Массовидные явления представляют собой социально – психологический феномен, характеризующийся охватом значительной части людей, недифференцированность в связи с утратой участниками черт сознания и подверженностью манипулятивному воздействию со стороны организующего начала.
Социальная стихия – это проявление природного в человеке (коллективного бессознательного), которое не знает границ и не может самоостановиться. Примером такого поведения может служить революция, когда смывается «культурный слой» и наружу выходит стихия народных масс. Массовые панические движения в основе своей представляют психические эпидемии (массовые психозы) с присущим им проявлениями бесчеловечности. В этом смысле понятие «мудрость народа» философское.
Слух – это искреннее искажение информации: устные сообщения с негарантированной достоверностью, распространяющиеся в определённой группе людей. Его основу составляет приобщение к толпе, посвящение в неё.
Слух отличается от официальной информации тем, что он заведомо неофициален.
|
|
Тенденция искажения содержания слухов обусловлена сглаживанием, заострением, ассимиляцией, драматизацией.
Классификация слухов осуществляется по двум составляющим:
1. Информационной – абсолютно недостоверные, недостоверные с элементами правдоподобия, правдоподобные, достоверные слухи с элементами неправдоподобия.
2. Экспрессивной – слух-желание, слух-пугало, агрессивные слухи.
Паника – возникающее в общности людей эмоциональное состояние деструктивного характера, являющегося следствием либо дефицита, либо избытка информации о каком – либо важном событии.
К особенностям паники относится то, что она сходна с эпидемией, панические реакции возникают у современно нормальных людей в ненормальных обстоятельствах.
Толпа – бесструктурное скопление людей, лишённых ясно осознаваемой общности цели, но связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания.
По видам толпа бывает оказиальной, конвенциональной, экспрессивной и действующий.
Уровни проявления механизма психического заражения в толпе: 1) активная симпатия; 2) эмоциональная идентификация; 3) автоматическая индукция эмоций.
Основная литература
1. Психология и этика делового общения / под редакцией В.Н. Лавриненко. – М.: Юнити – Дана, 2003.
2. Крысько А.В. Социальная психология. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2006.
3. Морозова А.В. Социальная психология. – М.: Проспект, 2008.