При логопедич обслед детей с дислалией

-ислед не речевые псих функции

-изучить строение и подвижность органов артикуляц аппарата.

-обслед состояние звукопроизношения

-выяснить состояние фонематических процессов.

Обследование начинается со сбора анкетных(ФИО,дата рожд, возраст,данные родителей)и анамнестич(наличие отклонений у родителей до рождения реб,как протекала берем,какая по счёту,роды,их течение,раннее психоматорное развитие…..)

Справки от невролога!невропатолога,оттоларенголога,артопеда.

11 билет:Основные этапы логопедической работы по устранению дислалии.

1этап-подготовительный:цель-включить ребёнка в логопедический процесс.Логопед должен расположить ребёнка к себе,вызвать интерес к занятиям.На этом этапе важен психологический подход к ребёнку.Важно добиться,чтобы ребёнок усвоил правила поведения на занятиях.

Основные логопед.задачи этого этапа:узнавать и различать звуки и формировать артикуляторные умения.При акустико-фонематической форме дислалии главное,чтобы научить ребёнка различать и узнавать фонемы с опорой на сохранённые функции.Чтобы выработать правильное произношение звука,ребёнок должен его услышать и уметь дифференцировать среди других звуков,сначала неречевых.Ничего не может быть лучше детских музыкальных инструментов(сначала два потом добавлять).

Для формирования артикуляторной базы разработаны разные типы упражнений.Ребёнок учится под руководством логопеда формировать артикуляционный уклад движений.Логопед обЪясняет ребёнку правильную артикуляцию звука,предлагает ему повторить.После этого под зрительным контролем перед зеркалом,ребёнок добивается нужной позы.При затруднении –логопед помогает ему логопедическим зонтом.На следующих занятиях ребёнок по устной инструкции логопеда выполняет движения с опорой на зрительный образец.Когда логопед ставит звук,он должен избегать упоминаний о том звуке,который он ставит, т к ребёнок будет думать о звуке,который неправильно произносит,и будет неправильно снова его произносить.

2этап-формирование произношения:цель этого этапа-умение правильно произносить звук.Вначале новый,поставленный звук,смешивается со старым,при этом старый звук произносится чеще,чем новый звук.Но,затем,новый звук начинает произноситься чаще и,постепенно вымещает старый,неправильный звук.

Выделяют 3 способа постановки звуков:

-по подражанию

-с механической помощью

-смешанный

Чаще всего используют постановку звука с механической помощью,т к это быстрее по времени,и лучше для ребёнка, он меньше переутомляется. После постановки звука следует автоматизация звука.Сначала в слогах, затем в словах и вводится в обиходную речь. Но, это должны быть специальные слоги и слова, чтобы они содержали нарушенных звуков и были простыми фонетически.

Автоматизируя тот или иной звук используют разнообразные приёмы: повторение, самостоятельное называние слов по картинам,игры(лучше использовать фото)

3этап-формирование коммуникативных умений и навыко.Цель:введение звука в свободную речь ребёнка.Используя материал,который насыщен звуками,это может быть загадки,пословицы,поговорки,стишки.

12билет.Перечислить основные этапы логопедической работы.Цель,задачи,содержание работы первого этапа коррекции дислалии.

Основные этапы логопедической работы:

1этап-Подготовительный,целью которого является включить ребёнка в целенаправленный логопедический процесс.

2этап-Формирование произношения,целью которого является умение правильно произносить звук.

3этап-Формирование коммуникативных умений и навыков,целью которого является введение звука в свободную речь ребёнка

Подготовительный этап:основная его цель-включить ребёнка в целенаправленный логопедический процесс.Для этого необходимо решить ряд общепедагогических задач:

-формирование установки на занятие:логопед должен установить с ребёнком доверительные отношения,расположить к себе,адаптировать к обстановке логопедического кабинета,вызвать интерес у него к занятиям и желание в них включиться.

-формирование производных форм деятельности и осознаннного отношения к занятиям.Ребёнок должен усвоить правила поведения на занятии,научиться выполнять инструкции логопеда,активно включаться в общение.

В задачи подготовительного этапа входят развитие произвольного внимания,памяти,мыслительных операций,особенно аналитических операций,операций сравнения и вывода.

К специальным логопедическим задачам относятся:умение опознавать (узнавать),различать фонемы и формирование артикуляторных (речедвигательных) умений и навыков.

В зависимости от формы дислалии эти задачи могут решаться параллельно или последовательно.При артикуляциооных формах (фонематической и фонетической) в тех случаях,когда нет нарушений в восприятии.они они решаются паралллельно.При акустико-фонематической форме дислалий главная задача заключается в том,чтобы научить детей различать и узнавать фонемы с опорой на сохранённые функции.Не решив эту задачу,нельзя перейти к формированию правильного произношения звуков.Чтобы работа над правильным произношением звука принесла успех,ребёнок должен уметь его слышать, т к регулятором нормированного употребления является звук.

При смешанных или комбинированных формах дислалий работа над развитием рецептивных умений предваряет формирование артикуляторной базы.Но в случае грубых нарушений фонематического восприятия она проводится и в процессе формирования артикуляторных умений и навыков.

13 билет.Место артикуляционой гимнастики в системе логопедической работы по устранению дислалии.Виды артикуляторных упражнений.

Артикуляторные упражнения необходимы для подготовки артикуляторной мускулатуры:языка,губ,челюстей,без них невозможно поставить ни один звук.Есть разнообразное количество артикуляционных упражнений в том числе упражнения для губ,щёк,языка,челюстей,рассмотрим основные из них.

Упражнения для губ.

1.Углы рта слегка отттянуты,видны передние зубы,объём движения,как при артикуляции звука и.

2.Губы нейтральны,как при произнесении а.

3.Губы округлены,как при о,при у.

4.Чередование движений от а к и,от а к у и обратно.

5.Плавный переход от и к а,от а к о,от о к у и обратно.

Артикулирование ряда с плавным переходом:и-а-о-у и в обратном порядке.

В момент артикулирования можно подключать проговаривание.В ходе выполнения упражнений логопед перед зеркалом даёт пояснения ребёнку,в каком положении находятся губы при произнесении того или другого звука.

Упражнения для языка.

1.Кончик языка упереть в нижние резцы при оттянутых углах рта.Спинка языка выгнута в направлении к верхним резцам.Позиция углов рта и челюсти не фиксируются в сознании ребёнка как артикуляторная позиция:это положение необходимо лишь для облегчения зрительного контроля.

2.Боковые края языка подняты,образуется круглаящель,необходимая для произнесения свистящих звуков;эта поза называется»язык желобком»илт «язык трубочкой».Чтобы облегчить ребёнку выполнение упражнения,можно предложить высунуть распластанный язык между зубами,после чего округлить губы и таким образом загнуть боковые края языка.Можно воспользоваться круглым зонтом (спицей)нажать им на основание языка (вдоль средней линии) и попросить ребёнка округлить губы.

3.Язык поднят к альвеолам,боковые края прижаты к коренным (верхним) зубам.Язык как бы присасывается к верхней челюсти.

4.Последовательное чередование верхних и нижних положений языка:язык поднимается и плотно прижимается к верхней части челюсти,вслед за этим резко отводится в нижнее положение.Вмомент отрыва языка издаётся щёлкающее звучание,упражнени е называется –игра в лошадки.

5.Кончик и передняя часть спинки языка подняты к альвеолам (язык чашечкой).Упражнение предназначено для произнесения звуков,при артикулировании которых средняя часть спинки языка прогибается,а передняя часть и корень языка слегка подняты.

6.Ритмичные движения языком влево-вправо,кончик языка касается верхних альвеол или проходит по границе между верхними резцами и альвеолами.

7.Совместные движения языка и губ:кончик языка упирается в нижние резцы,губы осуществляют плавный переход от одной артикуляциооной позы к другой,зубы слегка раздвинуты.Особое внимание обращается на сочетание положения языка с позицией губ для звука –и;кончик языка находитсяв верхнем положении,губы осуществляют плавный переход от одной артикуляционной позы к другой.Ображается внимание на сочетание верхней позиции кончика и передней части спинки языка с позицией губ для лабиализованных гласных(о и у).

14 Перечислить основные этапы логопедической работы по устранению дислалии. Цель, задачи и содержание работы второго этапа коррекции дислалии.1- Подготовительный этап.2- Этап формирования произносительных умений и навыков.3- Этап формирования коммуникативных умений и навыков.Основная цель 2 этапа: Добиться правильного произношения изолированного звука и произношения звука в самостоятельной речи. Научиться правильно употреблять смешиваемые звуки в собственной речи.Задачи 2 этапа: 1- Создать артикуляционную базу звука (научить добовлять воздушную струю и голос)2- Отработать произношение изолированного звука.3- Последовательноо дифференцировать смешиваемые звуки по артикуляционным и акустическим признакам.Направления логопедической работы: Объединение отработанных в процессе артикуляционных, голосовых и дыхательных упражнений движений и положений органов речевого аппарата. Дидактические игры с графическими изображениями, символами, звукоподражаниями.Постановка звука (3 способа по Ф. Рау): имитативный, механический, смешанный.Проведение спец. дидактических игр.Автоматизация звука в прямых и обратных слогах, в интервокальных позициях, в слогах со стечением согласных.Автоматизация звука в словах с различной слоговой структурой.Автоматизация звука в словосочетаниях, предложениях и текстах, насыщенных словами, содержащими, автоматизируемый звук.Проведение спец. дидактических игр.Дифференциация изолированных звуков, далее этих звуков в слогах. словах, словосочетаниях и текстах.Приемы различия звуков(по В.А.Ковшикову):1.Демонстрация артикуляции звуков(зрительная, слуховая, кинестетическая).2.Выполнение заданий, требуемых развития фонематического анализа-фонематического синтеза- фонематических представлений.3. Выполнение заданий, закрепляющих связь звука и буквы.Для процесса диференциации звуков. в отличии от автоматизации, подбирается такой речевой материал, который содержит близкие по артикуляционным и акустическим признакам звуки. 15 Перечислить основные этапы логопедической работы по устранению дислалии. Цель, задачи и содержание работы третьего этапа коррекции дислалии.1 - Подготовительный этап.2 - Этап формирования произносительных умений и навыков.3 - Этап формирования коммуникативных умений и навыков.Основная цель 3 этапа: Сформировать умения и навыки безошибочного употребления звука во всех ситуациях свободного общения.Задачи 3 этапа: научить свободно владеть звуком во всех видах и формах речи.Направления логопедической работы: Формирование коммуникативных умений и навыков в процессе сюжетно-ролевых игр и при выполнении творческих заданий: инсценирование сказок; составление коллективных рассказов и др.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: