Таблица
Основание классификации | Виды организаций |
1. Способ социальной организации | • формальные • неформальные |
2. Формы собственности | • государственные • частные • муниципальные |
3. Отношение к прибыли | • коммерческие • некоммерческие |
4. Характер потребностей клиентов | • индивидуальное производство • серийное производство • крупносерийное производство |
5. Формирование отношений внутри организации | • корпоративные • индивидуалистские • эдхократические • партисипативные |
Предлагаемая классификация организаций построена с учетом особенностей отношений внутри самой организации, ее подразделений.
1. В зависимости от способа социальной организованности выделяют:
· формальные (официальные) организации — официально зарегистрированные, имеющие систему установленных отношений для достижения поставленных целей, структуру должностей, принятые нормы и правила поведения. Действуют на основании разделения труда и специализации, принципов рациональности;
|
|
· неформальные организации — совокупность личных и социальных отношений, возникающих как результат взаимодействия сотрудников, и не имеющая юридического и фиксированного статуса.
2. В зависимости от формы собственности выделяют:
· государственные организации — основным собственником данных организаций является государство;
· частные организации — основными собственниками выступают частные или юридические лица;
· муниципальные организации — собственность принадлежит местным органам государственной власти или органам местного самоуправления.
3. В зависимости от отношения к получению прибыли выделяют:
· коммерческие организации - основная цель деятельности состоит в получении прибыли;
· некоммерческие организации - не стремятся извлекать прибыль из любых направлений своей деятельности, но могут осуществлять предпринимательскую деятельность, когда это не противоречит достижению их целей.
4. В зависимости от характера потребностей клиентов:
· индивидуальное производство — для удовлетворения потребностей отдельного клиента (личности или организации);
· мелкосерийное производство — учитывает требования конкретных клиентов, но выпуск продукции или оказание услуг осуществляет небольшими сериями;
· крупносерийное, или массовое, производство - удовлетворяет обезличенные потребности клиентов.
5. В зависимости от формирования отношений внутри организации выделяют:
· корпоративные организации — объединение людей по социальным и профессиональным критериям для осуществления совместной деятельности. Для них характерно: устойчивый характер производства, четкое разделение труда, иерархия управления, стандартизация деятельности, преобладание организационных ценностей над личными;
|
|
· индивидуалистские организации — добровольное объединение индивидов в такие организации, сочетают конкуренцию и кооперацию в деятельности, интересы производства связывают с задачами воспроизводства личности. Для этих организаций характерно: изолированность труда исполнителей, гибкие структуры управления, меняющийся характер загрузки отдельных исполнителей, смена специализации работников;
· эдхократические организации — основаны на знании, компетенции исполнителей. Такие организации создаются, как правило, в области высоких технологий. Формальности в их структуре сведены к минимуму. Преобладают неформальные и горизонтальные связи. Иерархическое построение постоянно меняется;
· партисипативные организации — основаны на участии работников в управлении. Возможно участие в выдвижении предложений, разработке альтернативных вариантов, принятии окончательного решения.