Понятие административно-правового отношения. Субъекты и объекты административно-правового отношения

Административно-правовые отношения составляют один из важнейших элементов механизма административно-правового регулирования общественных отношений в сфере исполнительной власти. Являясь разновидностью правовых отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в различных областях и сферах жизни, они выражают все основные признаки любого правового отношения. В самом общем виде административно-правовое отношение можно определить как урегулированное административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, стороны которого выступают в качестве носителей взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных административно-правовой нормой.

Административно-правовые отношения в отличие от иных правовых отношений (прежде всего, гражданско-правовых) являются властеотношениями, т.е. построенными на началах «власть — подчинение». Природа государственно-управленческой деятельности, в процессе которой реализуется исполнительная власть, непременно требует наличия особого субъекта, способного быть наделенным властью и возможностями ее практического использования. Поэтому административно-правовые отношения всегда в качестве одной из своих сторон (участников) имеют такого субъекта. Это – определяемые административно-правовыми нормами исполнительные органы (должностные лица), которых эти нормы наделяют соответствующим объемом властных полномочий, необходимых для осуществления задач и функций исполнительной власти. Следовательно, административно-правовое отношение имеет специфическое субъектное выражение, т.е. в нем есть субъект, формулирующий соответствующие волеизъявления, адресуемые другой стороне.

В административно-правовых отношениях прямо и непосредственно выражаются воля и интересы государства, публично-правовой, т.е. государственный, интерес. Эти отношения прямо связаны с обеспечением управленческих целей и задач государства. Именно поэтому в административно-правовом отношении одной из сторон всегда является официальный и полномочный субъект исполнительной власти (исполнительный орган, должностное лицо). Несмотря на то, что в таких отношениях могут участвовать самые различные стороны, в них всегда имеется обязательная сторона. Поэтому административно-правовые отношения не могут возникать между гражданами или негосударственными объединениями.

Субъектами административно-правовых отношений могут выступать любые участники управленческих отношений: граждане, иностранцы, лица без гражданства и лица, наделенные специальными статусами, такие как, беженцы, вынужденные переселенцы, военнослужащие, студенты, а также государственные органы, общественные объединения, организации, учреждения, предприятия и их коллективы. Таким образом, из представленного перечня субъектов административно-правовых отношений видно, что они могут быть как индивидуальными, так и коллегиальными.

Административно-правовые отношения, как и все иные правоотношения, имеют свой объект. Им является воля, сознание и поведение (действия) людей, управляемых в сфере реализации исполнительной власти. Иногда в качестве объекта административно-правового отношения ошибочно называют какой-либо материальный предмет (например, орудие правонарушения), забывая при этом, что административно-правовому регулированию подвергается не вещь, а действия человека по отношению к этой вещи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: