Тема. Предложение.
Цель. Учить детей слышать, чувствовать и понимать интонационную законченность предложения.
Оборудование. Карточки с изображением точки.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Логопед предлагает ученикам назвать по два слова, обозначающих предмет и действие предмета; составить из этих слов предложение; к каждому слову поставить вопрос.
II. Работа над смысловой и интонационной законченностью предложения.
1) Логопед читает текст, не делая остановок в конце предложения, затем задает вопросы ученикам.
Наступила осень идут дожди ветры трава желтеет цве-т ы вянут опадают листья.
Вопросы.
Понравился вам рассказ? (Не понравился.)
Понятен рассказ? (Не понятен.)
Почему не понятен рассказ? (Читали быстро, без остановок, в рассказе не было смысла.)
Логопед читает текст еще раз, делая неправильные паузы.
Наступила. Осень идут. Дожди дуют. Ветры трава желтеет. Цветы. Вянут, опадают листья.
Выясняется, что рассказ совсем не понятен, потому что ленились неправильные остановки, разрывались предложения, миру шалея смысл рассказа.
На тем текст читается правильно.
Наступила очень. Идут дожди. Дуют ветры. Трава желтеет. Цветы вянут. Опадают листья.
Теперь на вопрос логопеда, понятен ли им смысл рассказа, ученики отвечают утвердительно.
Логопед говорит, что чтобы понять смысл любого рассказа, Очень нажно уметь правильно произносить предложения, де-нпть остановку в конце предложения, и обращает внимание учеников на то, как «взлетает» и «понижается» голос, т. е. повышается и понижается интонация. _______■—|
Логопед произносит первое предложение: «Наступила осень. — Задает вопросы»: «На каком слове голос «взлетает»? (Наступила.) На каком слове голос «падает». (Осень.)»
Аналогично разбираются все предложения. Затем ученики поочередно произносят предложения с правильной смысловой и интонационной законченностью
2) Детям даются задания:
а) показать точку, если предложение закончено (Логопед читает по одному предложению, ученики поднимают карточку с изображением точки, если предложение закончено.);
б) записать рассказ с помощью схем предложений (Логопед напоминает ученикам, что начало предложения следует показать уголком, а в конце предложения поставить точку. Затем читает первое предложение, ученики чертят его схему в тетрадях. Используется материал задания 1.);
в) подсчитать общее количество предложений, затем количество предложений, начинающихся со слов-предметов, количество предложений, начинающихся со слов-действий.
III. Итог занятия.
Логопед спрашивает, чему дети научились на занятии.