Резюме
Туристическая фирма «Хайлайтс» предоставляет туристическое и экскурсионное обслуживание в Санкт-Петербурге. Фирма уделяет особое внимание тому, чтобы дать возможность своим клиентам познакомиться с реальной жизнью в России. «Хайлайтс» — семейное предприятие в форме общества с ограниченной ответственностью, зарегистрированное в сентябре 1992 г. Управление фирмой осуществляется ее владельцами — И.Г.Ипатьевой и А. В. Ипатьевым.
Анализ потенциального рынка показывает неудовлетворенность спроса на обслуживание индивидуальных туристов и небольших групп, особенно на обслуживание, направленное на выполнение конкретных пожеланий клиентов.
Индивидуальный туризм не требует существенных первоначальных капиталовложений, и владельцы предприятия используют в качестве первоначального капитала свои личные средства. Для расширения своей деятельности фирма «Хайлайтс» ищет иностранного партнера, который направлял бы клиентов в фирму «Хайлайтс» для обслуживания.
|
|
На начальном этапе своего развития фирма «Хайлайтс» представляет собой небольшую туристическую компанию, занимающуюся приемом англоговорящих туристов в Санкт-Петербурге, фирма «Хайлайтс» предоставляет туристические и экскурсионные услуги и показывает своим клиентам российскую действительность. Туристы проводят свой отпуск в русских семьях или, если они того пожелают, в высококлассных гостиницах. Опытные гиды проводят экскурсии по основным историко-архитектурным памятникам и музеям Санкт-Петербурга и его окрестностям. «Хайлайтс» предлагает индивидуальные экскурсии, составленные по темам, заказанным клиентами, а также гарантирует высококачественное транспортное обслуживание и организацию питания.
По данным опроса ООН, Санкт-Петербург занимает восьмое место в мире по шкале популярности среди туристов. Около 30 млн иностранных граждан выражают готовность его посетить. В 1989 г. город посетило максимальное число иностранных туристов — 2,7 млн. Число иностранных туристов, принятых в 1992 г., составило только около 200 тыс. Следовательно, существует огромный потенциал для развития туризма.
В Санкт-Петербурге насчитывается около 60 туристических фирм, занимающихся иностранным туризмом. Обычный тур включает в себя экскурсии по старинным дворцам и соборам, что является достоянием русской истории и представляет несомненный интерес. Однако опыт показывает, что большинство туристов интересуются также современной жизнью русских людей («реальной Россией») — жизнью русской семьи, работой и зарплатой, магазинами и ценами, проблемами с жильем, системой образования, медицинского обслуживания и т.д., о которых туристам рассказывают и которые туристы видят собственными глазами в домах русских людей, в школах, магазинах, на рынках. Такое разнообразие предлагаемой информации фактически дает новый вид обслуживания более высокого качества и позволяет надеяться на успех предприятия. Этот подход уже практиковался владельцами фирмы и постоянно давал положительный результат в удовлетворении потребности клиентов в интересной для них информации.
|
|
Фирма «Хайлайтс» предоставляет услуги, которые позволяют удовлетворить естественный интерес людей познакомиться с образом жизни, менталитетом и культурой другой страны, в частности России. Фирма «Хайлайтс» помогает людям узнать, что есть общего и каковы различия между их собственным и типичным российским образом жизни. Предоставляемые услуги ориентированы главным образом на индивидуальных туристов или очень небольшие группы, состоящие из трех-четырех человек, которые заинтересованы в том, чтобы получить более глубокое представление о реальной жизни в России, а не только увидеть ее фасад, что обычно показывают большинство туристических фирм. Как правило, клиентам предлагается традиционный туристический набор представлений о России, не имеющих ничего общего с тем, чем в действительности живут русские люди.
Хотя фирма «Хайлайтс» стремится выполнить все пожелания своих клиентов, в первую очередь она предлагает помощь в достижении более глубокого понимания российской действительности. В зависимости от выбора клиента программа может быть составлена из индивидуализированных экскурсий по заказу клиента с учетом его интереса к истории, культуре, политике или определенной профессиональной области (экскурсий как тематических, так и обзорных). Фирма «Хайлайтс» уделяет внимание всем деталям и «мелочам», что особенно важно в России, где в условиях тоталитарной системы в течение многих лет индустрия туризма не была ориентирована на клиента. Самой сильной стороной фирмы является работа опытных профессиональных гидов, готовых удовлетворить все пожелания клиента. Спрос на такие услуги практически не ограничен, поскольку лишь очень немногие фирмы их предлагают.
Существующие туристические фирмы можно подразделить на следующие группы:
1) закрытые акционерные общества, появившиеся в результате распада крупных советских государственных компаний-монополистов (типа «Интуриста» или «Спутника»). Их сила заключается в том, что они унаследовали большинство прежних связей и, следовательно, велик объем оказываемых ими услуг. Их слабость в том, что обслуживание клиента в большинстве случаев поставлено на поток и мало учитывает конкретные интересы личности;
2) совместные предприятия, путевки которых продаются иностранным учредителям за границей через обширную сеть туристических агентств. Такие компании ориентированы на обслуживание больших групп, в которых индивидуальное обслуживание практически трудно осуществимо;
3) частные компании, обычно с небольшим объемом работы, заинтересованные в сотрудничестве с иностранными партнерами —поставщиками клиентов. В большинстве случаев они предлагают более высокое качество обслуживания и индивидуализированный подход к клиенту. Некоторые из них выделяются тем, что специализируются на спортивном или оздоровительном туризме.
Фирма «Хайлайтс» принадлежит к третьей группе. Рыночная ниша (индивидуальный, ориентированный на клиента туризм в России) достаточно велика, чтобы приносить прибыль, и в то же время достаточно мала для того, чтобы быть привлекательной для крупных туристических фирм, обслуживающих большие потоки туристов. В настоящее время фирма привлекает клиентов по прямым контактам с ними или по рекомендации. Фирма «Хайлайтс» занимается поиском иностранных партнеров с целью увеличения объемов работы путем установления контактов с западными фирмами, что в конечном счете привело бы к увеличению прибыли, фирма предлагает также свои услуги местным фирмам для получения дополнительных средств, идущих на развитие фирмы.
|
|
Цены на услуги находятся в том же диапазоне, что и сложившиеся на рынке индивидуального туризма (от 70 до 275 долл. за туро-день).
«Хайлайтс» — семейное предприятие в форме общества с ограниченной ответственностью, основанное в сентябре 1992 г. Управление фирмой осуществляется ее владельцами.
Генеральный директор И. Г. Ипатьева (выпускница Ленинградского государственного университета) свободно владеет английским языком. В течение 9 лет И. Г. Ипатьева работала гидом-переводчиком в ВАО «Интурист» и других туристических фирмах и разработала методику показа и объяснения российской действительности туристам. Навыки управления предприятием были приобретены ею в ходе практической работы, а также во время стажировки в США по курсу «Управление малым бизнесом в туризме».
В обязанности генерального директора входят разработка имиджа фирмы, маркетинг, представительские функции, взаимодействие с партнерами, получение необходимых лицензий, набор и обучение персонала, составление программ пребывания туристов в России, деловая переписка.
Исполнительный директор А. В. Ипатьев (выпускник Ленинградского политехнического института, кандидат технических наук) в течение 8 лет работал преподавателем и научным сотрудником. В 1992 г. перешел на должность менеджера Учебного центра фирмы «АТ&Т С.-Петербург». В настоящее время осуществляет функции исполнительного директора фирмы «Хайлайтс», в обязанности которого входят оперативное управление, бухгалтерский учет, юридические аспекты деятельности фирмы, взаимодействие с транспортными фирмами, организация проживания и питания туристов, а также все остальные необходимые моменты организации обслуживания туристов.
|
|
В зависимости от объема работы заключаются договоры с гостиницами, хозяевами квартир, гидами-переводчиками, водителями автомашин или транспортными фирмами. Гиды-переводчики и водители автомашин работают на основе почасовой оплаты.
Фирма «Хайлайтс» обращается по мере необходимости к помощи профессиональных консультантов: юристов, специалистов по налогообложению и аудиторов (на основе почасовой оплаты).
Потенциальный риск и проблемы туристического бизнеса можно было бы определить следующим образом:
1)нестабильность политической ситуации в России, оказывающая воздействие на иностранный туризм;
2)вследствие высокого уровня преступности туристы опасаются приезжать в Россию;
3)нестабильная и противоречивая система законодательства вРоссии, высокие темпы инфляции, частое введение новых налогов и лицензий, что влияет на себестоимость услуг и делает затруднительным средне- и долгосрочное планирование;
4)недостаток гостиничных мест (только 30 тыс. мест достаточно высокого класса в гостиницах Санкт-Петербурга);
5)сезонность туризма (3—4 месяца в году).
В то время как первые три проблемы приходится воспринимать как данность и приспосабливаться к сложившейся ситуации, четвертая проблема может быть решена размещением клиентов в русских семьях. Сезонность туристического бизнеса делает необходимым развитие других направлений деятельности, таких как обслуживание бизнесменов, посещающих Санкт-Петербург в течение всего года, а также организацию агентства, предоставляющего услуги в области обучения английскому языку и помощи в ведении деловой переписки [письма, составление различных заявлений, деловых бумаг, деловых биографий (резюме) и т.п.]. Относительно двух указанных направлений составляются два отдельных бизнес-плана.
Фирма оказывает услуги в основном англоговорящим клиентам, в связи с чем поиск иностранного партнера в качестве источника клиентов становится особенно важным.
При существующем уровне себестоимости услуг и средних ценах на услуги, устанавливаемых фирмой «Хайлайтс», необходимый объем реализации для достижения уровня безубыточности составляет 67 туро-дней за месяц сезона.