Конспект занятия. Цели. Учить детей правильно произносить звуки с и ш в пословицах и в связных текстах, понимать смысл пословиц и уметь применять их

Тема. Звуки с и ш.

Цели. Учить детей правильно произносить звуки с и ш в пословицах и в связных текстах, понимать смысл пословиц и уметь применять их.

Ход занятия.

Организационный момент. Логопед предлагает детям вспомнить два слова, в одном из которых должен содержаться звук с, в другом ш.

Работа с пословицами. Подбор пословиц к текстам. Логопед объясняет детям, что сегодня они будут работать с пос­ловицами. Проговаривает первую пословицу: Поспешишь—людей насмешишь. Выясняет смысл ее.

— Про кого можно сказать: Поспешишь — людей насме­шишь? Если ребенок затрудняется объяснить, ему помогает лого­пед:

— Эта пословица про того, кто торопится выполнить работу и у кого не все получается как надо.

Пословица произносится поочередно каждым ребенком. Логопед напоминает детям о правильном произношении зву­ков с и ш знакомит их со второй пословицей: Песней поле не вспашешь.

Выясняется смысл второй пословицы.

— Можно ли выполнить какое-то дело, если будешь толь­ко петь и ничего не делать? (Нет.) А вот если работать с пес­ней, то работу можно выполнить быстро и хорошо.

Пословица повторяется поочередно каждым ребенком. Ло­гопед следит за правильным произношением звуков с и ш.

Логопед читает третью пословицу: Не спеши языком, а спеши делом. Выясняется смысл: не надо много говорить, обе­щать, лучше сделать.

Пословицу произносит каждый ребенок. Логопед напоми­нает детям о правильном произношении звуков с и ш.

3. Работа с текстами. Послушать рассказы.

Саня и Леша пошли в лес собирать сушняк. Саня ходит по лесу, под каждую березку заглядывает, в орешнике ищет сухие веточки. А Алеша ходит по лесу да песенки поет.

Вышли Саня и Алеша на опушку леса. У Сани большая охапка сушняка, а у Алеши пустые руки...

Логопед объясняет детям смысл слов: сушняк, охапка.

Почему Алеша вышел из леса с пустыми руками?

Подумайте, какая из пословиц подойдет к этому рас­сказу?

Если дети забыли пословицы, можно еще раз проговорить их. Выясняется, что самая подходящая пословица — Песней поле не вспашешь.

Логопед читает второй рассказ.

Папа сказал Саше и Маше, что завтра они пойдут в театр смотреть интересную сказку. «Надо пораньше встать, все во­время сделать, чтобы не опоздать в театр».

Маша встала рано, умылась, оделась, быстро покушала... Саша долго лежал в постели, плохо ел кашу, и у него совсем уже не оставалось времени. Спешит Саша, одевается. Наконец все вышли из дома.

Посмотрела Маша на Сашу и засмеялась. На шапке у Са­ши нет кисточки, он шапку надел наизнанку. И ботинки в разные стороны смотрят...

Почему Саша так оделся?

Вспомнить пословицу, которая подходит к этому рассказу (Поспешишь — людей насмешишь). Логопед читает третий рассказ. Миша был у дедушки. У дедушки большой сад.

Завтра у меня много работы в саду, сказал дедуш­ка.— Надо собрать груши и накопать картошки...

Я все сделаю сам: груши соберу и накопаю полное лу­кошко картошки,— пообещал Миша.

Утром дедушка и Миша пошли в сад. Дедушка собирал груши, Миша сорвал несколько груш и съел их. Потом он рас­сматривал букашек на листьях, ловил шмеля.

— Где же твои груши, где же лукошко с картошкой?—
спросил дедушка.

Выполнил ли Миша свое обещание? Почему он не выполнил своего обещания? Какая из пословиц подойдет к этому рассказу? (Не спеши языком, а спеши делом.)

4. Подбор текстов к пословицам.

Логопед обращает внимание детей на то, что в рассказах не было названия. Предлагает детям вместо названия расска­за подобрать подходящую пословицу.

Логопед называет пословицу: Песней поле не вспашешь.

— Вспомните, какой из рассказов подходит к этой пословице?

Дети вспоминают рассказ и пересказывают его.

Логопед следит за правильным произношением звуков с и т.

Аналогично проходит работа с другими пословицами и рассказами.

5. Итог занятия.

Звуки с и ш в стихах

Стихи для отраженного произнесения и заучивания наизусть (по выбору логопеда).

Петушок В тишине лесной глуши

Петушок, петушок, Шепот к Шороху спешит.

Золотой гребешок, Шепот к Шороху спешит,

Масляна головушка, Шепот по лесу шуршит.

Шелкова бородушка! (А. Суслов.)

Что ты рано встаешь,

Голосисто поешь,

Ване спать не даешь?

(С. Маршак.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: