Задание № 1. Анализ текста.
Для работы в диадах (парах) студентов или слушателей
Инструкция: «I. Напишите на листочке бумаги одно законченное предложение. 2. Передайте свой листок бумаги соседу — партнеру по диаде. 3. Напишите в течение 10 мин небольшой связный текст, используя в качестве его основной смысловой единицы предложение вашего партнера».
Цель задания: осознать существование смысловых единиц, отрефлексировать их различные формы в тексте.
Ход задания: после выполнения задачи составления текста его анализируют в группе, обсуждая следующие вопросы: 1. Что понимал автор каждого текста под смысловой единицей? 2. Можно ли восстановить (пусть примерно) первоначальное предложение, которое было исходной смысловой единицей? 3. Насколько совпадает пони-
мание автором текста исходного предложения с пониманием его коллеги — участника диады?
Результаты обсуждения фиксируются в выводах, отражающих результаты работы группы.
Задание № 2. Провести контент-анализ следующего текста
|
|
Цель задания: выделить существование в тексте самых разных возможностей для построения единицы анализа.
Ход задания: группа разбивается на подгруппы, каждая из них независимо друг от друга выполняет задание, доводя его до логического конца, т. е. подсчитывая, сколько в тексте смысловых единиц.
Результаты обсуждения фиксируются в виде выводов, отражающих конкретные данные группы.
Текст для анализа: «Что же касается общего и даже физического существования законов организации, то оно подразумевает по меньшей мере их инвариантность в ходе психического развития (и теоретики формы это первые утверждают). Поэтому предварительным вопросом ортодоксальной доктрины формы (а здесь мы ограничиваемся именно ею, хотя некоторые более осторожные сторонники гештальтпсихологии, такие, как Гельб и Гольдштейн, отвергают гипотезу «физических форм») является вопрос о неизменяемости в процессе психического развития некоторых основных форм организации, в частности форм перцептивных «константностей».
Из кн.: Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — М., 1969. — С.117.