Цель мер административного пресечения:
1. предотвращение противоправного действия. Могут применяться и после завершения противоправных действий с целью привлечения лица к ответственности.
Черты мер административного пресечения:
1. Главная отличительная черта – для применения мер пресечения всегда должно иметь место противоправное действие, выражающееся в правонарушении (вне зависимости от отраслевой принадлежности).
2. Как правило, силовые меры, предполагающие ограничение личных прав.
3. Применяются в условиях ограниченности времени и неочевидности всех обстоятельств.
4. Применяются к самому широкому кругу субъектов.
Основания применения мер пресечения:
1. совершение правонарушения или объективно противоправного деяния.
Виды мер пресечения:
1. общие меры пресечения
- требование прекратить противоправное поведение
- требование устранить допущенные нарушения
Могут применяться в самом широком перечне ситуаций. Специфика мер: связаны с наименьшим ограничением прав и свобод, имеют наиболее простой порядок применения, применяются ко всем – самый широкий круг субъектов.
2. специальные меры пресечения.
- применение физической силы
- применение специальных средств
- применение огнестрельного оружия
Чем значимее ограничиваемое право и чем более неблагоприятным последствиям могут привести применение меры – тем больше требований к данным мерам пресечения, тем больше обстоятельств, при которых конкретная мера специального пресечения не может быть применена в принципе.
Регламентация применения осуществляется в отношении каждого специального средства или в отношении оружия.
3. процессуальные меры пресечения.
Применяются в рамках того или иного производства/процедуры. Не связаны с применением физической силы, специальных средств и как правило являются результатом контрольно-надзорной деятельности. => приостановление действия лицензии и т.д.
56. специальными мерами административного пресечения являются применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Применение их, в основном, регламентировано Законом "О милиции", пятый раздел которого так и называется "Применение милицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия», в котором были реализованы требования, изложенные в основных принципах применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка, принятые восьмым Конгрессом ООН.
При этом необходимо учитывать, что положения Закона "О милиции" в части применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия распространяются не только на работников милиции, но и на другие категории граждан, имеющие право ношения и хранения табельного огнестрельного оружия (например, работники Государственной фельдъегерской службы при Министерстве связи и информатики Республики Беларусь).
Цель применения специальных мер административного пресечения - прекращение противоправного деяния. Они применяются только то-да, ко-да иными способами грекрат/ть такое деяние не представляется возможным. При применении специальных мер пресечения могут использоваться:
-средства простого физического воздействия (боевые приемы борьбы, использование служебных собак); -воздействие с помощью технических средств (наручников, резиновых палок, средств связывания, специальных химических веществ, светозвуковых устройств отвлекающего воздействия, устройств для вскрытия помещений и принудительной остановки транспорта, водометов, бронемашин и других специальных и транспортных средств); - использование огнестрельного оружия.
Применению специальных мер административного пресечения, когда это возможно, должны предшествовать предупреждения о намерении их использовать. Специальные средства и огнестрельное оружие не применяется против женщин с видимыми признаками беременности, малолетних, а также инвалидов с явными признаками инвалидности, за исключением случаев совершения ими вооруженного нападения или иных действий, угрожающих жизни и здоровью людей.
Вовсех случаях, когда избежать применения физической силы, специальных средств и оружия невозможно работники милиции обязаны стремиться причинить наименьший вред здоровью, чести, достоинству и имуществу граждан, а также обеспечить предоставление пострадавшим медицинской и иной помощи.
Применение специальных мер административного пресечения в случаях и порядке, противоречащих Закону "О милиции", влечет ответственность, установленную действующим законодательством.
57. Административно-предупредительные и административно-восстановительные меры принуждения.
Административное принуждение - особый метод государственного управления. Его специфический признак - властно-принудительный характер мер административного принуждения. Суть этих мер заключается совершении необходимых мероприятий независимо от воли лица, в отношении которого они совершаются. Следовательно, принудительные меры связаны с возможностью заставить управляемый объект совершить определенные действия или позволить совершить такие действия по отношению к нему.
Административное принуждение как особый вид принуждения:
*является принуждением, основанном на законе, т.е. применяется исключительно в случаях и в порядке, предусмотренных нормами административного права;
*осуществляется только уполномоченными на то должностными лицами;
*характеризуется преимущественно внесудебным порядком применения;
*не связано с отношениями служебной подчиненности (в отличие от дисциплинарного принуждения);
* отличается оперативностью, а также процессуальной простотой применения;
*применяется в отношении физических и юридических лиц;
Административное принуждение находит свое выражение в наборе мер принуждения, которые можно классифицировать на следующие группы в зависимости от характера и степени принудительного воздействия, а также цели принуждения:
- административно-предупредительные;
- административно-пресекательные;
- административно-восстановительные;
- меры юридической ответственности.
Таким образом, административное принуждение применяется как для предупреждения неблагоприятных социальных последствий, так и для прекращения противоправного действия субъектов права, а также исправления сложившейся в результате противоправного поведения ситуации, а также привлечения нарушителя к юридической ответственности.
1. Административно-предупредительные меры отличаются от прочих мер административного принуждения, что они применяются до наступления неблагоприятных последствий чьего-то асоциального или антисоциального поведения, т.е. в отношении заведомо законопослушных субъектов административного права. Их цель - предотвращение вольного или невольного причинения вреда жизненно важным общественным интересам со стороны различных субъектов. Такие меры принимаются как с целью предотвращения распространения опасных заболеваний, так и в целях предотвращения уклонения от уплаты налогов со стороны юридического лица.
К числу административно-предупредительных мер относятся: карантин; принудительный осмотр и досмотр багажа; реквизиция грузов; медицинское освидетельствование; ревизии, проверки; регистрационные и лицензионные процедуры и т.п.
Административно-восстановительные меры выделяются в юридической литературе как самостоятельные группы мер административного принуждения, которые применяются в целях восстановления прежнего положения вещей, существовавшего до совершения правонарушения, возмещения причиненного ущерба. К ним, например, относят снос самовольно возведенного строения, возмещение имущественного ущерба и др.