Реабилитация детей с нарушением речи

Для полноценного и гармоничного развития личности речь является одним из решающих факторов, поскольку осуществляет одну из важнейших потребностей человека – потребность в общении. В период дошкольного возраста у ребенка происходит социализация, т.е. ориентированность на общество. В возрасте от года до трех лет среда общения ребенка – семья. Далее круг общения расширяется, и, более того, основной массой коммуникации становятся сверстники. В связи с этим проблема нарушения речи сильно затрудняет процесс общения и, следовательно, в дальнейшем ведет к нарушению социальных ролей, так как именно в данном возрасте у ребенка формируются и отрабатываются на практике поведенческие клише.

Существует огромное множество причин, вызывающих нарушение речи у детей. Сюда включаются травмы, полученные в период вынашивания ребенка, в течение родовой деятельности и в период после родов. Основная проблема своевременной диагностики данных проблем заключается в том, что в большинстве случаев патология не является очевидной, так как полноценная речь развивается у ребенка только к трем годам. В настоящее время существует разделение речевых нарушений на клинико-психологические и психолого-педагогические. Данная классификация ориентирована на решение одной и той же проблемы с разных позиций. Клинико-психологический подход основывается на принципе от общего к частному, на систематизации полученных научных и практических знаний с применением медицинского вмешательства в случае необходимости.

У детей дошкольного возраста чаще встречается расстройство устной речи (так как в силу возраста письменная еще не развита). Наиболее типичными нарушениями этот период считаются проблемы внешнего оформления высказывания, такие как заикание, дислалия (картавость), общие нарушения голоса (полная или частичная потеря голоса в результате воспаления или переутомления органов речи, инфекционных заболеваний и стрессовых ситуаций). Последние могут возникнуть практически в любом возрасте. Все вышеперечисленные типы чаще всего не требуют специального медицинского вмешательства, но необходима серьезная помощь логопеда, а в особо тяжелых и затяжных случаях – помощь психолога. Существуют и более тяжелые поражения, где нарушение речи лишь проявление неполноценной деятельности центральной нервной системы в целом или неправильного анатомического строения речевого аппарата. К последнему относится ринолалия – «заячья губа». Это заболевание легко исправляется хирургическим путем. Самыми тяжелыми нарушениями считаются нарушения речи, связанные с недостаточным функционированием мозга, такие как дизартрия, где поражается нервная система. Степень тяжести данного заболевания варьируется от едва ощутимой невнятности до полной невозможности произносить значимые фонемы. Одно из самых тяжелых нарушений – алалия, возникает поражение коры головного мозга в течение внутриутробного периода или после рождения. Характеризуется невозможностью формирования языковых средств. При моторной алалии не формируется звуковой образ слова. При сенсорной алалии не воспринимается чужая речь на родном языке, хотя органы слуха не повреждены.

В школьные годы приобретенные навыки общения со сверстниками продолжают формирование. Речь начинает играть все более важную роль, так как связана уже не просто с процессом познания окружающего мира, но и с процессом обучения. Проблемы с речью, не решенные в дошкольном возрасте, усугубляются по мере взросления ребенка. Более того, к ним могут присоединиться и другие дефекты. Расстройства письменной речи чаще всего проявляются именно в это время. Классификация этого типа нарушений основывается на сенсорно-продуктивной деятельности ребенка. Выделяют дислексию и дисграфию.

Дислексия характеризуется неадекватностью процесса чтения и проявляется в виде повторяющихся ошибок и замен одних языковых единиц на другие. Причина заключается в незрелости психических функций, отвечающих за процесс чтения. Различают следующие формы дислексии: фонематическая (не воспринимаются звуки слова, не работают функции фонематического анализа и синтеза), семантическая (отсутствуют процессы звукослогового синтеза и разграничения смысловых связей слов в предложении), аграмматическая (не воспринимаются грамматические аспекты законченных высказываний), мнестическая (отсутствует связь между самой буквой и ее звучанием) и оптическая (путаются и взаимозаменяются сходные по написанию буквенные символы).

Дисграфия – полное или частичное нарушение процесса письма. Симптомами считаются нестабильные образы букв, их пропуски, повторяющиеся ошибки в написании предложений. Чаще всего дисграфия тесным образом связана с дефектами устной речи и обусловлена отсутствием концентрации внимания и незрелостью функций звукового анализа. Выделяют следующие виды дисграфии: тикуляционно-акустическая (неадекватность восприятие фонем, искажение звукоряда при воспроизведении), акустическая (только неадекватность восприятия фонем), дисграфия, связанная с нарушением функций языкового анализа и синтеза, аграмматическая (невозможность правильно построить согласованное предложение) и оптическая.

В школьном возрасте также могут возникнуть и нарушения устной речи, такие как афазия (в результате воспаления коры головного мозга нарушается процесс восприятия или формирования речи), брадилалия (патологически замедленный темп речи) и тахилалия (патологически ускоренный темп речи).

С педагогической точки зрения нарушения речи делятся на нарушения средств общения и нарушения в их применении. К первым относятся проблемы с речью в целом, а вторые включают в себя патологически неправильное употребление языковых единиц. Психолого-педагогический подход в качестве коррекции предлагает организованную логопедическую помощь, в то время как клинико-психологический рассматривает механизмы образования проблемы и симптоматику.

Кроме того, можно говорить о возникновении речевых патологий в период школьного возраста по причине перенесенного стресса, что отражает воздействие на центральную нервную систему в целом. Таким образом, нарушение речи чаще служит симптомом более серьезной проблемы и поводом обращения в первую очередь к психологу, а уже потом к логопеду.

Развитие речи у детей. В момент рождения мозг человека представляет собой достаточно незрелый орган, на формирование которого требуется не менее двадцати двух месяцев (считая с момента зачатия), т.е. девять месяцев беременности и почти весь первый год жизни. Вербальные зачатки проявляются примерно одновременно с социальными – в возрасте от шести до двенадцати недель постнатального периода. К трем месяцам ребенок должен явственно реагировать на внешние раздражители, такие как звук погремушки (поворачивает голову), материнский голос (поворачивает голову и улыбается в ответ на улыбку) и т.д. Кроме того, ребенок сам пытается произносить некоторые Изолированные звуки (чаще гласные, которые не требует сильного напряжения речевого аппарата). Если этого не происходит, то следует немедленно обратиться к врачу на предмет детального обследования, куда входят следующие процедуры: общий анализ крови и мочи (на предмет общего состояния организма), результаты анализа крови на фенилкетонурию, УЗИ головного мозга и пр.

До полугода ребенок овладевает произношением некоторых наиболее легких согласных. К таковым относятся взрывные звуки (б, п, д). Согласные практикуются в сочетании с уже освоенными гласными, но пока это еще трудно назвать осмысленным употреблением, которое происходит ближе к завершению первого года жизни.

Дети развиваются по-разному. Бывает, что физическое развитие опережает умственное, и наоборот. Ребенок, который большую часть времени проводит в физических играх скорее всего овладеет речью, несколько позже. Кроме того, очень многое зависит и от условий жизни малыша. Если ему уделяется достаточно много внимания, если родители с ним общаются, если словарный запас родителей достаточно широк, а словоупотребление правильное, то в подавляющем большинстве случаев овладение речью происходит быстро и без серьезных затруднений. В случае если ребенок не воспринимает речь на слух, не пытается произносить изолированных звуков и звукосочетаний и не понимает простых высказываний в год, то это считается симптомом более серьезных проблем.

В среднем ребенок начинает самостоятельно строить развернутые предложения к трем годам, хотя не является патологией как слишком ранняя речь (в полтора года), так и запоздавшая (но не позже четырех). При этом необходимо помнить, что по причине разных условий жизни и воспитания дети развиваются по-разному. Поэтому основным критерием оценки речевого развития ребенка является не продуктивная речевая деятельность (построение предложений, активное говорение и т.д.), а рецептивная (степень понимания слов и их значений). Менее разговорчивые дети в дальнейшем с большей легкостью овладевают навыками письма, чем их более коммуникабельные сверстники. Условия, в которых воспитывается ребенок, также имеют немаловажное значение. Необходимо, чтобы ребенок с самого раннего возраста слышал именно правильную речь, которая не испорчена имитацией якобы детского языка (т. е. нарочито картавого). Очень скоро ребенок начинает копировать ту манеру речи, которую он слышит чаще, и поэтому неправильная речь взрослых приводит к речевым нарушениям, которые, не являясь серьезными, тем не менее с трудом поддаются коррекции. Кроме правильности, необходимы еще компоненты – внятность, четкость и многократность произношения.

Диагностикой речевых патологий и их коррекцией занимается логопедия. Речевые нарушения чаще всего бывают проявлением более серьезных проблем (например, заболеваний центральной нервной системы), поэтому очень часто дети с подобными отклонениями имеют слабое здоровье в целом, подвержены головокружениям, приступам слабости, перепадам артериального давления. Соответственно, процесс обучения затрудняется сниженным восприятием.

В задачи коррекционной педагогики и социальной реабилитации входят такие, как своевременное выявление и исправление нарушений, обучение родителей и педагогов общим понятиям логопедии. В течение коррекционных занятий происходит стимулирование познавательных потребностей ребенка, корректирование патологий и помощь в овладении процессом умственной работы, которая, в свою очередь, необходима Для продуктивного освоения языка. Речевая активность также нуждается в повышенной стимуляции, так как дети с нарушениями вербализации своих высказываний отличаются пониженным коммуникативным уровнем. Для этого производится стимуляция не только речевой, но и речемыслительной деятельности ученика, куда включается мотивированность высказывания, предвидение конечного результата, обучение отбору лексических, грамматических, синтаксических форм выражения своих мыслей. Особенности проведения коррекционно-педагогической работы с такими детьми заключается в том, что их психофизическое состояние крайне неустойчиво, следовательно, постоянно меняется их настрой на работу, возникает рассеивание внимания, быстрая утомляемость. Следует помнить и о том, что восприятие оценок и замечаний педагогов крайне обострено. Принимая во внимание все вышесказанное, при коррекционной работе рекомендуется облегченный режим обучения. Облегченный режим обучения характеризуется индивидуальным подходом и особым психологическим климатом. Педагог должен мягко и корректно указывать на ошибки ученика, более детально и подробно излагать свои инструкции, обращая внимание на манеру собственной речи. Речь преподавателя должна быть четкой, внятной, выразительной, а предложения – короткими, без сложных оборотов. Например, заикающихся детей рекомендуется опрашивать с места, не в первую очередь или после занятий, не заменяя устный ответ письменным.

В случае более тяжелых нарушений предлагается перевод ребенка в специальную школу, где существует две разновидности классов – для детей с тяжелой степенью заикания и поражениями центральной нервной системы (например, афазией). Учебная программа в таких школах более растянута во времени (12 лет обучения) и имеет ряд специфических коррекционных приемов. Характерна и низкая численность учащихся в классе (не более 12 человек). После окончания такой школы дети получают аттестат о неполном среднем образовании. В образовательных программах таких школ предусмотрено среднее специальное образование. При этом образовательная работа сочетается с лечебно-оздоровительными мероприятиями, соблюдается единство коррекции речи, общей жизнедеятельности организма и психических процессов. Работа с вокабулярием детей направлена на расширение пассивного и активного словарного запаса, умение оперировать лексическими единицами с полным осознанием семантики для построения связного и точного высказывания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: