Основные вопросы, подлежащие рассмотрению:
· Виды внимания
· Свойства внимания
Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.
!!! Под направленностью следует понимать __________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
!!! Сосредоточенность (углубленность) – это _________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Н.Н. Ланге выделил следующие основные подходы к проблеме внимания.
! Заполните таблицу, указав название подхода к проблеме внимания.
№ п/п | Название подхода | Содержание подхода |
1. | Некоторые психологи, пораженные своеобразием явлений внимания, принимают его за первичную и активную способность, происхождение которой необъяснимо. | |
2. | Приверженцы этого подхода исходят из того, что раз мы можем произвольно переносить внимание с одного предмета на другой, то внимание не возможно без мускульных движений. Именно движения приспосабливают органы чувств к условиям наилучшего восприятия. | |
3. | Эта теория особенно развита в английской ассоциационной психологии, указывает на зависимость внимания от интересности представления. Так, Дж.Миль указывал: «»Иметь приятное или тягостное ощущение или идею и быть к ним внимательным – это одно и то же». | |
4. | Данная теория пытается объяснить основной факт внимания - преобладание одного представления над другими – тем, что лежащий в основе первого физиологический нервный процесс задерживает или подавляет физиологические процессы, лежащие в основе других представлений и движений, результатом чего является факт особой концентрации сознания. | |
5. | И.Гербарт и У.Гамильтон считают, что более интенсивные представления вытесняют или подавляют менее интенсивные. | |
6. | Внимание рассматривается как результат жизненного опыта индивида | |
7. | Внимание обусловлено увеличением местной раздражительности центральной нервной системы. |
По своему происхождению и способам осуществления обычно выделяют два основных вида внимания: непроизвольное и произвольное. Непроизвольное внимание, наиболее простое и генетически исходное, называют также пассивным, вынужденным, т.к. оно возникает и поддерживается независимо от стоящих перед человеком целей. Возникновение непроизвольного внимания связано с различными физическими, психофизиологическими и психическими причинами.
Произвольное внимание управляется сознательной целью. Оно тесно связано с волей человека и выработалось в результате трудовых усилий. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов. Ряд психологов выделяют еще один вид внимания – послепроизвольное.
!! Перечислите причины возникновения непроизвольного внимания
- ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
!!! Раскройте содержание понятия «Послепроизвольное внимание».
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
!!! Укажите стрелками определение основных свойств внимания
Устойчивость | Данное свойство внимания измеряется тем количеством объектов, которые воспринимаются одновременно | |
Концентрация | Умение одновременно выполнять несколько действий или вести наблюдение за несколькими процессами, объектами | |
Распределение | Общая направленность внимания в процессе деятельности | |
Переключение | Степень сосредоточения на объекте | |
Объем внимания | Перестройка внимания. Перенос его с одного объекта на другой |
!! Какие свойства внимания лежат в основе успешного выполнения следующих заданий?
«Игры индейцев» –двум или нескольким соревнующимся в течение короткого времени показывают сразу много предметов, после чего каждый отдельно говорит арбитру, что он видел, стараясь перечислить и подробно описать большее число предметов. _________________
«Печатная машинка» – каждому человеку дается 1–2 буквы алфавита, ведущий называет слово и участники должны «выстучать» его на своей пишущей машинке. Называют слово и делают хлопок. Затем делает хлопок тот человек, с чьей буквы начинается слово. Затем хлопок учителя – вторая буква, хлопок ученика и т.д. __________________________________________________
«Кто быстрее? – 1» –участникам предлагается как можно быстрее и точнее вычеркнуть в колонке любого текста какую-либо часто встречающуюся букву. Успешность выполнения теста оценивается по времени его выполнения иколичеству допущенных ошибок. ___________________________________________________________________________
«Кто быстрее? – 2» –задание несколько изменяется: одну букву зачеркивать; другую – подчеркивать; третью – обводить кружком. _____________________________________________
«Наблюдательность» – студентам предлагается по памяти подробно описать то, что они видели сегодня утром. Свои описания можно записать, а затем сравнить с реальной действительностью. __________________________________________________________________________________
«Корректура» –ведущий пишет на листе бумаги несколько предложений с пропуском и перестановкой букв в некоторых словах. Учащемуся разрешают прочесть этот текст только один раз, сразу исправляя ошибки цветным карандашом. Затем он передает лист второму учащемуся, который исправляет ошибки карандашом другого цвета. _______________________
«Первый класс» – испытуемый называет по порядку буквы алфавита и после каждой из них – число, прибавляя при следующей букве по 3, т.е.: «А – 1», «Б – 4», «В – 7 и т.д.», пока не дойдет до конца алфавита. Затраченное время (измеряется в секундах) записывают. __________________________________________________________________________________
«Китайская грамота» – испытуемый записывает свою фамилию и одновременно вслух называет буквы, входящие в это слово, в обратном порядке. При первой попытке это сделать не удается. ___________________________________________________________________________