Место теории государства и права в системе юридических наук

С учетом объектно-предметного критерия можно выделить 4 группы юрнаук:

1.историко-юридические (история отечественного ГиП, ИГПЗС, история политических и правовых учений, римское право). Эти науки изучают историческое развитие различных государств и их правовых систем, связанные с ними теории.

2.отраслевые (конституционное право, гражданское, уголовное, трудовое и др). Эти науки исследуют общественные отношения в определенных сферах социальной жизни и нормы, их регулирующие

3.специальные (прикладные: криминалистика, юридическая психология, юрстатистика, судебная бухгалтерия, судебная медицина и др.). Они изучают использование юридической теории и практики, возможностей и достижений др. наук. Например, технических, экономических, медицинских и др.

4.международные (международное публичное право, международное частное право). Они изучают наднациональное право, регулирующее межгосударственные отношения, а также отношения с участием иностранных юридических и физических лиц.

ТГП – основа всех 4 групп юридических наук.

В то же время, в отличие от философии, социологии, политологии и др. фундаментальных наук, также изучающих государство и право, ТГП главное внимание уделяет специфическим, а именно – юридическим сторонам государственно-правовых явлений, их формам, функциям, механизмам действия.

4. Функции теории государства и права. – основные направления исследовательской деятельности, которые раскрывают и показывают роль теории государства и права как науки в общественной жизни и юридической практике.

1.гносеологическая- функция, с помощью которой познается государство и право, а также иные государственные и правовые явления, осуществляется получение необходимых знаний (при этом они объясняются с научных позиций)

2.антологическая- функция, которая изучает государственно—правовые явления, исследует их и анализирует;

3.эвристическая- функция, посредством которой теория государства и права с помощью логических приемов, правил исследования открывает закономерности в развитии государства и права;

4.прогностическая- функция, с помощью которой теория государства и права прогнозирует развитие государства и права в будущем, выявляя закономерности их развития и возникающие в связи с этим проблемы;

5.методологическая- функция, при осуществлении которой теория государства и права выступает в качестве методологической основы для всех юридических наук, так как, обобщая государственно—правовую практику, она исследует методологические вопросы всей юридической науки, вырабатывает основополагающие государственно—правовые понятия, положения и выводы, которые используются другими юридическими науками в качестве базовых при исследовании своих предметов;

6.идеологическая функция, которая характеризуется сбором идей, взглядов, представлений о государстве и праве для выработки научной основы объяснения государственно—правовых явлений;

7.воспитательная- функция, посредством которой теория государства и права помогает в решении задач правового воспитания;

8.организационно-прикладная-

учебная – функция, обеспечивающая общетеоретическую подготовку.

5. Первобытное общество: экономика, структура, управление, нормативное регулирование. Для защиты от внешней среды и совместного добывания пищи первобытные люди создавали объединения, которые были неустойчивыми и не могли обеспечить необходимые условия для выживания. Экономика в первобытно—общинных объединениях характеризовалась присваивающей формой, так как добытые продукты питания распределялись поровну и обеспечивали минимальные потребности его членов. Первичное объединение организации людей – род, в котором взаимоотношения его членов обладали кровнородственным характером. С развитием жизни роды объединялись в племена, союзы племен. Во главе родов находились вожди и старейшины, поведение которых являлось примером для других. В повседневной жизни вожди и старейшины рода признавались равными среди равных. Общее собрание всего взрослого населения признавалось высшей властью, которое также обладало и судебной функцией. Отношения между племенами регулировались советом старейшин. Со временем объединения людей стали нуждаться в социальном регулировании, так как перед ними стала необходимость в согласовании деятельности, которая была бы направлена на определенную цель и обеспечивала бы их выживание. На ранних стадиях первобытно—общинного строя поведение человека регулировалось на уровне инстинктов и физических ощущений установлением многочисленных запретов в виде заклятий, обетов, зароков и табу, так как первобытное общество не знало норм морали, религии и права. Основные формы норм, которыми регулировалось поведение людей в первобытнообщинном строе: 1) миф (эпос, сказание, предание) – художественно—образная или предметно—фантастическая форма передачи информации о запретном поведении или необходимом поведении. Информация, передаваемая через миф, приобретала характер святости и справедливости;2) обычай – передача информации нормативного и поведенческого характера из поколения в поколение. В форме обычаев закреплялись варианты поведения людей в социально значимых ситуациях, выражая при этом интересы всех членов общества. По своему содержанию обычаи могли быть моральными, религиозными, правовыми, а также включать в себя одновременно моральное, религиозное и правовое содержание. Обычаи регламентировали все сферы деятельности в первобытном обществе. Их сила состояла не в принуждении, а в привычке людей руководствоваться и следовать за обычаем. Впоследствии в обществе обычаи стали использоваться совместно с нормами морали и религиозными догмами;3) ритуал – совокупность действий, которые совершались последовательно и имели символический характер;4) религиозный обряд – совокупность действий и религиозных знаков, направленных на общение со сверхъестественными силами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: