Ет СВОИМ объСКТОМ Существующую СО- 8 страница

К данной концепции лидерства весьма близка и ситу­ационная теория. Ее авторы рассматривают лидерство как функцию социально-политической ситуации. Согласно их подходу, настроения, интересы, потребности и устремления социальной группы выступают в качестве важнейших эле­ментов ситуации, ориентируясь на которую лидер строит свое поведение. С этой точки зрения, политическое лидер­ство характеризуется не столько специфическими чертами индивида, сколько содержанием той роли, которую призван выполнять лидер в данных условиях. Авторы рассматрива­емой концепции считают, что каждая конкретная ситуация выдвигает своего лидера, личностные качества которого в наибольшей мере отвечают потребностям группы. В этой связи представляются примечательными слова американ­ского социолога Ю. Дженнингса: «Нет сомнения, что если ситуация созрела для Наполеона, то Наполеон созрел для ситуации. Великие события всегда свадьба между человеком и временем. Великий лидер «чувствует» ситуацию и знает... когда он ее может использовать... обратить в свой актив» [6. С. 13]. Нетрудно видеть, что «ситуационная теория» также не раскрывает во всей полноте феномен политического лидер­ства. Большинство политологов, принимающих данную кон­цепцию, считают влияние на лидера его последователей негативным. Чтобы удержать свое положение, лидер стре­мится удовлетворять запросы массы, в результате чего он превращается в марионетку. Думается, что именно такая эволюция и происходит с лидером, если он свою задачу видит только в том, чтобы угодить своим последователям. Однако при ситуационном подходе к объяснению феномена политического лидерства игнорируется относительная само­стоятельность личности. Авторами «ситуационной теории» упускается из виду тот факт, что лидер может овладеть ситуацией и сам оказывать влияние на развитие обстановки. Как мы видели, социализация личности — это не пассивное отражение индивидом существующих общественных отно­шений, а формирование себя как личности в процессе активного взаимодействия с социальной средой. Так называемые синтетические концепции лидерства содержат попытки объединить основные положения рас- смотренных выше теорий. В таких концепциях проблема лидерства представлена, конечно, более полно, но они не свободны от эклектизма. С нашей точки зрения, политическое лидерство детер­минируется, обусловливается общими социальными усло­виями, своеобразно преломляющимися в конкретной исторической ситуации и в специфике личностных качеств. Согласно такому подходу, лидер предстает как человек, в наибольшей степени отвечающий требованиям историческо­го момента и потребностям определенных социальных сил. Чем выше степень соответствия качеств политического ли­дера потребностям общественного развития, тем более зна­чимо его влияние на ход политической жизни. Политический лидер является одновременно и субъектом, и объектом политического процесса. Как субъект политики он стоит во главе тех или иных социально-политических движений с целью реализации интересов общностей, его выдвинувших. Ради этого политический лидер наделяется властными полномочиями, то есть правом концентрировать и направлять усилия и волю людей. Критерием эффектив­ности его деятельности в таком качестве является степень удовлетворения запросов и интересов той общности, которая прибегла к его услугам. Как объект политики он всегда испытывает влияние и давление различных заинтересован­ных сторон и должен быть готов к восприятию предложений и требований, к определенным компромиссам с различными политическими силами. л и дерет ея С уверенностью можно утверждать, что в действительности не встречается двух совершенно одинаковых полити­ческих лидеров. Однако это не озна­чает, что у различных лидеров отсутствуют какие бы то ни было схожие, типологические черты. В политологии предпринимаются попытки составить классификации ли­дерства по тем или иным основаниям. Полученные при этом типы лидерства отражают характерные признаки, при­сущие различным группам данного класса общественных явлений. Как известно, типология есть метод научного познания, она служит одним из главных средств объяснения объекта и создания его теории. Многие исследователи при составлении классификации лидерства опираются на типологию господства (авторитета), разработанную Максом Вебером. С этой типологией мы уже знакомились при рассмотрении проблемы легитимности власти. Напомним, что Вебер выделил три типа господства: традиционное, харизматическое и легальное. Соответствен­но политологами выделяется и три типа политического лидерства — традиционное, харизматическое и легальное. Традиционное лидерство основывается на силе традиции. Это означает, что лидеры выявляются, оп­ределяются в соответствии с правилами, содержащимися в многолетних, если не многовековых, обычаях: например, после смерти вождя (монарха) новым лидером по традиции» становится его сын. Говоря современным языком, в данном случае индивид обладает «правом» на лидерство в силу своей принадлежности к определенному роду, сословию или элите. Авторитет такого лидера, лидера-вождя, также опи­рается на силу традиции. Данный тип лидерства характерен для традиционного (доиндустриального) общества. В политических системах традиционного общества про­блема преемственности лидерства решается просто. Хотя, если быть точным, и в этом вопросе история знает немало. примеров споров и конфликтов по поводу наследования. династических прав, попыток насильственного изменения I существующего порядка передачи власти. Относительно» просто здесь решается и задача приобретения навыков уп- I равления социально-политическими делами. Такие навыки f прививаются наследникам престола с самого раннего воз- | раста. Основная же трудность для лидера традиционнаго типа состоит в необходимости следовать рутине как обя­зательной норме поведения, почитать все то, что имело место в вековом прошлом. Его возможности влиять на процесс общественного развития крайне ограничены. Сила традиции такова, что лидеры, которые ее нарушают, рис­куют лишиться своей легитимности и, вслед за этим, по­виновения подданных. Всякие же их более или менее значимые социально-политические нововведения непремен­но оспариваются общественными авторитетами и сопровож­даются попытками реставрации прежних порядков. Харизматическое лидерство основывается 368 на вере в наличие у какого-то человека исключительных качеств: откровений, одаренности, непогрешимости, геро­изма. Все эти способности индивида, который выделяется из среды обыкновенных людей, его последователями рас­сматриваются как сверхъестественный дар. На этой основе такой человек и признается лидером. Данный тип лидерства, по Веберу, формируется, как правило, в переломные мо­менты развития общества. Классический пример харизма­тического лидерства — утверждение Мухаммеда, некогда бедного пастуха, женившегося на богатой вдове, сначала в качестве пророка, а затем и руководителя мусульманской общины. Харизматическое лидерство может иметь место в обществах самого различного характера. В современных условиях такой тип лидерства чаще всего встречается в развивающихся странах. Видимо, есть объективная законо­мерность в том, что в ходе национально-освободительных революций традиционное лидерство вытесняется харизма­тическим. В политических системах, для которых характерен ха­ризматический тип лидерства, всегда остро стоит проблема выявления нового лидера, проблема смены властвующей группы. Заполнение оставленной после смерти лидера по­литической пустоты сопровождается, как правило, драма­тическими событиями. Действительно, в обществе, которое во всем следовало за боготворимой им личностью, отсут­ствуют общепринятые процедуры выявления нового лидера. Политическая культура данного общества ориентирована на принятие в качестве лидера «самого выдающегося со­ратника» прежнего вождя. Но сложность заключается в неясности того, кто же из окружения умершего вождя является самым верным его последователем. Если таковой не был назначен самим вождем еще при жизни, то среди элиты непременно разворачивается борьба за лидерство. Нередко она приобретает самые ожесточенные формы и завершается утверждением нового лидера харизматического типа или переориентацией политической системы на иной тип лидерства. Легальное лидерство основывается на убеждении в правомерности рационально установленных норм обще­жития, в законности существующего общественного поряд- ка. Иногда данный тип лидерства называют бюрократиче­ским, и для этого есть весомые основания. Действительно, во-первых, лидером легального типа можно стать не обязательно в силу выдающихся личностных качеств (хотя при этом всегда необходим определенный уровень компетентности), но посредством выполнения ус­тановленных законом бюрократических процедур. Замена такого лидера также осуществляется путем приведения в действие соответствующих юридических норм. Во-вторых, легальный лидер есть в сущности чиновник, бюрократ в обычном смысле этих слов. Он выступает не как индивид, от которого непосредственно исходит власть, а как испол­нитель определенной государственной функции. Его задачей является наилучшее осуществление не им установленных правил политического поведения и действия. Разумеется, у него остается немало резервов для проявления в политике своей индивидуальности. Нетрудно видеть, что легальный тип лидерства харак­терен для демократических политических систем. Но ут­верждение лидера данного типа — это все-таки не одно­разовый бюрократический акт, а развивающийся во времени и в контексте реального политического действия процесс. Эволюция политического лидерства, как и всякого соци­ального явления, — это движение от простого к сложному, от единичного к соподчиненной множественности. Соответ­ственно, в политологии различают три уровня политиче­ского лидерства: 1) лидер малой группы, объединенной политическими интересами; 2) лидер общественного двнг жения, организации или партии, выражающей интересы определенного социального класса (слоя) и преследующей цели овладения средствами политической власти; 3) лидер-политик, действующий в системе властных отношений, в которой лидерство представлено в виде политического ин­ститута (например, глава государства, глава исполнительной власти). На практике процесс формирования политического ли­дерства носит стадиальный характер: всякий вновь рожда­ющийся лидер изначально стремится публично заявить о себе, заиметь как можно большее число сторонников, фор­мализоваться, вписаться в существующую политическую систему; затем происходит возникновение общественных движений и выделение их лидеров; далее — образование политических партий, выработка их программных установок и организационных принципов, формирование иерархии партийно-политического руководства; наконец — приход партий к власти, участие в управлении страной, делегиро­вание партийных лидеров на руководящие государственные посты, появление лидеров-руководителей, государственных деятелей. Но, разумеется, не всякому общественно-полити­ческому движению и не каждому лидеру суждено получить возможность формировать правящую политическую группу. В рассмотренной типологии политического лидерства, конечно же, описаны «идеальные» черты, которые в дей­ствительности редко встречаются в чистом виде. В реально существующих политических системах чаще всего имеет место переплетение признаков всех трех типов лидерства при преобладании одного из них. Например, глава совре­менной президентской республики избирается на свой пост в соответствии с процедурой, предусмотренной законом. Но чтобы стать кандидатом в президенты, он должен принад­лежать к элитному кругу лиц. А чтобы быть избранным, 9н должен завоевать симпатии у избирателей, убедив их в наличии у себя определенных выдающихся качеств. В литературе встречаются типологии политического ли­дерства, составленные по иным основаниям, в частности: по характеру институциональное™ — формальное и не­формальное; по субъектам лидерства — индивидуальное и групповое; по объекту лидерства — общенациональное, ли­деры определенных социальных групп, лидеры политиче­ских партий и движений, лидеры территориальных общностей; по стилю взаимодействия со средой — автори­тарные, демократические, невмешивающиеся лидеры; по типу политического сознания (политической культуры) ли­дера — реформаторское, революционное и консервативное. Полагаем, что нет необходимости приводить развернутые характеристики всех данных типов лидерства, поскольку содержание их вытекает из изложенных выше тем курса. Обозначим лишь самые существенные черты лидеров двух последних классификаций. Для авторитарного лидерства характерно стремление к монопольной власти. Лидер такого типа еди­нолично определяет цели группы или общества и способы их достижения. Он пытается повышать активность своих последователей административными методами. Демо­кратический лидер стимулирует активность своих последователей путем пробуждения у них чувства собст­венного достоинства, создания атмосферы сотрудничества. Его предложения и распоряжения, как правило, предвари­тельно обсуждаются, окончательные решения всегда учи­тывают мнения членов группы. Подобные лидеры обычно тактичны, уважительны и максимально объективны. Счи­тается, что демократический стиль лидерства является пред­почтительным. Невмешивающийся лидер стремится уйти от решения имеющихся проблем, обезопа­сить себя от ответственности, переложить свои функции на ближайших помощников. Словом, он старается не вме­шиваться в разрешение сложных общественно-политических коллизий. Очевидно, бывают периоды в общественном раз­витии, когда возникают потребности в подобных лидерах. Большинство же аналитиков низко оценивают этот стиль поведения лидера. По типу политического сознания лидеров классифици­ровал американский политолог Роберт Такер. Он выделяет реформаторский, революционный и консервативный типы лидерства. По его мнению, л и д е р-р е ф о р м а-т о р верит в принятую большинством идеальную модель общества, определяет отклонение от этой модели привычек* и обычаев в поведении людей. Свою главную задачу он видит в преодолении имеющихся отклонений путем изме­нения этих привычек. Лиде р-р еволюционер видит и определяет существующие социальные порядки как настолько непоправимо неправильные, что признает лишь одно возможное решение — фундаментальное переустрой­ство общества в соответствии с иными социальными идеа­лами. Лиде р-к онсерватор не желает социальных изменений, противодействует им и имеет в качестве своих союзников существующие общественные установления, нор­мы и принципы. Функции политических лидеров Из изложенного видно, что лидеры призваны решать широкий круг обще­ственно-политических задач. Иными словами, в осуществлении политиче­ского процесса они выполняют определенные функции. По­скольку политический процесс в своем развитии проходит ряд последовательных этапов, то и функции лидера можно представить в виде определенных ступеней (фаз) в его деятельности. Например, Роберт Такер выделяет в деятель­ности политического лидера три взаимосвязанные фазы-функции. Первая — это диагностическая функция: люди ожидают от лидеров авторитетной, точной и своевременной оценки ситуации в группе, обществе. Вто­рая — предписывающая, или функция выработки линии поведения: на этой стадии лидеры опре­деляют политическую стратегию, т. е. направление действия в интересах группы или сообщества, которое будет разре­шать проблемную ситуацию. Третья — мобилизу­ющая функция: лидеры добиваются поддержки группой данной ими оценки общественного положения группы и предписанного плана действий. Эти функции можно назвать также соответственно диагностической, политико-формиру-ющей и политико-осуществляющей. Все они присущи как лидерам, занимающим ключевые посты в структуре госу­дарственной власти, так и лидерам общественно-политиче­ских организаций и движений. В учебной литературе по политологии можно встретить и более подробное перечисление функций лидеров. Приве­дем один из таких перечней. Так, уже упоминавшиеся авторы учебного пособия «Введение в политологию» В. П. Пугачев и А. И. Соловьев насчитывают щесть фун­кций лидера: 1) интеграция социальной группы, сообщества; 2) нахождение и принятие оптимальных политических ре­шений; 3) социальный арбитраж, защита масс от беззако ния, самоуправства бюрократии; 4) поддержание и развитие эмоциональной связи между политическим руководством и массами; 5) инициирование общественного обновления, ге­нерирование социального оптимизма, мобилизация масс на реализацию политических решений; 6) легитимация по­литического режима, т. е. обеспечение его поддержки со стороны масс [73. С, 127]. Ш,:,.:,.:-:,:,, •к:,,,-:,,. || ; ттт ;: ШтШ •Ifllf Таким образом, политическое лидерство — важный ком­понент политического процесса. Существование феномена политического лидерства определяется объективными по­требностями организации и регулирования общественно-политической жизни. В этих потребностях, в особенностях социальной и политической организации общества следует искать объяснения характера лидерства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: