Тема. Предложение.
Цель. Закрепить у детей понятие об интонационной законченности предложения, навык составления схемы предложения, опираясь на слуховое восприятие.
Оборудование. Схемы предложений.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Логопед предлагает ученикам рассмотреть схемы и составить по ним предложения из двух слов. Поставить вопрос к каждому слову в предложении.
II. Работа над интонационной законченностью предложения.
«Как вы узнаете, когда предложение закончилось? — спрашивает логопед. — Значит, что вам помогает? За чем надо внимательно следить? Что вы поставите в конце предложения? Что обозначает точка в конце предложения?»
Ученикам даются задания:
1) Послушать предложение. Начертить его схему. (Логопед читает по одному предложению, ученики чертят в тетрадях схему.)
Надвинулись тучи. Солнце скрылось, подул ветер. Сверкнула молния. Загремел гром. Дождь начался.
2) Сосчитать сколько получилось предложений. Какие по счету предложения начинаются со слов, обозначающих действие (1, 3,4,5-е.) Какие по счету предложения начинаются со слов, обозначающих предмет? (2, 6-е.) Что помогло определить количество предложений? (Точка в конце предложения.)
|
|
III. Графический диктант.
Логопед диктует предложения. Ученики чертят схемы предложений в тетрадях. Работа проверяется после написания всего текста.
Трава желтеет. Опадают листья. Дует ветер. Идет дождь.
Логопед спрашивает: «О каком времени года говорится? Как вы догадались, что это осень? Сколько предложений в рассказе? Какие по счету предложения начинаются со слов, обозначающих действия предмета? Какие по счету предложения начинаются со слов, обозначающих предмет?»
IV. Итог занятия.
Логопед задает вопрос, чему дети сегодня учились на занятии.