Характеристика детей с задержкой психического развития

Нарушения интеллекта у детей возникают по разным причинам и, соответственно, имеют различные проявления. Есть патологии врожденные и приобретенные. Причиной первых становятся родовые травмы, послеродовые осложнения, патологическая беременность, неправильное поведение матери в период вынашивания (курение, употребление наркотиков, алкоголя, «пьяное» зачатие). Травмы интоксикации, инфекции, гормональные расстройства и стрессовые ситуации, полученные в период младенчества и детства, провоцируют нарушения интеллекта.

Если у ребенка страдает только эмоционально-волевая сфера при сохранном интеллекте, то даже в этом случае будет наблюдаться задержка развития на основании неустойчивого и незрелого характера, предрасположенности к аффективным состояниям, усугубленной проблемами в детском коллективе. Следовательно, произойдет снижение познавательного интереса и падение работоспособности в целом.

Задержка в развитии ребенка, обусловленная церебрально-органическими поражениями, предполагает нарушение интеллектуальных функций в целом, неполноценность эмоционально-волевой сферы.

Ко всему вышеперечисленному часто прибавляется и физическая неполноценность. В подобном случае необходима не только психолого-педагогическая коррекция, но и серьезная медицинская помощь. Задержка в развитии имеет очень большое клиническое разнообразие и прогностическую неоднородность. Очень многое зависит от того, с чем конкретно она связана: с низким психическим тонусом, эмоциональной незрелостью, ослабленной функцией памяти и внимания, мобильностью психических процессов, неполноценным формированием коры головного мозга. Случаи с эмоционально незрелыми детьми и состояниями астении представляют собой наиболее легко решаемые проблемы. Затрудненное вследствие органических поражений функционирование коры головного мозга является наиболее тяжелой формой. Обучаемость и общее развитие таких детей снижены настолько, что делает процесс обучения практически невозможным, поскольку первооснова для формирования интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, нейрофизиологии и соматики часто оказывается дефектной. Задержка развития чаще всего выявляется в период подготовки к школе или в начальных классах. Хотя, с другой стороны, задержка развития в этом возрасте может являться следствием психологического потрясения в виде радикальной смены образа жизни (похода в школу, развода родителей, переезда). В таком случае данное нарушение отличается аутичным состоянием. При правильной коррекции и помощи психолога ребенок достаточно быстро возвращается к нормальной жизнедеятельности.

Задержка развития интеллекта бывает как в легкой, так и в тяжелой формах. По направленности можно выделить интровертивную и экстравертивную. Интровертивная форма выражается во внутренней концентрации ребенка и своеобразной безответности внешнему миру. Естественно, в первую очередь страдают функции памяти, внимания, концентрации и восприятия. Экстравертивная форма характеризуется инфантильностью поведения, учащенными капризами, демонстративным поведением в попытке привлечения внимания взрослых и сверстников. Все вышеописанное касается только легкой формы патологии, не связанной с церебрально-органическими поражениями.

Термин «задержка психического развития» применяется для определения детей с минимальными органическими повреждениями или недостаточной деятельностью центральной нервной системы. Кроме того, дети, находящиеся в условиях социальной депривации, также страдают задержкой развития. Эмоциональная сфера таких детей крайне незрелая, часто демонстрируется инфантильное поведение и мышление. Природа явления задержки психологического развития заключается в патологическом запаздывании развития лобных долей головного мозга или функциональных расстройств, связанных с деятельностью головного мозга. С точки зрения психолого-педагогической характеристики классификация представляется затруднительной по причине разнородности и разнообразия проявлений задержки психологического развития. Детям с подобным нарушением свойственен ряд особенностей, которые могут быть более или менее выражены, существовать по отдельности или быть представленными комплексно.

Самое главное отличие таких детей – отсутствие готовности к процессу обучения в школе при несформировавшихся навыках и умениях. Счет, чтение и письмо требуют особой программы, благодаря которой ребенок может овладеть основными навыками. Другой аспект – незрелость эмоционально-волевой сферы, точнее ее возрастное несоответствие. Возникают проблемы с поведением, отношениями в коллективе и с учителем. При организации свободной деятельности они также испытывают трудности по причине неразвитости творческого начала. Подобное состояние усугубляется нездоровой нервной системой: от переизбытка информации возникают головные боли, перегружается нервная система (на фоне чего развивается нервное истощение, рассеянность внимания). Все это приводит к снижению работоспособности в целом. В таких случаях следует относиться к ребенку с повышенным вниманием и терпением. В зависимости от индивидуальных возможностей одни дети сохраняют силы на протяжении достаточно длительного времени, но им необходим режим вырабатывания, другие с течением времени лишь больше устают. Нехватка внимания отрицательно сказывается и на перцептивной функции, что проявляется в поверхностности знаний, их обрывочности. Замечено, что такие дети затрудняются узнать предмет, когда тот находится в непривычной позиции, контурные и схематичные образы, особенно когда те накладываются друг на друга. Темп переработки информации замедляется, поскольку процессы памяти недостаточно продуктивны, объем памяти ограничен.

Дети с замедленным развитием отстают во всех формах мышления. Мыслительные операции – анализ, синтез, обобщение – не сформированы. Познавательная деятельность ослаблена. Отличие наблюдается и в речи, где характерны негрубые нарушения произношения и грамматического строя, возникающие вследствие неинтенсивной артикуляции и невнимания. Связность и логика высказывания не соответствуют возрастному уровню. Поведение детей в школе ближе к дошкольному, где ведущий вид деятельности — игра. Принципиальное отличие таких детей от умственно отсталых заключается в том, что при должной и своевременной коррекции можно добиться больших результатов в исправлении этого недуга. Однако это невозможно в условиях современной массовой средней школы, так как эти дети фактически выпадают из процесса обучения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: