Основные вопросы, подлежащие рассмотрению:
· Виды мышления
· Слово как основная единица языка
· Понятие
· Основные мыслительные операции
!!! Внутренняя речь _______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
!!! Заполните таблицу, указав виды мышления в зависимости от различных признаков классификации
Признаки классификации | Виды мышления |
С точки зрения новизны и оригинальности решаемых задач | 1. 2. |
По характеру решаемых задач | 1. 2. |
В зависимости от содержания решаемой задачи | 1. 2. 3. |
Для того, чтобы лучше узнать законы, лежащие в основе вербально-логического мышления, следует ближе познакомиться с тем, как построен язык, на основе которого протекает мышление.
!!! Объясните следующие функции слова:
Предметная отнесенность ___________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Значение слова _____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Смысл слова _______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
!! Объясните смысл и значение следующих слов:
Уголь _____ ________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лук _____ _________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Театр ______ _______________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
За каждым словом развитого языка скрывается система связей и отношений, в которые включен обозначенный словом предмет (растение – дерево – сосна, ель, береза). Таким образом, каждое слово обобщает и является средством формирования понятий. Иначе говоря, оно выводит этот предмет из сферы чувствительных образов и включает его в систему логических категорий, позволяющих отражать мир глубже, чем это делает наше восприятие. Переход от более наглядных обозначений («береза», «сосна») к более общим понятиям («дерево», «растение») не только не обедняет, но существенно обогащает наши представления.
!!! Понятие – это ___________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Во всяком слове – носителе понятия можно выделить:
– эмоционально-образные наглядные компоненты;
– систему логических связей
!! Объясните на собственных примерах каждый из указанных компонентов:
эмоционально-образные наглядные компоненты __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
система логических связей
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
!! Приведите собственные примеры житейских и научных понятий
Житейские понятия | Научные понятия |
!! Укажите системы связей, образующие следующие понятия:
Природа _____ _____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мебель ____ _______________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Животное ______ ___________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Логические отношения
!!! Логические отношения – это _____________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Раскройте содержание основных видов логических отношений:
! Конструкции, отражающие события (коммуникация события) ___________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
! Конструкции, отражающие отношения (коммуникация отношения) _______________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
!!! Суждение _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
!!! Умозаключение _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
!!! Обоснование ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Определите разновидность логического отношения:
! Дом гори т________________________________________________________________________
! Брат отца ________________________________________________________________________
!! Сократ – человек __________________________________________________________________
!! Все металлы проводники; медь – металл, следовательно медь – проводник _________________
!!! Дайте определение основных мыслительных операций
Анализ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Синтез ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сравнение _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Абстракция ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Конкретизация _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Обобщение ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________