Вопрос № 15.3аконодательная общественная и государственная защита прав потребителей

Становление консюмеризма обычно связывают с речью президента Дж. Кеннеди от 15 марта 1962 г., в кот. он выдвинул идею Билля (закона) о правах потребителей. Кеннеди назвал 6 прав:

1) право на безопасность, т.е. защиту от Т. и У., угрожающих здоровью или жизни. Во избежание спорных вопросов производитель д. документировать схему использования Т., особенно касающихся здоровья при нетрадиц. использ-нии Т.; определить ожидаемые вероятности нечастных случаев и уровень безопасности.

2) право на информацию, т.е. предоставление фактов, необходимых для обоснованного выбора, защита от обманных, ложных и вводящих в заблуждение заявлений.

3) право на выбор – гарантированный доступ к широкому разнообразию Т. и У. по конкурентным ценам.

4 ) право на возмещение – гарантия на быстрое и полное возмещение ущерба. По данному вопросу существует обширная законодательная база, регулирующая процессы и способы возмещения. Вопросы возмещения не рекомендуется доводить до состояния, когда требуется вмешательство власти. Завоеванная приверженность потребителей, к.пр., окупает затраты фирмы.

5) право жить в чистой и здоровой окруж. среде;

6) право малообеспеченных и др. меньшинств на защиту их интересов.

Политика, осуществляемая в этой сфере, преследует 2 основные цели:

1. Информировать потребителя об имеющихся Т. и У. для того, чтобы он соответствующими решениями по их выбору смог способствовать эффективному функционированию рынка.

2. Защищать потребителя в том случае, когда его положение как слабой стороны не позволяет ему играть роль двигателя экономических интересов общества.

Забота об экономическом процветании и социальном спокойствии побудила отд. государства, а затем и мировое сообщество вырабатывать единые принципы и создавать системы гос. защиты прав потребителей.

В 1973 г. ЕС принял хартию защиты потребителей, 9 апреля 1985 г. Ген. ассамблея ООН приняла Руководящие принципы для защиты интересов потребителей. В числу основополагающих интересов потребителей ООН относит: защиту от ущерба здоровью и безопасность; охрану их эконом. интересов, право на инф-цию, просвещение потребителей, наличие эф. методов для рассмотрения жалоб; право на здоровую окруж. среду; право на выражение своих интересов.

В основе защиты лежат следующие принципы:

1. Исключение злоупотребления правами потребителей в односторонне составленных договорах.

2. Представление потребителям средств защиты от ложной рекламы.

3. Обеспечение достоверной информацией относительно качества и свойств товара на упаковке или иным способом.

4. Обеспечение послепродажного обслуживания продуктов длительного пользования.

5. Предоставление широкого ассортимента.

Согласно данному документу государства берут на себя обязательства по защите прав и интересов населения на рынке Т. и У. Такая политика м. включать в себя помощь в создании складских и торговых сетей, стимулирование развития потребительской самопомощи и контроля за условиями предоставления Т. и У. в этих районах.

До принятия 19 ноября 1993 г. Верховным Советом РБ Закона «О защите прав потребителей» не было закона прямого действия, а следовательно, и единой скоординированной системы по защите прав. Существовала разрозненная и не скоординированная в плане организационного взаимодействия, но все же довольно эффективная защита населения как потребителя в лице партийного, профсоюзного, народного контроля, ведомственных контрольных органов и др. С нарушением прав потребителей боролись и СМИ. Практически во всех точках реализации населению Т. и У. контроль осуществлялся ч/з книгу жалоб и предложений. Нормативно-правовой основой защиты прав потребителей является Конституция РБ и действующее законодательство. Конституция определяет общие принципы, дает ориентиры для разработки и реализации гос. соц. политики.

Основополагающие принципы Конституции РБ:

1. Беларусь является социально – правовым государством

2. Человек является высшей ценностью государства и общества

3. Обеспечение прав и свобод граждан – высшая цель государства.

Деятельность органов по защите прав в РБ подразделяется на: 1) государственная защита,

2) общественная защита в том числе и судебная.

Действующее законодательство вкл. в себя закон «О защите прав потребителей», законы и положения о министерствах и ведомствах, а также об общественных объединениях и подзаконные нормативные акты в виде инструкций, правил, уставов и др. условия и правила реализации населению Т. и У.

9 января 2002 года была принята новая редакция закона в РБ, изменения в редакцию закона вносили 8 июля 2008г и 16 января 2009г.

Закон «О защите прав потребителей»

1 глава: - общие положения и основные термины, включает в себя 14 статей:

1статья – основные термины и их определение

2статья – сфера деятельности закона

3статья – правовое регулирование отношений

4статья – международные договора

5статья – права потребителей

6 статья – обеспечение права потребителей на просвещение

7статья – информация о товаре

8 статья – информация об изготовителях

9 статья – режим работы продавца

10 статья – право потребителя на свободный выбор

11 статья – право потребителя на надлежащее качество

12 статья – обязанности изготовителя по обеспечению безопасности товара

13 статья – права и обязанности изготовителя по установлению срока службы

14 статья – обязанности изготовителя по обеспечению возможности использования товара

Права потребителя в соответствии с законом:

- на просвещение

- на информацию

- на надлежащее качество

- на возмещение убытков

- на государственную защиту

- на создание обществ потребителей

2 глава: гражданско-правовая ответственность (ГПО) за нарушение прав потребителей

1 статья – ГПО продавца за нарушение прав потребителей

2 статья – ГПО продавца за ненадлежащую информацию о товаре

3 статья – возмещение вреда, причинённого вследствие недостатка товара

4 статья – компенсация морального вреда

5 статья – недействительность условий договора, ограничивающих права потребителей

3 глава: защита прав потребителей при реализации ему товара.

1 статья – права потребителей в случае реализации товара ненадлежащего качества

2 статья – сроки предъявления требований

3 статья – безвозмездное устранение недостатков

4 статья – права потребителей при нарушении продавцом срока передачи предварительно оплаченного товара

5 статья – сроки предъявления отдельных требований потребителя

6 статья – ответственность лиц за просрочку выполнения требований потребителя

7 статья – право потребителя на обмен и возврат товара ненадлежащего качества

4 глава: защита прав потребителя при выполнении работ по оказанию услуг

1 статья – сроки выполнения работ

2 статья – последствия нарушения исполнения сроков выполнения работ

3 статья – право потребителя при обнаружении недостатков выполнения работы

4 статья – сроки устранения недостатков выполнения работы

5 статья – сроки устранения отдельных требований потребителя при выполнении работ

6 статья – смета или калькуляция на выполненные работы

7 статья – выполнение работы из материалов исполнителя

8 статья – выполнение работ из материалов потребителя

9 статья – обязанности исполнителя информированности потребителя об обстоятельствах, которые могут повлиять на качество выполняемых работ

10 статья – порядок расчётов за выполнение работ

11 статья – правила бытового и иных видов обслуживания потребителей

12 статья – регулирование выполнения отдельных видов работ

5 глава: государственная защита прав потребителей

Основные статьи:

– государственные органы, осуществляющие защиту прав потребителей

– полномочия Министерства торговли в области защиты прав потребителей

– полномочия местных исполнительных и распорядительных органов в области защиты прав потребителей

– судебная защита прав потребителей

– обжалование предписаний и решений уполномоченных государственных органов по защите прав потеребителей

Гос. защита. Необх-ть развития системы гос. защиты прав потребителей вытекает также из Конституции РБ, основополагающие принципы кот.: республика является соц. – прав. государством (ст. 1); человек является высшей ценностью государства и общества (ст. 2); обеспечение прав и свобод граждан – высшая цель государства (ст. 21).

Деят-ть органов по защите прав потребителей в РБ классиф-ся на виды: гос. защита и общественная.

Закон определяет общие правовые, экон. и соц. основы защиты прав граждан – потребителей Т. и распространяется на отношения их с предприятиями, организациям, учредителями независимо от форм собственности, условий хозяйствования. Гос. защита прав потребителей: ст. 40 – полномочия мин. торговли РБ: направляет: предложения об отмене или изменении принятых нормат. актов, предписания изготовителям о прекращении продажи Т. с истекшим сроком годности, материалов для возбуждения угол. дел по вопросам защиты прав потр-лей; имеет право: обращаться в суд в случае нарушения прав потр-лей. Должностные лица мин-ва торговли имеют право посещать гос. органы и ИП. Решения министерства торговли являются обязательными к исполнению. Ст. 42: полномочия местных исполнительных и распорядительных органов в области защиты прав потребителей. Ст. 43: Судебная защита прав потребителей. Ст. 44: обжалование предписаний и решений уполномоченных органов по защите прав потребителей.

6 глава: Общественная защита прав потребителей.

Основные статьи:

- право потребителей на создание общественных объединений потребителей

- права общественных объединений потребителей

. Потребители вправе объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством РБ (ст. 45).

Общественные объединения потребителей вправе (ст. 46):

· участвовать в разработке норм.-технич. документации, устанавливающей требования к качеству и безоп-ти товаров;

· проводить независимую экспертизу товаров, цен и тарифов;

· проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового и других видов обслуживания;

· изучать потребительские свойства товаров, спрос на них;

· проводить опросы населения для выявления общественного мнения о качестве товаров и др.

По поручению потребителей общественные объединения потребителей вправе обращаться с претензией к продавцу, изготовителю (предприятиям, осуществляющим их функции), исполнителю об устранении нарушений и возмещении потребителям причиненного этими нарушениями ущерба.

К защите прав потребителей так или иначе имеют отношение практически все министерства, местные органы исполнительной власти (с 1998 г в соответствии с приказом Министерства предпринимательства в РБ были введены в структуры местных исполнительных и распорядительных органов власти уполномоченные лица по защите прав потребителей. Основные: министерство торговли, здравоохранения; культуры; образования; связи; с/х и продовольствия; природных ресурсов и охраны окруж. среды.

Сегодня в РБ:

1. Практически отсутствует система информирования и просвещения населения по вопросам потребительской грамотности.

2. Не развернута систематическая информационная и просветительская работа ч/з СМИ.

3. Отсутствует конкретный гос. орган, ответственный за реализацию закона.

4. Не определены роль и полномочия местных органов власти.

5. Нет четкого разграничения полномочий органов гос. управления и общ. объединений.

6. Отсутствует сеть консультационных пунктов по вопросам защиты прав потребителей.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: