Важнейшие умения и способности и соответствующие им дисциплины или уроки: познавательное чтение; письменно-речевая деятельность; лингвистическое чутье (уроки родного языка); математическое воображение; осмысление высоких математических понятий (бесконечность, вечность, мироздание, многообразие и др.); постижение прекрасного (уроки о природе); планирование деятельности; смелость и выносливость; общение; иноязычная речь; шахматы; духовная жизнь; осмысление высоких духовных материй и ценностей (Дух, Душа, Сердце, Благо, Любовь, Жизнь, Смерть и др.); постижение красоты всего окружающего (музыка, изобразительное искусство, балет, театр и др.).
Особенности методики
Перечисленные знания и умения формируются с помощью специального содержания методик и методических приемов, среди которых:
— гуманизм: искусство любви к детям, детское счастье, свобода выбора, радость познания;
— индивидуальный подход: изучение личности, развитие способностей, углубление в себя, педагогика успеха;
|
|
— мастерство общения: закон взаимности, гласность, его величество -вопрос, атмосфера романтики;
— резервы семейной педагогики: родительские субботы, геронтогогика, культ родителей;
— учебная деятельность: квазичтение и квазиписьмо, приемы материализации процессов чтения и письма, литературное творчество детей. Оценивание деятельности детей. Особую роль в технологии Ш. А. Амонашвили играет оценивание деятельности ребенка. Использование отметки очень ограниченно, ибо отметки - это «костыли хромой педагогики»; вместо количественной оценки - качественное оценивание: характеристика, пакет результатов, обучение самоанализу, самооценка.
Урок. Урок - ведущая форма жизни детей (а не только процесса обучения), вбирающая всю и спонтанную, и организованную жизнь детей. Урок - солнце, урок - радость, урок - дружба, урок - творчество, урок - труд, урок - игра, урок - встреча, урок - жизнь.
Литература
1. Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьника. -М., 1984.
2. Амонашвили Ш. А. Единство цели. - М., 1988.
3. Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети! - М., 1988.
4. Амонашвили Ш. А. Как живете, дети? — М., 1988.
5. Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. - Минск, 1990.
6. Амонашвили Ш. А. Обучение. Оценка. Отметка. - М.: Знание, 1980.
7. Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. - М., 1996.
8. Амонашвили Ш. А. Созидая человека. - М., 1982.
9. Амонашвили Ш. А. Школа жизни // Учительская газета. - 1996. - № 15 - 23.
10. Педагогический поиск / Сост. И. Н. Баженова. - М., 1987.
11. Уроки Шалвы Амонашвили // Советский Союз. - 1987. - №7.