Занятие 10. Цель. Закрепить у учеников представление о словах, обо­значающих предмет, действие предмета, признак предмета

Тема. Слово.

Цель. Закрепить у учеников представление о словах, обо­значающих предмет, действие предмета, признак предмета.

Оборудование. Предметные картинки, изображаю­щие самолет, птицу, солнце, собаку.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед предлагает ученикам назвать по три слова, кото­рые обозначают предмет, действие и признак предмета. К каж­дому слову поставить вопрос.

II. Работа со словами, обозначающими предметы и дей­ствия. Детям даются следующие задания.

1) Назвать действия, которые могут производить эти пред­меты.

(Логопед указывает на картинки, изображающие самолет, птицу, солнце.). Образец ответа: Самолет летит, гудит.

2) Назвать профессии людей по их действиям: строгает, пилит; варит, жарит; моет, чистит; месит,

печет; учит, воспитывает; кроит, шьет.

3) Игра «Кто больше подберет слов-предметов к словам-дей­ствиям?» (За каждое правильно названное слово ученики по­лучают красные кружочки. Выигрывает тот, кто наберет боль­ше кружочков.)

Летит... (стрела, самолет, парашют, пух, жук, стрекоза, бабочка).

Плывет... (пароход, лодка, рыба, пловец, бревно, щепка, утка).

Растет... (трава,ребенок, цветок,репа,рассада, саженец).

Поет... (соловей, певец, скрипка, жаворонок, хор).

Ползет... (червяк, уж, змея, улитка, человек, гусеница).

Пищит... (мышка, щенок, игрушка, комар).

Скрипит... (дверь, снег, сухое дерево, телега).

Хрустит... (снег, морковка, сахар, сухарь, огурец, капуста).

Методические указания. Логопед стремится, чтобы дети ис­пользовали как можно больше слов, данных в скобках.

4) Прослушать и отгадать загадки. Сказать, на какие вопро­сы отвечают слова-отгадки.

Не лает, не кусает, Стучит, гремит весь век,

А в дом не пускает. А не человек.

(Замок.) (Гром.)

Ш. Работа со словами-предметами и словами-признаками.

Дети выполняют следующие задания:

1) Назвать предмет по его признакам. Ответить на вопросы.

Прыгучая, пушистая, рыженькая... — Какая белочка?

Маленький, круглый, колючий... — Какой ежик?

Большой, старый, развесистый... — Какой дуб?

Красная, спелая, душистая... — Какая земляника?

Красная, пятиконечная... — Какая звезда?

Стройная, зеленая, колючая... — Какая елочка?

Детский,приключенческий, — Какой фильм?

интересный...

Чистый, свежий, морозный... — Какой воздух?

Теплый, мелкий, моросящий... — Какой дождик?

. 2) Подобрать к слову, обозначающему предмет, подходящие по смыслу слова-признаки. Поставить вопрос к этим словам.

Образец: березка — белоствольная, кудрявая, русская, молодая — какая?

Ветер... (холодный, теплый, пронизывающий, ласковый, сильный).

Друг... (преданный, верный., надежный, большой,любимый).

Настроение... (хорошее, веселое, тревожное,радостное, плохое).

Поведение... (хорошее, примерное, отличное).

Погода... (солнечная, хорошая, дождливая, холодная,ясная).

3) Отгадать загадки. Поставить вопрос к словам вафельное, полосатое, гладкое, мохнатое. Что обозначают эти слова?

Вафельное, полосатое, гладкое, мохнатое. (Полотенце.) Рыжий, красный, зверь опасный. (Огонь.)

4) Графический диктант.

Прослушать слова. Определить, что они обозначают. Запи­сать их графически в три колонки. В первую — слова-предме­ты, во вторую — слова-действия, в третью — слова-признаки.

Платье,рубит, красивый, большой, рука, чистит, осторож­ный, брат, крыша, красит, летит, легкий, моросит.рыба, рыба­чит, рыбный, ручная, приручает, рука, свет, светит, светлый, огораживает, огород, огородный, красит, краска, красивый, стир­ка, стирает, выстиранная.

IV. Итог занятия.

Логопед предлагает ученикам рассказать, что им больше все­го понравилось на занятии.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Работа над предложением начинается с работы над простым нераспространенным предложением. На этом этапе дети учат­ся чувствовать синтаксическую основу предложения, т. е. под­лежащее и сказуемое. Таким образом закладывается основа для успешного овладения ребенком навыков синтаксического раз­бора предложения на более поздних этапах обучения (во 2-ом и 3-м классах).

На этом этапе работы широко используются графические схемы предложений, для того чтобы сформировать у детей аб­страктно-зрительное представление о слове как единице пред­ложения.

Дальнейшая работа направлена на распространение и грам­матическое оформление предложения.

Сначала предложение распространяется путем введения дополнения, выраженного существительным в форме вини­тельного, родительного, дательного, творительного падежа единственного и множественного числа без предлога. Затем в предложение вводят определение к подлежащему и дополне­нию и, наконец, обстоятельство места.

Параллельно с распространением предложения отрабатываем грамматические связи: согласование и управление. С этой целью поэтапно учим детей правильно согласовать существительное с гла­голом в числе и роде, прилагательное с существительным в роде, числе и падеже. Особое место занимает работа над предлогами.

Ученики, страдающие речевыми нарушениями, в большин­стве своем не осознают смысловую значимость предлогов. Они не выделяют их как отдельные слова, поэтому в устной и пись­менной речи либо пропускают предлоги, либо соединяют их с последующим словом, например: «дереве набухли лючки». По аналогии с предлогом ученики отделяют начальный слог или букву от слова, например: «Наташа» (Наташа), «С вета» (Све­та).

К моменту поступления в школу в активном словаре детей могут отсутствовать такие предлоги, как над, под, из-за, из-под. Дети могут понимать их пространственное значение, но в уст­ной и письменной речи смешивать: на -над, по -под, из -из-за, из -из-под.

Работая над предлогами, логопед должен решить следующие задачи.

1. Сформировать представление о смысловом (семантичес­ком) значении предлогов.

2. Сформировать представление о предлоге как об отдельном слове.

3. Научить детей правильно пользоваться предлогом и пи­сать его.

4. Сформировать навык правильного употребления той па­дежной формы имени существительного, которой требует свя­занный с существительным предлог, т. е. навык предложного управления (грамматическое значение предлога).

Формируя у детей умение полно и грамматически правиль­но выражать свою мысль, мы тем самым подводим их к работе над связной речью.

Конспекты занятий Занятие 1

Тема. Предложение.

Цель. Дать ученикам понятие о предложении.

Оборудование. Сюжетные картинки, схема предло­жения, карточки с графическим изображением слов — пред­метов, действий, признаков.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед предлагает ученикам поднята- карточку с графичес­ким изображением названных слов и вперемешку называет сло­ва, обозначающие предметы, действия и признаки предметов.

II. Работа с предложением.

Логопед называет предложение Девочка читает сказку, за­тем задает ученикам вопросы:

«Вам понятно, что я сказала? (Понятно.) Про кого вы узнали? (Про девочку) Что вы узнали про девочку? (Девочка читает.) Что она читает? (Сказку.)»

Логопед называет три слова, не связанных между собой грамматически, например: мальчик, рисовать, кошка, затем выясняет, понятно ли им то, что она хотела сказать. (Не по­нятно.) Тогда логопед говори: что им было не понятно, так как она называла три слова, между которыми не было «согласия». Эти слова не составили предложение. «Давайте соединим эти слова так, чтобы между ними появилось согласие».

Логопед произносит предложение: Мальчик рисует кошку и задает вопросы учащимся:

«О ком вы узнали? (О мальчике.)

Что вы узнали о мальчике? (Он рисует.)

Кого мальчик рисует? (Кошку.).

Слова стали жить «в согласии», получилось предложение. А теперь попробуйте сделать вывод. Когда получается предло­жение. (Предложение получается тогда, когда слова живут в согласии.)*

III. Составление предложений.

Логопед предлагает ученикам рассмотреть картинки и соста­вить по ним предложения из двух слов, поставить вопрос к каж­дому слову в предложениях и ответить на него.

Образец: Корова мычит. Кто? — Корова. — Что делает? —

Мычит.

IV. Графическое изображение предложения

Разбирается предложение Корова мычит. Логопед спрашивает: «Что обозначает первое слово в этом предложении? (Предмет.)

Как мы изображали эти слова графически? (Одной прямой

линией.)

Что обозначает второе слово? Как мы его изобразим? (Дей­ствие, изобразим двумя линиями.)»

Логопед дает графическое изображение предложения на дос­ке, ученики — в тетрадях.

Логопед говорит: «Начало предложения покажем уголком, а конец обозначим точкой». Затем спрашивает:

«Что обозначает уголок? (Начало предложения.) Что обозначает точка? (Конец предложения.) Как покажем начало предложения? (Уголком.) Как покажем конец предложения? (Точкой.)» Логопед предлагает, отвечая на вопрос, составить предло­жение из двух слов и начертить схемы предложений в тетра­дях. (Работа проверяется по ходу выполнения задания.) Образец: Учительница учит. Лечит врач.

Вопросы:

Кто учит? Что идет? Что делает врач?

Кто строит? Что гремит? Что делает певец?

Кто шьет? Что шумит? Что делает повар?

Кто метет? Что сверкает? Что делает охотник?

Кто стрижет? Что бурлит? Что делает штукатур?

Кто плачет? Что бушует? Что делает художник?

IV. Итог занятия. Логопед спрашивает, что нового дети узнали на занятии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: