Сущность и содержание менеджмента

Менеджмент - это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в рыночных условиях, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.Современный менеджмент – с одной стороны это наука, так как в ее основе объективное знание или объяснительная функция, системность и упорядоченность знаний, предсказательность и четкая логическая организованность, а с другой – это искусство, так как раскрываемые закономерности подвижны и требуют, порой, включения интуитивных способов деятельности, а главное – опыта.

Менеджмент (от «манус» — рука, управление, заведывание, организация) – теория и практика преследующая цели повышения эффективности работы и увеличения прибыли.

Это комплексный процесс обеспечения целенаправленной хозяйственной деятельности организации, эффективного использования факторов производства (труда, капитала, земли) и финансов, который основывается на системе функций, принципов, форм, методов и организационной структуре. Это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Это же и совокупность принципов, методов, средств управления с целью повышения эффективности предпринимательской деятельности и увеличения прибыли. Оскфордский словарь дает понимание менеджмента как способа, манеры обращения с людьми, власти и искусства управления, административные навыки, орган управления, административную единицу.

Впервые упоминание термина «менеджмент» произошло в докладе Г.Тауна (1844-1924 гг.) на ежегодном собрании инженеров-механиков в США. Разделение на понятия «управляемая» и «управляющая» системы, а также понятия «живой и мертвой природы организационных систем» принадлежит А.А.Богданову.

Значимость менеджмента была особенно сознана в 30-е годы 20 века (деятельность превратилась в профессию, область знания – в самостоятельную дисциплину, социальный слой – в силу).

Менеджер (наемный работник) – это управляющий, прошедший специальную подготовку и получивший профессию управленца, основными функциями которого являются: анализ, планирование, организация, мотивация, контроль.

Термин «управление» является более широким в сравнении с термином «менеджмент», так как применяется к различным видам человеческой деятельности. Менеджмент (англ.) же функционирует исключительно в условиях рынка. Управление (рус.) – это процесс целенаправленного воздействия органа управления на объект управления с целью обеспечения его эффективного функционирования и развития.

Менеджмент:

а) система и процесс (координации людских и иных ресурсов с целью поставленных организационных задач, повышения эффективности производства и его прибыльности);

б) группа специалистов (административно-управленческий персонал — АУП);

в) управленческий орган (подразделение, структура);

г) способ, манера обращения с людьми, власть, наука и искусство управления, особого рода умения.

Менеджер и руководитель одно и тоже, одновременно и нет. Американцы, используя понятие менеджер, почти всегда подразумевают человека, группу людей, организующих работу предприятия. Чаще синонимизируют с термином «администрирование» (обезличенное). И всегда имеют ввиду профессионального управляющего. У русских же функции управляющего может выполнять экономист, инженер, т.п. Менеджер всегда анализирует взаимосвязи между частями организации, отношения организации с внешней средой.

В культуре развитых стран понятие о менеджменте связано с понятием о бизнесе. Управление бизнесом – это управление коммерческими хозяйственными организациями. Когда речь идет об управлении государственными организациями, то лучше использовать термин государственное управление. Однако, бизнесмен и менеджер – не одно и тоже. В подчинении менеджера находятся люди, бизнесмен (предприниматель) «делает» деньги. Термин предприниматель был введен французским экономистом Ришаром Кантиллоном (нач.18 в.), его значение – человек, берущий на себя риск. Существуют предприимчивые менеджеры, они должны быть в организации. Без них организация теряет способность к разработке нового, а это всегда содержит определенный риск.

Виды менеджмента:

— организационный (создание организаций);

— перспективный (разработка долгосрочных целей);

— текущий (постановка конкретных задач);

— производственный (выбор основных параметров технологического процесса);

— инновационный (процесс научных исследований, прикладных разработок);

— кадровый (решает задачи подбора и расстановки кадров, обучения и повышения квалификации, создания благоприятного психологического климата);

— финансовый (составление бюджета и финансового плана организации);

— эккаунтинговый (сбор и обработка данных, вскрытие резервов для обеспечения более полного использования имеющегося потенциала);

— маркетинговый (изучение рынков, формирование каналов сбыта, выработка ценовой политики, рекламы).

Цели и задачи менеджмента:

Хозяйственные цели формулируются и устанавливаются в рамках миссии и в ее развитии. При этом цели будут значительной, задающей частью процесса стратегического планирования лишь в том случае, если они четко сформулированы и организация информирована о них. Цель – это конечное состояние, желаемый результат, которого стремиться добиться любая организация. Поставленные менеджментом цели фирмы используют для установления стандартов, для оценки эффективности организации, дают общий ориентир для деятельности. Целью может быть либо приобретение, либо сохранение определенных факторов. Цели всегда основаны на гипотезах развития в будущем, поэтому их обоснованность зависит от точности этих гипотез. Чем более отдаленный период рассматривается, тем выше неопределенность будущего, тем в более общей форме должны ставиться цели.
Различаются цели общие и глобальные, разрабатываемые для фирмы в целом, и цели специфические, разрабатываемые по основным видам и направлениям деятельности производственно-хозяйственных подразделений на основе общих целей или ориентиров.

Понятие «задача» отличается от понятия «цель» следующим образом: задачи – это цели, достижение которых желательно к определенному моменту времени в пределах периода, на которых рассчитано управленческое решение. Задача указывает на непосредственные цели организации, поддающиеся количественной характеристике.

Задачу часто определяют как предписанную работу, серию работ, которая должна быть выполнена в оговоренные сроки. С технической точки зрения, задачи предписываются не работнику, а его должности. Каждая должность включает ряд задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации.

Задачи организации делятся на три категории. Это работа с людьми (например, задача мастера), предметами (например, задача рабочего в цехе), информацией (например, задача казначея).

Важнейшей задачей менеджмента является организация производства товаров и услуг с учетом потребителей на основе имеющихся материальных и людских ресурсов и обеспечение рентабельности деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: