов, научных публика
ций, в сферу вторичного анализа
включаются первичные данные мас
совых опросов населения и дру ие
аналогичные данные. Ф
Выборочное наблюдение — статистическое изучение части генеральной совокупности (выборки), организованное таким образом, чтобы обеспечивалась возможность распространения выводов, полученных при изучении выборочно» совокупности, на генеральную. Большинство эмпирических исследований в социологии носит выборочный характер. Существует целый ряд методов отбора выборки из генеральной совокупности.
Город — территориально концентрированная форма расселения людей, занятых преимущественно несельскохозяйственным трудом. Для города характерны разнообразно трудовой и внепроизводственной деятельности населения, социальная и профессиональная неоднородность, специфический образ жизни.
Деревня — территорпально-рассро-доточенная форма расселения людей, занятых преимущественно сельским хозяйством. Для деревни характерны малочисленность видов трудовой деятельности, относительная (сравнительно с городом) социальная и профессиональная однородность, специфический сельский обпаз жизни.
Измерение — процедура, при помощи которой объекты исследовании, рассматриваемые как носители определенных отношений между ними, отображаются в некоторую математическую систему с соответствующими отношениями между элементами этой системы. В качестве объектов измерения могут выступать любыо интересующие социолога объекты — индивиды, производственные коллективы, условия труда и быта и т. д. При измерении каждому объекту приписывается определенный элемент используемой математической системы. В отношения, ыоде-
лпруемыо при измерении, ооъекгы вступаю г как носители определенных свойств. Поэтому вместо термина «измерение объектов» часто используется термин «измерении свойств объектов». В социологии чаще всего используются числовые математические системы. Однако возможно эффективное использование и нечисловых систем: частично упорядоченных множеств, графой, матриц и т. д.
Индивид — единичный представитель определенной социальной группы, носитель ее характерных нрнл-наков, реализующий определенные социальные функции.
Интеграция — процесс, результатом которого является целостное и., объединение. Имеет место в социальных группах, в рамках общества в целом; блаюдаря интеграции дан-пая структура превращается в целостный социальный организм.
Интервью — метод сбора эмпири
ческих данных, в котором один ин
дивид (интервьюер) задает вопро
сы другому (респонденту). Ин
тервью может осуществляться как
путем непосредственного контакта,
так и опосредованко (по телефону).
Исторический материализм — марк
систско-ленинская теория общества и
методология социального познании.
С одной стороны, является фило
софской теорий общества, с дру
гой — общей социологической тео
рией. Философское содержание ис
торического материализма — диалек-
тино-материплистическое понимание
истории — раскрывается в филосо
фии марксизма; спецпаль.чо-научное,
собственно социологическое — н
|
|
марксистской социологии. Будучи социально-философской теорией, исторический материализм опосредует связь философии со вески социальными и гуманитарными пауками. Будучи общей социологической теорией, исторический материализм в то же время является общей теоретической основой всех других социальных и гуманитарных наук.
Когортное исследование — изучение в течение определенного периода времени группы ипдивидов, объединенных некоторыми общими характеристиками. Например, когорту могут представить совокупность женщин, родившихся в одип год или в один год вышедших замуж.
Коитентный анализ — исследовательский метод количественного анализа содержания письменных документов, теле- и радиопередач и других видов документов н информации.
Корреляция — понятие математической статистики, характеризующее лероятностпую или статистическую иаипсимость.
Культура — совокупность материальных и духовных ценностей данного общества, класса, социальной группы или личности, передаваемая от одного поколения к другому.
Личность — конкретное выражение сущности человека, определенным образом реализованная интеграция п индивиде социально значимых черт и социальных отношений данного общества. Главное в личности «не ее абстрактная физическая природа, а ее социальное качество» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 1, с. 242). Проявляются социальные качества индивида в процессе социальной деятельности.
Малая группа — малочисленная по составу социальная группа, члены которой находятся в устойчивом непосредственном" взаимодействии друг с другом. Социальные отношения в малой группе проявляются в форме личных контактов, что является основой для возникновения эмоциональных связей, а также специфических межличпостпых групповых ценностей и норм поведения.
|
|
Математическое обеспечение ЭВМ-комплекс программ, описаний и инструкций, обеспечивающих автоматическое функционирование ЭВМ и решение конкретных задах по обработке данных (например, эмпирических данпых массовых опросов).
Межклассовое сближение — сокращение социальных различий между классами и социальными группами но основным экономическим, политическим и культурным характерп-гишам. В процессе социального раз-пития преодолевается социально-экономическая неоднородность труда (физического и умственного, индустриального и аграрного, организаторского и. исполнительского, творческого и рутинного), а такжо другие существенные различия — отраслевые, профессиональные, поселенческие п т. д. Пптегральпым результатом социального развития яв-
ляется повышение степени социальной однородности социалистическою общества.
Методический план исследования — план, организующий методический инструментарии исследования — методы сбора, обработка ц анализа социальной информации.
Механизм действия социального закона — принцип организации системы социальных связей и отношений индивидов в конкретных условиях места и времени.
Многомерный анализ данных — анализ зависимостей и взаимозависимостей между несколькими пере-менными.
Модель — система материальных; или идеальных (выраженных в знаках) элементов, находящаяся в отношении подобия к объекту исследования (оригиналу) и воспроизводящая структурпо-функциональныо, причинно-следственные и генетические связи между его элементами. Является заместителем изучаемо! о объекта и позволяет получать о нем информацию.
Монографическое исследование — исследовательская стратегия, направленная на изучение отдельного социального явлепия, процесса, социальной группы, индивида или другого социального объекта. Собирается очень подробная и полная информация, что обеспечивает возможность глубокого апализа мпогик специфических деталей. Исследование основано на предположении, что изучаемый социальный объект типичен для некоторой совокупности и поэтому выводы, полученные для объекта, могут быть распространены на всю совокупность.
Наблюдение — метод сбора информации об изучаемом социальном объекте путем непосредственною восприятия я регистрации факторов, касающихся изучаемого объекта н значимых с точки зрения целей: исследования. Наблюдения классифицируют по степени формализации процедуры (па неструктурализовап-пые и структурализованпые), по положению наблюдателя (на включенные и невключенные), по месту и условиям организации (на полевьто и лабораторные), по регулярном и проведения (на систематические и случайные). Научно-техническая революция —
качественные изменения в развития современных производительных сил, характеризуемое превращением науки в непосредственную производительную силу, внедрением автоматического управления и изменением технологии производства.
Наука — сфера человеческой деятельности, целью которой является производство новых знаний о природе, обществе и мышлении, включающая в себя ученых, научные учреждения, методы научпого исследования, систему научной информации и всю сумму научных знании.
Нация — исторически сложившаяся, устойчивая общность людей, boj-никшая на основе единства происхождения, территории, экономической жизни, культуры, языка и самосознания.
Нулевая гипотеза — понятие, применяемое в связи с проверкой статистических гипотез и статистической зависимости. Нулевая гипотеза предполагает, что нет зависимости между переменными, подлежащими исследованию.
Образ жизни — совокупность форм повседневной жизнедеятельности, взятая в единстве с определяющими повседневную жизнедеятельность условиями и направляющими ее потребностями и ценностыми ориента-циями. В качестве основных сфер жизнедеятельности выступают труд, быт, общественно-политическая деятельность и культура.
Образование — социальный ипсти-тут, осуществляющий функции социального управления процессами умственного, нравственного и физического развития молодого поколения, «распределением» поколении, вступающего в самостоятельную трудовую жизнь, по различным «ячейкам» социальной структуры — классам, социальным группам, социальным слоям, трудовым коллективам.
Общая социологическая теория — форма организации социологического знания, в которой отображаются общие и специфические законы развития и функционирования общественно-экономических формации, а также законы перехода от одпих формаций к другим через эпохи социальных революций. Предмотом исследования общей социологической теории выступает общество в целом
с присущими ему законами развитии и функционирования. Она рассматривает любое социальное явли-1шс (политику, науку, семью и т. д) в контексте целостного представления о данной социальной системе, выясняет его место и роль в структуре общественных связей и в то же время соотносит данное явление с широкой картиной историческою развития.
Общественное мнение — отношение населения к тому или иному явлению, объекту или ситуации, имеющим место как в данной стране, так и в международной жизни. Это проявление общественного сознания (в форме суждений или актов поведения), в котором отражается оценка большими социальными группами, народом в целом актуальных явлений действительности, представляющих общественный интерес, через призму господствующих социально-экономических отношений.
Общественно-политическая активность — степень участия в общественно-политической деятельности представителей различных социальных классов и групп.
Общественно-политическая активность личности — социальное качество личности, которое, проявляясь в делах, поступках, поведении и деятельности, в сфере социально-политических отношений, характеризует человека как гражданина социалистического общества.
Общественно-экономическая формация — исторически сложившееся едипство различных сторон общественной жизни (экономической, социальной, политической и иделлогичс-ской), взаимодействие между которыми осуществляется по объективным, т. е. не зависящим от воли и сознания людей, законам.
Общественный класс — большая группа людей, различающихся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.
Общие социальные законы — законы, действующие во всех общественно-экономических формациях, во всех переходных периодах (напри-
мер, закоп соответствия производственных отношений уровню развития производительных сил).
Операцноналнзация понятий — специфическая научная процедура установления связи концептуального аппарата исследования с его методическим инструментарием. Включает в себя операции, которые используются при построении того или иного инструмента исследования: анкеты, индекса, шкалы и т. д.
Операциональное определение понятия — раскрытие значения теоретического понятия через указание той экспериментальной операции, результат которой, доступный эмпирическому наблюдению "и измерению, свидетельствует о наличии явления, выраженного в понятии.
Опрос — метод сбора эмпирических данных об объективных фактах,.мнениях, знаниях и т. д., основанный на непосредственном (интервью) или опосредованном (раздаточная, почтовая и т. п. апкета) взаимодействии между исследователем (интервьюером) и опрашиваемым (респондентом).
Отклоняющееся поведение — нару-шрпио индивидом или социальной группой норм своей собственной группы илп общества в целом.
Отчет — форма подведения итогов социологического исследования. Содержит в себе описание всех pa.i-делов программы исследования, изложение используемых в ней теорий и методологического аппарата, «писание и объяснение полученных данных. Представляет собой само-стоятельный вид паучной работы, нередко публикуемый в печати полностью или с сокращениями.
Панельное исследование — тип исследования, в котором выборка объектов (индивидов, семей и т. д,) остается неизменной во все временные точки исследования.
Переменпые — социальные явлс-лия и процессы, которые могут быть представлены в виде изменяющейся величины и описаны математическими средствами.
Пилотажные (пробные) исследования, проводимые для оценки качества вопросников, процедуры наблюдений, процедур анализа документов, моделей выборки, а также внесения в них необходимых кор-
ректив и изменений. Итогом этих исследовании являются рабочий документы: окончательные варианты методик, инструкции по выборке и организации сбора исходных данных и т. д.
Нолевое обследование — обследовании, проводимое для сбора основно-ю материала на объекте. При этом предусматривается соблюдение инструкций, разработанных па стадии пилотажных исследований, контроль качества исходных данных по мере ик поступления, организация системы хранения первичных данных.
Прогнозирование — процесс разработки научно обоснованных суж-депий о возможных состояниях объ-(.кта в будущим и (или) об альтернативных путях н сроках их достижения.
Программа исследования — научный документ, в котором дастся изложение и обоснование логики и методов изучения социального объекта н соответствии с решаемыми научными и практическими задачами. Включает в себя: определенно проблемы, объекта п предмета исследования; характеристику цели и задач исследования; предварительный системный анализ объекта исследования; интерпретацию понятии; формулирование рабочих гшю-те.«; определение стратегическою плана исследования; описапие методов сбора информации; описание схемы анализа первичной социологической информации.
Производственная деятельность — совокупность видов деятельности, осуществляемой п рамках производственной сферы. Включает трудовую деятельность в сфере производства и общественно-политическую деятельность, непосредственно связанную г производством (участие в соцсоревновании, рационализации н изобретательстве и т. д.)
Профессиональная ориентация — социальная ориентация на приобретение определенной специальности, получение определенной профессиональной подготовки, включение в определенную сферу трудовой деп-тельностп.
Потребность — обусловленная уровнем развития производства»1 общественных отношений нужда личности (или социальной группы) в определенных средствах,
условиях, видах деятельности, пиг-ективно необходимых для ее существования и развития.
Прикладная социология — совокупность социологических исследований, ориентированных на использование открытых социальных законов и закономерностей для решении социальных проблем, проведение социальных экспериментов и разработку планов социального развития.
Рабочий план исследования — план, фиксирующий основные этапы работы в соответствии с программой исследования, содержащий указание календарных сроков, материальных и людских затрат, необходимых для достижения конечных целей исследования. Основными зреньями этого плана являются пилотажное исследование (или проба), нолевое обследование, подготовка первичных данных для обработки, обработка данных, их анализ и интерпретация, изложение результатов. Включает в себя временной (сетевой) график осуществления различных видов работ, подбор и подготовку исполнителей, расчеты необходимых материальных затрат па исследование, разъяснительную работу, разработку форм контроля за проведением исследования.
Расселение — 1) процесс исторически складывающегося размещении людей на территории мира, страны, региона; 2) пространственная форма организации общества, его территориальная структура на определенный момент развития.
Репрезентативность — характеристика качества выборки, соответствия распределения признаков (переменных), полученных в результате выборочного исследования, распределению этих же признаков в генеральной совокупности.
Сближение классов и социальныч групп — исторический процесс, происходящий в социалистическом обществе и включающий экономическое сближение по основным классовым критериям, политическое сближение по единству социальных интересов и пелей, участию в управлении делами общества, степени социальной активности, идеологическое сближение по формированию марксистско-ленинского мировоззрения и усвоению коммунистических идеалов рабочего класса, культу р-
4fi2
ное солнженпе, связанное с достижением высших ступеней образования, усвоением и развитием социалистической культуры.
Свободное время — часть внерабочего времени, направленная на всестороннее развитие личности (время на учебу, повышение квалификации, самообразование, воспитание детей, общественную работу, участие в худ. самодеятельности, отдых, занятия физкультурой и спортом, любительский труд и т.д.). Семья — 1) социальный институт (с точки зрения общественного санкционирования брачно-семенных отношений); 2) обладающая исторически определенной организацией малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом н духовном воспроизводстве населения.
Система — целостное единство элементов объекта (объектов) и связей между ними.
Содержание труда социально-экономическое — связи п отношения между трудом индивида и трудом всего общества; отражают характерные черты общественных отношений, при которых совершается трудовой процесс. Общественные отношения охватывают отношения собственности (отношения к средствам производства), отношения в процессе производства (общественное разделение труда) и распределительные отношения. Дифференцирующими для рабочего класса и интеллигенции выступают различия места и роли в производстве, определяемые через профессионально-квалификационные различия и по соотношению (комбинации) оспов-'пых элементов труда.
Содержание труда технико-оргапи-зациоиное — совокупность основных производственных функций человека в труде, обусловленных техникой, технологией, предметом труда, организацией труда и способностями работника.
Содержание труда функциональное — структура затрат умственной и физической энергии трудящеюся
при выполнении трудовых функции по: 1) выяснению цели труда и способов ее осуществления (знакомспш с типологией, чертежами, иастром-lcoii оборудования, осмысливании неего этого, планирование работы;
2) подготовке к пронзводствешюму
процессу (составление программы, ее
закладка, подготовка предмета тру
да и средств производства к веде
нию технологического процесса);
3) видоизменению предмета труда;
4) управлению средствам» произ
водства ц природными процессами,
преобразованными в промышленные;
5) контролю за качеством и количе
ством продукции, функции наблю
дения, управления машиной, допол
нения машины вручную, чисто руч
ной работы, наладка, контроль и
т. д., для НТР — функции научного
.исследования, конструирования, уп
равления.
Социализация — присвоение индивидом элементов культуры и усвоение социальных норм и ценностей, на основе которых формируются социально значимые черты личности.
Социалистический трудовой коллектив — общность людей, объединенных совместной деятельностью на основе производственных отношений социализма, единством целей и интересов, взаимной ответственностью, отношениями товарищества и взаимопомощи, снабженные органами управления и самоуправления.
Социальная группа — объеднпепио люден по общности социально значимого признака. Структура и спс-лнфнка групп в конечном счете объясняются структурой и спецификой социально-экономического строя общества, прежде всего способом производства и определяемой им классовой структурой общества.
Социальная деятельность — совокупность действий личности, преследующей определенные социальные цели и использующей для достижения этих целей различные сродства — экономические, социальные, политические и идеологические.
Социальная дифференциация —. разделение общества на социальные слои и группы, экономически обусловленное общественным разделением труда. Основой дифферепциа-ппи профессиональных, политических, культурных, образовательных групп является классовая дифферен-
циация общества. В условиях социалистического общества ликвидации эксплуататорских классов, измени-II ио общественного разделения труда, рост производительности общественного труда, подъем культуры, образования, социальной активности псех неаптагонистических классов и групп ведут к постепенному преодолению социальной дифференциации, унаследованной от классово-антагонистического общества, к становлению социальной однородности. Социальная мобильность — межгрупповая или пространственная подвижность населения, его способность (готовность) к социальный перемещениям.
Социальная общность — совокупность ' людей, характеризующаяся условиями жизнедеятельности (экономическим, социальным статусом, уровнем профессиональной подготовки и образования, интересами и потребностями и т. д), общими для данной группы взаимодействующих индивидов (социального класса, социально-профессиональной группы и т. д.), принадлежностью к исторически сложившимся территориальным общностям (городу, деревне, поселку), к тем или иным социальным институтам (семье, образованию, науке и т. д.).
Социальная однородность общества — результат преодоления существенных социально-экономических различий между городом и деревней, физическим и умственный трудом, выравнивания их по степени социальной развитости, культуры и образования, общественного управления и самоуправления.
Социальная организация — относительно устойчивая совокупность социальных отношений индивидов и групп индивидов, основанных на системе социальных позиций и социальных ролей, социальных норм и цеппостей, которые придают взаимодействию индивидов и групп ияди-лидов целенаправленный (в соответствии с задачами, поставленными обществом), регулярный и устойчивый характер.
Социальная ориентация — направленность личности па выбор желаемого социального положения и пу-тпй ого достижения. В основе лежит осознание личпостью своего места в социальной структуре общества. В
Социальной ориентации различают •три стороны: ретроспективную (осознанно человеком своего социального происхождения), ситуативную (осознание наличных социальных позиции и путей их достижении) и перспективную (выбор будущего социального положения и этапов движения к нему).
Социальная роль — совокупность функций, которые-должин выполнять человек, занимающий определенный социальный статус в организации.
Социальная система — совокупность социальных явлений и процессов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих некоторый целостный социальный объект. Отдельные явления и процессы выступают в качестве элементов системы.
Социальная ситуация — результат взаимодействия различных элементов социальной структуры в данный исторический период. При изучении ее необходимо: учитывать цели развития социалистического общества, его планомерный и поступательный характер; рассматрива п, ее как сложное, многостороннее явление, испытывающее воздействие самых различных факторов; принимать во внимание особые жизненные обстоятельства, образующие реальную основу поведения социальных групп, коллективов и классов.
Социальная среда — совокупность объективных факторов, влияющих на формирование и поведение личности. Выделяют макро- и микросреду'. К первой относят: характер общественного разделения труда, вытекающую из него социальную структуру общества, систему образования, воспитание и т. д. Ко второй — трудовой коллектив, семью, школу и т. п.
Социальная структура — устойчивая связь элементов в социальной системе. Основными элементами являются социальные общности (классы, нации, профессиональные, демографические, территориальные, политические группы), каждая из которых, в свою очередь, есть сложное образование, обладающее своими внутренними слоями и связями.
Социально-классовая структура — система связей общественных классов и социальных групп, определяющих их взаимодействия и отношс-
ния, основа для всех остальных составляющих элементов социальной структуры, наиболее адкватное иро-япление экономической структуры общества и потому приоритета по отношению ко всем другим элементам социальной структуры.
Социально-организационные условия труда — режим труда я стиль работы, ритмичность, подвижность рабочего места, возможность изменения темпов работы, число а длительность перерывов.
Социально-экономические условия груда — система материального и морального стимулирования труди (зарплата, общественные фонды, система поощрений и санкций, надбавок и льгот, оплачиваемых отпускон и т. д.), длительность рабочего дня и рабочего года, требование к общеобразовательной и специальной подготовке работников и т. д.
Социальное воспроизводство — процесс эволюционного развития системы социальных отношений и групп в пределах общественно-экономической формации в форме их циклического воспроизведения; воплощает тенденции изменения социальной структуры, присущие данной формации.
Социальное взаимодействие — взаимное влияние различных сфер, явлений и процессов общественной жизни, осуществляющееся посредством социальной деятельности. Имеет место как между обособленными объектами (внешнее взаимодействие), так и внутри отдельного объекта между его элементами (внутреннее взаимодействие).
Социальное действие — простейший акт социальной деятельности, направленный на достижение определенной цели. Одно и то же действие может входить в состав разных деятельяоетей.
Социальное изменение — появление или исчезновение определенных элементов, составляющих социально» явление или процесс, появление, исчезновение или трансформация внешних или внутренних связей атих элементов. Может быть связано-как с развитием, так и с функционированием данного явления или процесса.
Социальное качество человека — совокупность элементов, определенным образом связанных между со-
бон в обусловленных типом социальною взаимодействия личности о другими людьми в конкретных исторических условиях. К элементам относятся: социально определенная цель деятельности человека; занимаемые социальные позиции и выполняемые социальные роли; ожидания в отношении этих позиций и ролей; нормы и ценности, используемая система знаков; совокупность полученных знаний; уровень образования и специальной подготовки; социально-психологические особенности; активность н степень самостоятельности в принятии решений.
Социальное планирование — научное определенно целей социального развития и средств их реализации на определенный (краткий и долгосрочный) промежуток времени. Призвано оказывать научно обоснованное воздействие на стирание социальных различий, всестороннее развитие личности, формирование коммунистических общественных отношений и нового человека.
Социальное поведение — внешнее проявление социальной деятельности, определямое системой социальных норм и ценностей. В поведении отражается взаимодействие личности и социальной среды.
Социальное управление — подчинение закономерного развития и функционирования социальных явлении и процессов сознательно формулируемым и осуществляемым задачам общества. В этом смысле управление непосредственно связано с планированием. Для осуществления управления необходимо иметь представление о структуре управляемого объекта, построить модель этой структуры, учитывая все необходимые изменения связей объекта.
Социальные нормы — установленные обществом правила, определяющие устойчивые формы социального взаимодействия людей, осуществляемого для достижения стоящих перед организацией целей.
Социальные объекты — фрагменты социальной реальности, то, на что направлена познавательная деятельность социолога.
Социальные отношения — отношения между индивидами и социальными группами как носителями раз-
личных видов деятельности, различающимися социальными позициями и ролями в жизни общества.
Социальные перемещения — проявление социальной мобильности, выражающееся в"переходах индивидов из одного класса в другой, из одной внутриклассовой группы в другую, в переходе жителей деревин в город (и наоборот) как в течение трудовой жизни индивида, так и между поколениями.
Социальные показатели — наблюдаемые и измеряемые характеристики социального явления или процесса, позволяющие судить о его состоянии и тенденции.
Социальные потребности— потребности, отражающие взаимодействие личности с объективными явлениями и процессами общественной жизни, удовлетворяемые при помощи социальных условий и видов деятельности (например, потребности в труде, общении, принадлежности к группе, общественном признании, продвижении и т. п.).
Социальные различия — исторически обусловленные различия между классами и социальными группами, между слоями внутри классов и социальных групп, основывающиеся на социально-экономической неоднородности труда — умственного и физического, индустриального и аграрного, на неодинаковом развитии социальной активности, культуры, образования, квалификации, условий труда и быта, образа жизни классов и социальных групп и внутриклассовых слоев.
Социальные связи — связи взаимодействия индивидов и групп инди-впдов, преследующих определенные социальные цели в конкретных условиях места и времени.
Социальные факторы — отдельные социальные явления и процессы, оказывающие влияние па развитие и функционирование общества как целостного, социального организма. Марксистская социология исходит из необходимости системного анализа факторов, действующих в данном обществе, и выделения пз них в качестве определяющих — экономических.
Социальные факты — объективно, реально существующие события, свойства, отношения, связи соцн-
46S
альпой реальности и процессы их изменения.
Социальные ценности — явления и процессы жизни общества, рассмотренные с точки зрения того социального значения, которое им придается обществом в целом или социальной группой. Система социальных ценностей выступает как общепринятая в данной организации система образцов, при помощи которых люди соотносят и опосредуют свои взаимодействия друг с другом и при помощи которых систематизируется их социальный опыт. Она создает у индивида и группы предрасположение к определенному поведению и основание для его оценки.
Социальный детерминизм — учение о всеобщей закономерной связи, причинной обусловленности всех социальных явлений и" процессов. Последовательный детерминизм утверждает объективный характер причинности в социальной жизни. Социальный детерминизм исходит из необходимости учитывать действия всех социальных факторов при определяющем воздействии факторов экономических.
Социальный закон — выражение существенной необходимой связи социальных явлений, прежде всего связи, определяющей характер социальной деятельности людей.
Социальный институт — определенная организация общественной деятельности и социальных отношении, осуществляемая посредством взаимосогласованной системы целесообразно ориентированных стандартов поведения, норм и ценностей. Функцией социальных институтов является регулирование тех или иных сфер социальных отношепий. По этому признаку различаются политические, экономические, правовые, культурные и другие институты.
Социальный контроль — способ саморегуляции социальной системы, обеспечивающей упорядоченное взаимодействие составляющих ее элементов посредством нормативного (в том числе правового) регулирования.
Социальный слой — внутриклассовые и внутригрупповые делепия, основывающиеся в первую очередь на социально-экономической неоднородности труда, кпалификациои-
пом разделении физического а умственного труда.
Социометрии — совокупность методов, направленных на получение данных о структуре малых социальных групп, о межлпчпостных отпо-ношениях в этих группах.
Социология — наука об общих и специфических законах развития и функционирования общественно-экономических формаций, о механизмах действия и формах проявлении этих законов в деятельности личностей, социальных групп, классом, народов.
Социологический метод — средство получения и построения научпого знания о социальной реальности. Включает в себя: принципы оргапи-зации деятельности (регулятивные нормы или правила); совокупность приемов и способов действий; порядок (схему или план) действий. Приемы и способы действий выстраиваются в определенной последовательности на основе регулятивных принципов. В разных исследованиях один и тот же метод выступает в своем специфическом преломлении в зависимости от его места и роли в исследовании, связи с другими методами. В социологии применяются как собственно социологические методы (например, опрос), так и методы, применяемые также и в других пауках (например, статистические).
Социологическое исследование — особый вид научной практики, деятельность, специально организованная для получения и построения научного знания об изучаемом социальном объекте. По уровню знания различают эмпирические и теоретические исследования. Первыо связаны с получением эмпирического знания, например, статистических данных, классификаций; вторые — с получением теоретического знания, разработкой, например, типологий, общей или специальных социологических теорий. По функции (ориентации) знания различают теоретические и прикладные исследования (см. Теоретическая социология, Прикладная социология).
Специальная социологическая теория — форма организации социологического знания, в которой отображаются формы проявления п механизмы действия в отдельных сфо-
pax жнзпп общества общпх и специфических законов, характерных для данной общественно-экономической формации или данного переходного периода, а также те законы, которые действуют только в этих сферах. Предметом специальных социологических теорий являются относительно самостоятельные сферы социальной жизни, отдельные виды социальной деятельности и социальных общностей, закономерности их развития и функционирования.
Специфические социальные законы — законы, относящиеся к одной или нескольким обществепно-эконо-мическим формациям, к одному или нескольким переходным периодам (например, законы, связанные с переходом от одного эксплуататорского общества к другому или уничтожением эксплуататорского' общества).
Сравнительное исследование — исследовательская стратегия, ориентированная на получение выводов, основанных на сравнении социальных явлений и процессов во времени (временные исследования: панельные, трендовые, когортные) и (или) но регионам (территориальные исследования).
Статистика — 1) совокупность данных о каком-либо массовом явлении или процессе. Предполагает определенную методологию исследования: массовые статистические иа-блюдепия, методы обработки статистических данных и т. д.; 2) математическая величина, дающая суммарную характеристику выборки. Может быть мерой центральной тенденции, дисперсии, корреляции и другой суммарной мерой, основаи-lioii на выборочных данных.
Статистический вывод — вывод обобщений о генеральной совокупности на основе выборочных данных. Включает оценку генеральных параметров и проверку статистических гипотез о генеральной совокупности, используя данные, полученные по выборке.
Статус — позиция, занимаемая индивидом в социальной группе и в обществе в целом. Определяется как естественными (пол, возраст), так и социальными характеристиками (профессия или род.занятий, доход, служебное положение и т. д.).
Стратегический плап исследования — план, определяющий последовательность операций, осуществляемых социологом в зависимости от целей и задач исследования, состояния знания об изучаемом объекте, формулировки проблем и гипотез и т. д. Различают поисковый, описательный и экспериментальный стратегические планы.
Теоретическая социология — совокупность социологических исследований, ориентированных на объяснение социальном действительности, установление общих и специфических законов и закономерностей развития и функционирования общества, форм проявления и механизмов действия этих законов в различных сферах общественной жизни.
Территориальная общность — совокупность людей, характеризующаяся общностью отношения к определенной хозяйственно освоенной территории, системой экономических, социальных, политических и т. д. связей, выделяющих ее в качество относительно самостоятельной еди-пнцы пространственной организации жизнедеятельности людей.
Техника — совокупность средств труда, опосредующих воздействие человека на природу как предмет труда.
Трендовые (повторные) исследования — изучение изменения внутри некоторой генеральной совокупности с течением времени. В отличие от панельного исследования не требуется сохранение в различных временных точках одной и той же выборки.
Труд — процесс, совершающийся между человеком и природой, в котором «человек собственной деятельностью опосредует, регулирует ir контролирует обмен веществ между гобой и природой» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 23, с. 188). Включает в себя следующие простые моменты: целесообразную деятельность, или сам труд, предмет труда, средства труда, результат труда.
Урбанизация — перестройка среды обитания человека, сфер его повседневной жизнедеятельности, способов удовлетворения потребностей, распространение типа бытовой культуры и времяпрепровождения по
лучшим образцам, возпикшим п крупных городах. Определяющее влияние оказывают, с одной стороны, уничтожение противоположности между городом и деревней, с другой — коренное оздоровление условий городской жизни.
Установка — направленность группового пли индивидуального сознания, определяющая отношение группы или индивида к тому или иному явлению социальной действительности, а также способ восприятия этого явления. Проявляется через конкретные акты поведения, в частности через вербальные высказывания данного лица, позволяющие с определенной степенью вероятности сделать заключенно о характере его установки.
Форма проявления социального закона — средняя равнодействующая величина,' определяющаяся суммой случайных величин — индивидуаль-ных социальных действий личностей, имеющих общие основные признаки, и выражающая определенную степень совпадения индивидуальных целей с социальными целями общества.
Функция — зависимость существования объекта от сто окружения или существования элемента от его места и роли в целом. Выявление функций является одним из способов установления связей объекта и описания его функционировании. В рамках целого функция может выступать как функция-свойство или функция-связь. При исследовании ■сложных объектов очень важно построение системы функций. «Социальная функция» характеризует роль и место того или иного социального образования (группы, индивида, социального института) в системе более широкого целого.
Характер труда — закрепленность
работников за разТшчпыми видами трудовой деятельности (физической или умственной, аграрной или индустриальной, организаторской или исполнительной, простой или сложной, творческой или рутинной).
Цель — экономические, социальпыо или духовные ценности общества, класса, социальной группы или лич-иости, на достижение которых направлена их деятельность.
Ценностная ориентация личности — направленность личности на те или иные социальные ценности, т. е. предпочтительное отношение к определенной группе их, например, установка на труд, учебу, общественную работу, семью, заработок И т. д. Ценностная ориентация оказывает влияние на определение места личности в обществе в целом и в социальной группе.
Эксперимент — метод получения информации об изучаемом социальном объекте путем воздействия па него некоторых управляемых и контролируемых факторов (переменных). Требует выдвижения гипотезы о взаимосвязи различных его характеристик. Эксперименты классифицируют по специфике поставленной задачи (на научный и практический), по характеру логической структуры доказательства гипотезы (па параллельные и последовательные), по характеру экспериментальной ситуации (на полевые и лабораторные). Задача эксперимента — объяснить отдельные стороны социального объекта путем изоляции некоторых его характеристик и изучения их влияния на происходящие в нем явлепия и процессы. Позволяет получить информацию о направлении связей и причпнпо-след-ственпых зависимостях в изучаемом объекте.