1. В чем специфика педагогического подхода к проблеме личности, его отличия от психологического и взаимосвязь с ним?
2. Какие положения педагогического характера по вопросам формирования личности содержит Федеральный закон «Об образовании» 1996 г.?
3. Чем отличается современная трактовка категории «формирование личности» от существовавшей ранее в нашей стране?
4. Перечислите основные положения, на базе которых целесообразно решать проблемы формирования личности в современных условиях.
5. Сформулируйте цель формирования личности в современных условиях.
6. Вспомните основные закономерности формирования личности и проследите, как они конкретно сказываются в вашей жизни.
7. Проследите, какие социально-педагогические закономерности и как сказываются на формировании вашей личности?
8. Воспроизведите по памяти общие педагогические принципы формирования личности и проследите, какие педагогические закономерности они отражают.
9. Что такое самоформирование личности: его сущность, значение, содержание?
10. Обоснуйте необходимость педагогической системы формирования личности в обществе, назовите ее основные компоненты и попытайтесь оценить, какие из них нуждаются, по вашему мнению, в первоочередном совершенствовании.
Литература
1. Волков Г.Н. Этнопедагогика. — М., 1999.
2. Латынина Д. И. История педагогики: воспитание и образование в России (X — начало XX веков). — М., 1998.
3. Гессен С.И. Основы педагогики. — М., 1995.
4. Занков Л.В. Обучение и развитие // Избр. труды. — М., 1990.
5. Коротав В.М. Введение в общую теорию развития личности. — М., 1991.
6. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. — М., 1989.
7. Педагогика здоровья. — М., 1992.
8. Педагогика раннего возраста /Под ред. Г.Г. Григорьевой. — М., 1998.
9. Пидкасистый П.И., Горячев Б.В. Процесс обучения в условиях демократизации и гуманизации школы. — М., 1991.
10. Подласый И.П. Педагогика. — М., 1996. Часть III.
11. Психологическая служба школы. — М., 1995.
12. Сластенин В.А. Педагогика. — М., 1997.
13. Сухомлинский В.А. О воспитании. — М., 1975.
14. Сухомлинский В.А. Сто советов учителю. — Киев, 1984.
15. Торинов В.Е. Непрерывное экологическое воспитание и образование. — Брянск, 1998.
16. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. — М., 1998. Раздел III.
17. Управление воспитательной системы школы: проблемы и решения. — М., 1999.
18. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания // Собр. соч. в 11 т., т. 8. — М., 1980.
19. Фридман Л.М. Психология воспитания. — М., 2000.
20. Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. — М„ 1999.
21. Якиманская И.С. Развивающее обучение. — М., 1979.
Глава 6. Среда, группа, коллектив в психологии, педагогике и практике