Классификация организаций. Таблица Основание классификации Виды организаций 1

Таблица

  Основание классификации   Виды организаций
  1. Способ социальной организации   • формальные • неформальные
  2. Формы собственности   • государственные • частные • муниципальные
  3. Отношение к прибыли   • коммерческие • некоммерческие
  4. Характер потребностей клиентов   • индивидуальное производство • серийное производство • крупносерийное производство
  5. Формирование отношений внутри организации   • корпоративные • индивидуалистские • эдхократические • партисипативные

Предлагаемая классификация организаций построена с учетом особенностей отношений внутри самой организации, ее подразделений.

1. В зависимости от способа социальной организованнос­ти выделяют:

· формальные (официальные) организации — официаль­но зарегистрированные, имеющие систему установленных отношений для достижения поставленных целей, структу­ру должностей, принятые нормы и правила поведения. Дей­ствуют на основании разделения труда и специализации, принципов рациональности;

· неформальные организации — совокупность личных и социальных отношений, возникающих как результат взаи­модействия сотрудников, и не имеющая юридического и фиксированного статуса.

2. В зависимости от формы собственности выделяют:

· государственные организации — основным собствен­ником данных организаций является государство;

· частные организации — основными собственниками выступают частные или юридические лица;

· муниципальные организации — собственность принад­лежит местным органам государственной власти или орга­нам местного самоуправления.

3. В зависимости от отношения к получению прибыли выделяют:

· коммерческие организации - основная цель деятель­ности состоит в получении прибыли;

· некоммерческие организации - не стремятся извле­кать прибыль из любых направлений своей деятельности, но могут осуществлять предпринимательскую деятельность, когда это не противоречит достижению их целей.

4. В зависимости от характера потребностей клиентов:

· индивидуальное производство — для удовлетворения потребностей отдельного клиента (личности или органи­зации);

· мелкосерийное производство — учитывает требования конкретных клиентов, но выпуск продукции или оказание услуг осуществляет небольшими сериями;

· крупносерийное, или массовое, производство - удов­летворяет обезличенные потребности клиентов.

5. В зависимости от формирования отношений внутри организации выделяют:

· корпоративные организации — объединение людей по социальным и профессиональным критериям для осуще­ствления совместной деятельности. Для них характерно: устойчивый характер производства, четкое разделение тру­да, иерархия управления, стандартизация деятельности, преобладание организационных ценностей над личными;

· индивидуалистские организации — добровольное объ­единение индивидов в такие организации, сочетают конку­ренцию и кооперацию в деятельности, интересы производ­ства связывают с задачами воспроизводства личности. Для этих организаций характерно: изолированность труда ис­полнителей, гибкие структуры управления, меняющийся характер загрузки отдельных исполнителей, смена специа­лизации работников;

· эдхократические организации — основаны на знании, компетенции исполнителей. Такие организации создаются, как правило, в области высоких технологий. Формальнос­ти в их структуре сведены к минимуму. Преобладают неформальные и горизонтальные связи. Иерархическое пос­троение постоянно меняется;

· партисипативные организации — основаны на учас­тии работников в управлении. Возможно участие в выдви­жении предложений, разработке альтернативных вариан­тов, принятии окончательного решения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: