Тема. Звуки с и ш.
Цели. Учить детей правильно произносить звуки с и ш в пословицах и в связных текстах, понимать смысл пословиц и уметь применять их.
Ход занятия.
Организационный момент. Логопед предлагает детям вспомнить два слова, в одном из которых должен содержаться звук с, в другом ш.
Работа с пословицами. Подбор пословиц к текстам. Логопед объясняет детям, что сегодня они будут работать с пословицами. Проговаривает первую пословицу: Поспешишь—людей насмешишь. Выясняет смысл ее.
— Про кого можно сказать: Поспешишь — людей насмешишь? Если ребенок затрудняется объяснить, ему помогает логопед:
— Эта пословица про того, кто торопится выполнить работу и у кого не все получается как надо.
Пословица произносится поочередно каждым ребенком. Логопед напоминает детям о правильном произношении звуков с и ш знакомит их со второй пословицей: Песней поле не вспашешь.
Выясняется смысл второй пословицы.
— Можно ли выполнить какое-то дело, если будешь только петь и ничего не делать? (Нет.) А вот если работать с песней, то работу можно выполнить быстро и хорошо.
|
|
Пословица повторяется поочередно каждым ребенком. Логопед следит за правильным произношением звуков с и ш.
Логопед читает третью пословицу: Не спеши языком, а спеши делом. Выясняется смысл: не надо много говорить, обещать, лучше сделать.
Пословицу произносит каждый ребенок. Логопед напоминает детям о правильном произношении звуков с и ш.
3. Работа с текстами. Послушать рассказы.
Саня и Леша пошли в лес собирать сушняк. Саня ходит по лесу, под каждую березку заглядывает, в орешнике ищет сухие веточки. А Алеша ходит по лесу да песенки поет.
Вышли Саня и Алеша на опушку леса. У Сани большая охапка сушняка, а у Алеши пустые руки...
Логопед объясняет детям смысл слов: сушняк, охапка.
Почему Алеша вышел из леса с пустыми руками?
Подумайте, какая из пословиц подойдет к этому рассказу?
Если дети забыли пословицы, можно еще раз проговорить их. Выясняется, что самая подходящая пословица — Песней поле не вспашешь.
Логопед читает второй рассказ.
Папа сказал Саше и Маше, что завтра они пойдут в театр смотреть интересную сказку. «Надо пораньше встать, все вовремя сделать, чтобы не опоздать в театр».
Маша встала рано, умылась, оделась, быстро покушала... Саша долго лежал в постели, плохо ел кашу, и у него совсем уже не оставалось времени. Спешит Саша, одевается. Наконец все вышли из дома.
Посмотрела Маша на Сашу и засмеялась. На шапке у Саши нет кисточки, он шапку надел наизнанку. И ботинки в разные стороны смотрят...
Почему Саша так оделся?
Вспомнить пословицу, которая подходит к этому рассказу (Поспешишь — людей насмешишь). Логопед читает третий рассказ. Миша был у дедушки. У дедушки большой сад.
|
|
Завтра у меня много работы в саду, сказал дедушка.— Надо собрать груши и накопать картошки...
Я все сделаю сам: груши соберу и накопаю полное лукошко картошки,— пообещал Миша.
Утром дедушка и Миша пошли в сад. Дедушка собирал груши, Миша сорвал несколько груш и съел их. Потом он рассматривал букашек на листьях, ловил шмеля.
— Где же твои груши, где же лукошко с картошкой?—
спросил дедушка.
Выполнил ли Миша свое обещание? Почему он не выполнил своего обещания? Какая из пословиц подойдет к этому рассказу? (Не спеши языком, а спеши делом.)
4. Подбор текстов к пословицам.
Логопед обращает внимание детей на то, что в рассказах не было названия. Предлагает детям вместо названия рассказа подобрать подходящую пословицу.
Логопед называет пословицу: Песней поле не вспашешь.
— Вспомните, какой из рассказов подходит к этой пословице?
Дети вспоминают рассказ и пересказывают его.
Логопед следит за правильным произношением звуков с и т.
Аналогично проходит работа с другими пословицами и рассказами.
5. Итог занятия.
Звуки с и ш в стихах
Стихи для отраженного произнесения и заучивания наизусть (по выбору логопеда).
Петушок В тишине лесной глуши
Петушок, петушок, Шепот к Шороху спешит.
Золотой гребешок, Шепот к Шороху спешит,
Масляна головушка, Шепот по лесу шуршит.
Шелкова бородушка! (А. Суслов.)
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Ване спать не даешь?
(С. Маршак.)