Введение. К числу основных форм научно-исследовательской деятельности высшей школы, охватывающих студентов в течение всего периода обучения относятся

К числу основных форм научно-исследовательской деятельности высшей школы, охватывающих студентов в течение всего периода обучения относятся учебно-исследовательские работы (курсовые и дипломные проекты, бакалаврские работы), учебные, производственные, преддипломные практики и т.д.

Процесс получения высшего образования не ограничивается только представленными выше формами. Ежегодно проводится ряд научно-практических конференций, конкурсов грантов, дипломных и курсовых работ, исследовательских проектов студентов, участие в которых обеспечивает качественно новый уровень ведения вузом образовательной деятельности. Умение составить программу, провести научное исследование с последующим представлением его результатов – одно из важных умений молодых специалистов. Отсюда важным представляется необходимость формирования у студентов культуры проведения научно-исследовательской деятельности.

В учебно-исследовательских работах студентами демонстрируются приобретенные знания и навыки, способность самостоятельно «добывать» знания и умение обрабатывать литературные источники разного уровня (монографии, научно- и учебно-методические разработки, программы, законы и акты нормативно-правового обеспечения образовательной деятельности, материалы сборников научно-практических и методических конференций, публикаций периодической печати и др.).

Согласно требованиям государственного образовательного стандарта и федерального государственного образовательного стандарта по специальностям 050706 – «Педагогика и психология», 050703 – «Дошкольная педагогика и психология», направления подготовки 050400 – «Психолого-педагогическое образование» квалификационная (курсовая, дипломная, бакалаврская) работы предназначены для определения исследовательских умений студента, глубины его знаний в избранной научной области, относящейся к профилю специальности и направления подготовки, и навыков экспериментально-методической работы.

Выпускная квалификационная работа выполняется в форме, соответствующей определенному уровню высшего профессионального образования: для квалификации (степени) «бакалавр» – в форме бакалаврской работы; для квалификации (степени) «специалист» – в форме дипломной работы.

Содержание квалификационной работы должно соответствовать проблематике дисциплин общепрофессиональной или предметной подготовки в соответствии с государственным образовательным стандартом и федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

Требования к объему, содержанию и структуре квалификационной работы определяются высшим учебным заведением на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальностям 050706.65 – «Педагогика и психология», 050703.65 – «Дошкольная педагогика и психология» и федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400.62 – «Психолого-педагогическое образование», Положения об итоговой государственной аттестации выпускников СВФУ, завершивших обучение по основным образовательным программам ВПО, и Методических рекомендаций по проведению итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений по специальностям педагогического образования, разработанных учебно-методическим объединением по специальностям педагогического, психологического образования.

Целевой установкой квалификационной работы специальностей 050706.65 – «Педагогика и психология», 050703.65 – «Дошкольная педагогика и психология» и направления подготовки 050400.62 – «Психолого-педагогическое образование» является систематизация и расширение теоретических и практических знаний по специальностям и направлению подготовки, применение их при решении конкретных научных, педагогических и психологических задач; развитие навыков самостоятельной работы и овладение студентами методикой исследования.

В число основополагающих требований к выполнению таких работ включены:

1) актуальность тематики, ее соответствие современному состоянию и перспективам развития психолого-педагогической и методической отраслей гуманитарного знания;

2) критический анализ литературы (в том числе, периодической, монографической и др.) по теме исследования;

3) исследование истории исследуемой проблемы и оценка ее современного состояния, а также передового психолого-педагогического или методического опыта учителей начальных классов города, региона, страны, в том числе и зарубежного (если таковой имеется);

4) определение объекта и предмета, цели и задач, новизны, практической значимости, методов исследования;

5) определение логики исследования в соответствии с поставленными целями и задачами квалификационной работы;

6) обобщение результатов исследования, обоснование выводов и методических рекомендаций.

Данное учебное пособие предназначается для студентов работающих не только над курсовыми, дипломными и бакалаврскими исследованиями, но и изучающих дисциплины «Качественные и количественные методы психолого-педагогических исследований», «Основы научных исследований в педагогике и психологии», ядром которых является методология и методы научных исследований, а также способы их организации.

В результате изучения данных теоретических курсов и выполнения исследований в рамках выбранной темы студент должен освоить методологию и методику научных исследований, а также уметь отбирать и анализировать необходимую информацию, формулировать цель и задачи, планировать и проводить эксперимент, обрабатывать результаты программы психолого-педагогической диагностики, сопоставлять результаты эксперимента с теоретическими предпосылками и формулировать выводы, составлять программу, доклад или статью по результатам научного исследования.

Таким образом, целью данного учебного пособия является изучение вопросов, связанных с планированием, организацией и проведением научных исследований в области педагогики и психологии.

Учебно-методическое пособие построено таким образом, что студент, обучающийся на очной или заочной формах, может использовать его как руководство к написанию курсовых и итоговых квалификационных, бакалаврских работ и добиваться высокого результата научной деятельности с помощью постоянного самоконтроля и самооценки. Последовательное практическое использование советов упростит и ускорит сложный труд начинающего исследователя, сделает его во многом не только самообучающим, но и саморазвивающим. Освоение технологии исследовательской деятельности и ее понятийного аппарата, безусловно, положительно скажется на качестве всей профессиональной подготовки, а позже отразится и на самостоятельной деятельности начинающего педагога, психолога.

Настоящее учебно-методическое пособие соответствуют требованиям, предъявляемым к работам данного вида, и является дидактическим инструментом для студентов и преподавателей.

При его составлении были использованы материалы Государственного образовательного стандарта по специальностям 050607 – «Педагогика и психология», 050703.65 – «Дошкольная педагогика и психология» и Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки 050400.62 – «Психолого-педагогическое образование»; Положения об итоговой государственной аттестации выпускников СВФУ, завершивших обучение по основным образовательным программам ВПО; Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в Российской Федерации», утвержденного постановлением Государственного комитета РФ по высшему образованию; Методических рекомендаций по проведению итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений по специальностям педагогического и психологического образования, разработанных УМО по специальностям гуманитарного направления, ГОСТ Р 7.0.5. - 2008 «Оформление библиографии. Общие требования и правила составления», библиографическая ссылка (по ГОСТу Р 7.0.5. – 2008 «Библиографическая ссылка»), а также материалы (Васильева И. А.Типы исследования в психологии(М., 1993.), Атласова С. В. Требования к оформлению рукописей: методические указания (Якутск, 2000), Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии (СПб., 2000), П. И. Образцова «Методы и методология психолого-педагогического исследования» (М., 2004), Г. И. Андреева, С. А. Смирнова, В. А. Тихомирова «Основы научной работы и оформление результатов научной деятельности» (М., 2004), Наследова А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных (СПб., 2004), Рогожина М. «Как написать курсовую и дипломную работу» (СПб., 2005), Волкова Б. С. Методология и методы психологического исследования (СПб., 2010), Птицыной О. Н. Технология психолого-педагогического исследования в вузе (Якутск, 2010), Корниловой Т. В. Введение в психологический эксперимент (М., 2011).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: