Этапы процесса принятия решений

Этапы процесса разработки управленческих решений легко привести, опираясь на структурную схему процесса РУР (рис. 4.3).

ЛПР при разработке управляющего решения имеет дело прежде всего с информацией и формирует на ее основе детализированную модель актуальных изменений, т.е. решение.

Определим, какая информация необходима для генерирования основных сущностей (нематериальных компонент) УР - проблем, целей, критериев и их весов, ресурсов и ограничений, альтернатив, правил фильтрации и выбора.

I этап. Сбор и уточнение информации о проблемной ситуации

II. этап. Формирование множества моделей изменений (альтернатив)
III. этап. Осуществление выбора (собственно принятие решения)
IV. этап. Реализация решения (внесение изменений в систему)
2. Анализ состояния организации Определение проблемы, видения и миссии (для стратегических решений), целей, критериев и решающего правила выбора
1. Анализ состояния внешней среды и тенденции ее изменения (для стратегических решений)
3. Сбор существующих альтернатив (формирование коллекции)
4. Генерация оригинальных альтернатив
6. Выбор оптимального решения
5. Сужение множества альтернатив (фильтрация)
7. Детализация решения, разработка на основе критериев и корреляционных взаимосвязей системы контрольных показателей эффективности
8. Внедрение модели требуемых изменений в организацию и контроль за выполнением решения по системе показателей


Петля обратной связи

Рис. 4.3. Этапы процесса разработки управленческого решения

Для определения стратегических целей нужна информация о целях всех субъектов целеполагания и ситуации окружающей среды.

Оперативные цели - подцели стратегической системы целей и, по сути, обусловлены разработанной стратегией с позиции выполнения требуемых подфункций.

Для определения стратегических проблем необходима информация о текущем состоянии организации и стратегических целях.

Для определения оперативных проблем требуется информация о текущем состоянии подсистемы и требуемом состоянии, обусловленном оперативными целями.

Критерии - это количественные модели целей, т.е. их формальное представление в измеряемых категориях.

Веса критериев определяются исходя из значимостей целей в их системе, определяющей стратегию организации (так, большая стоимость проекта может быть менее значимым критерием, если при этом обеспечивается лучшее по качеству обслуживание клиента в случае стратегии, ориентированной не на минимизацию издержек, а на формирование имиджа компании, заботящейся об интересах клиентов).

Ресурсы и ограничения - это все те материальные и нематериальные компоненты, которые могут быть применены в деятельности организации, и ограничения (пределы их использования, например, определенный имидж организации как специфический ресурс накладывает ограничения на множество приемлемых альтернатив). Для определения состава ресурсов и ограничений их качественной и количественной оценок необходима информация о текущем состоянии организации и внешней среды в ресурсных аспектах. Например, если разрабатывается земельный кодекс (фактор дальнего окружения), а организация — фермерское хозяйство (фактор внутренней среды), то необходимо знать, в какие сроки планируется принятие кодекса, сколько земли может приобрести или арендовать хозяйство, какие требования предъявляются и т.п.

Проекция «Пересечения» всех ресурсов и проблем организации на ее цели позволяет генерировать множество альтернатив, ограничения - сузить область приемлемых альтернатив, критерии - определить их эффективность и принять оптимальное решение.

ТЕМА 5


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: